Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Аруначала. Возвращение.

Вернуться к Аруначале получилось через год с небольшим – в январе 2008-го. Это уже был сухой сезон – лимонная трава была высохшая, шуршала под ногами и пахла очень слабо.

Я опять списался с ашрамом, опять получил согласие на 3 ночи… Запомнилось – мы с попутчиком стоим перед президентом ашрама, который переводит взгляд с одного на другого и вдруг широко мне улыбается – видимо, узнал! Я, конечно, улыбаюсь в ответ. Когда он переводит взгляд на моего товарища, улыбка гаснет, на меня – появляется вновь)) Поселяют нас в филиале – в двухэтажном доме на тихой улице в 10 минутах ходьбы от ашрама.

Идем здороваться с Горой. Ощущения – будто вернулся домой, в место где тебя безусловно любят, где тепло и уютно. Недаром Рамана Махарши, придя сюда в 16 лет, остался с Аруначалой навсегда…

5.jpg

Наутро идем совершать Гири продакшину – обход священной горы.
Обходить решили, конечно, не по дороге, а по малому кругу – по тропе непосредственно у подножия Горы. Вышли рано, еще в полной темноте, чтобы успеть обойти до наступления полуденного зноя.

Накануне провожали солнце, сидя там, где это много лет делал Рамана. Солнце село в начале седьмого, а калитку, ведущую из ашрама на Гору, закрывают в шесть, так что мы поневоле разведали обходную тропинку, ведущую вокруг ашрама, проходящую мимо мрачного в темноте храмового пруда и самогО небольшого храма. Поэтому знакомой уже тропинкой опять обходим ашрам, который еще закрыт, и двигаемся по дорожке, начиная обход.

Еще совсем темно, идем с фонариками. Дорожка постепенно превращается в тропу, ведет через ручей, через колючие кусты. Потихоньку начинает светать. Проходим мимо шалаша, построенного прямо у тропинки. Внутри – никого, только маленький лингам из черного камня, прислоненная к нему картинка с изображением Шивы и мала из рудракши.

3.jpg

Ощущения необычности не покидают – тропа то выводит на широкую поляну, на которой пасутся лошади, то ныряет в лес, на опушке которого стоят раскрашенные фигурки.

26.jpg

Иногда вдруг деревья расступаются, и выходишь к озеру, потом к другому, к третьему…
На противоположном берегу очередного пруда видим древний полуразрушенный храм, а в воде по пояс – бородатый человек в оранжевой одежде сложил ладони перед грудью и что-то тихонько шепчет. Почудилось, что это дух брамина из развалин храма… Подойдя ближе, здороваюсь – Ом Намах Шивайя! В ответ неожиданным басом – Харе Ом!

25.jpg

Вдруг выходим к крохотному бетонному прудику. Воды в нем примерно по колено, но в нем цветут лотосы. На краю стоит колонка. Покачали ручку, полилась вода. Поняли, что если не подкачивать в прудик воду, то на такой жаре вода из него быстро испарится, и лотосы погибнут. Поработали, наполнили прудик до краев))

2.jpg

Деревья редеют, ландшафт делается более каменистым. Наверху огромного валуна сидит дедушка-садху и повернувшись в сторону уже выглянувшего солнца, бормочет себе под нос какие-то мантры. Увидев нас, слезает с валуна, ждет, когда мы подойдем. Указывая на Гору, говорит – пуджа! Мой товарищ бурчит – не надо нам пуджа, я вообще христианин, и денег у меня нету, ноу мани, понял? Дед благодушно улыбается и говорит – не, не надо денег. Что-то стал начитывать, повернувшись лицом к Аруначале и иногда касаясь рукой наших голов. Потом одел каждому на шею по красному шнурку с нанизанной на него рудракшиной.

22.jpg

Идем дальше. Ландшафт опять меняется – издалека похоже на редкий сосновый бор. Подойдя ближе, видим, что это совсем не сосны, а неизвестные нам деревья. Солнце уже палит вовсю. Пройдя примерно 3/4 пути, выходим к большому храму с большими раскрашенными фигурами людей и животных. Немного отдохнули в его прохладе и отправились дальше. Но с этого места пришлось спуститься вниз, прямо в город, и заканчивать обход уже по шумным и пыльным городским улицам.

6.jpg

В столовую ашрама нам удавалось попасть только на ужин. Столовая – большой зал с колоннами и мраморным полом, на котором уже разложены тарелки, сделанные из сшитых листьев. Рядом – металлический стакан. Люди заходят, садятся рядами перед этими «тарелками». Меню однообразное – рис с далом, молоко, банан или фруктовый салатик. Едят руками, вилок-ложек нет. Интересно наблюдать за некоторыми европейцами без опыта еды руками – дал течет у них от кистей к локтям, и они свои руки регулярно облизывают))

17.jpg

На следующее утро опять выходим затемно – нас ждет подъем на вершину. По утренней прохладе идется хорошо, бодро) Еще в самом начале пути обгоняем пару – гид (мы его видели раньше у калитки, ведущей на Гору, где обычно тусуются аруначальские гиды) и дедушка индиец лет 80 на вид. Причем дед идет босиком. Я тогда еще сильно удивился – это ж надо, камни-то острые попадаются, неужели дойдет? Причем обувь с собой не несет – руки пустые, даже воды с собой нет.

Дошли до Скандашрама, посидели там, отдохнули в прохладе – солнышко хоть только-только выглянуло, но уже прилично жарко. Пришел босой дедушка и, почти не отдыхая, пошел потихонечку наверх. Мы его потом обогнали, но на вершину он пришел практически одновременно с нами (мы-то много где останавливались, фотографировали, и вообше шли не прямо, а всяческими зигзагами))

12.jpg

По пути познакомились с молодым индийцем, который тоже был босиком. Он нес наверх воду, сказал, что живет на Аруначале. И правда, около вершины стояла палатка, из которой вышел еще один парень, и они стали греть на костерке закопченный чайник. Угостили нас очень вкусным травяным чаем.

Потом один из них повел нас вокруг вершины, и на противоположной стороне привел нас к маленькой пещерке, в которой горела лампадка, стоял черный каменный лингам и несколько картинок с изображением Шивы. Провел там для нас пуджу. Очень душевная пещерка!

14.jpg

В этот раз мы взяли с собой и пару кокосов, и несколько пачек печенья, чтобы покормить обезьян на вершине. Правда, вожак стаи оказался очень уж сволочным – отбирал у всех печеньки, которыми мы их угощали. Нам пришлось даже разойтись по разные стороны площадки, чтобы угостить побольше обезьян, но этот клыкастый гад метался там, как демон и у всех всё отбирал. Не жалел даже деток – одного малыша вообще с камня сбросил, тот аж закричал. Мой товарищ, много лет занимавшийся айкидо, всё примеривался врезать в пятак этому вожаку – я, говорил, покажу ему, как маленьких обижать! Но обезьян был осторожен и близко к нам не приближался.

Позже, когда я на что-то отвлекся, вдруг почувствовал в своем кармане чью-то руку. Оказалось, этот стервец приметил, откуда я печеньки достаю, и полез в мой карман! Я хлопнул по карману, но было поздно – грабитель отскочил, держа в лапе мою любимую бандану. Тут уж я озлился и двинулся на него с твердым намерением отобрать назад свою собственность. Разбойник отступил к самому краю большого валуна, за которым начиналась пропасть. Туда уже я за ним не пошел – больно уж велик был риск свалиться. А этот сел на самом краешке и стал мою бандану в лапах вертеть и на вкус пробовать, только что на голову не примерял). Тогда до меня дошло, как его перехитрить – я вынул печеньку, показал ему и кинул ее в другую сторону. Он бросил мою бандану и поскакал за печенькой, а я в это время подобрал свой головной убор.

Спустившись с вершины, мы зашли посидеть в пещере Вирупакше. Мой товарищ просидел там недолго и вскоре вышел на белый свет. Объяснил потом, что ему там тяжело было, как будто явно ощущалось чье-то присутствие, и вообще что-то произошло, только непонятно, что именно.

Кстати, эта пещера веками использовалась для жизни различными отшельниками. Рассказывают, что когда-то в ней жил некий святой (запамятовал его имя), и вот однажды он собрал своих учеников, и объявил, что пришло время уходить ему в махасамадхи. Он наказал им медитировать всю ночь перед пещерой, а утром зайти в нее. Когда утром ученики в нее зашли, они увидели на полу только кучку пепла –всё, что осталось от их учителя. Этот пепел до сих пор в пещере – на возвышении под красным бархатным колпаком. Рядом в плошке с маслом постоянно горит фитиль, за тем, чтобы масло не кончалось, все время следит служитель из ашрама.

На следующий день мой товарищ отказался выходить из номера, сказав, что не заснул ни на секунду. Так что он решил попробовать поспать днем. Я пошел погулять по Горе один. Ни днем, ни на следующую ночь заснуть ему опять не удалось, и он стал проситься уехать, ибо стало уже очень тяжело переносить это состояние. Пришлось соглашаться. Мы собрались, попутчик повесил на портрет Раманы свой шнурок с рудракшей, полученной при обходе, со словами – нет, я ничего отсюда не возьму! Сходили в офис ашрама, отдали ключ и донейшен.

Когда автобус стал отдаляться от Аруначалы, попутчику делалось всё легче и легче, и когда ее перестало быть видно в заднее окно, он облегченно вздохнул и мгновенно уснул. И это в переполненном локалбасе!

А я уезжал с легкой грустью от расставания… Но я ни капли не сомневался, что я опять сюда вернусь!

19.jpg

Автор и\или источник публикации: 

Borf


Комментариев : 14

мистика какая-то с вашим

мистика какая-то с вашим попутчиком приключилась. интересно, что же это могло быть?..

Этого никто не знает...

Borf аватар

Этого никто не знает... Мистики там предостаточно случается))
Но есть и противоположные примеры - следующий мой попутчик, с которым мы пол Индии объехали, почему-то именно у подножия Аруначалы произнес такие слова:
--Вот говорят люди - там торкнуло, здесь вставило.... А меня как-то нигде не торкает. Интересно - да, бывает, но не более того. Вот бы где-нибудь торкнуло!

Какой-то у вашего попутчика

achadidi аватар

Какой-то у вашего попутчика был странный наркоманский сленг, обычно так именно про наркотики говорят, наверное поэтому и не...

Имхо, если люди стараются поймать ощущения они заняты этим процессом, а не переживанием и осознанием того, где они находятся здесь и сейчас, и кажется поэтому они и пропускают мимо своего сонного сознания и ожесточенно ищущего разума то, что лежит на поверхности.
Впрочем, факторов довольно много, я сама сталкивалась неоднократно, что одно и то же место производит разное впечатление в разные дни, например, в рассказе о Тируваннамалаи https://indonet.ru/s... , в частности описывала этот феномен храма Аруначалешвар.

А мистики в Индии действительно хватает! Особенно, если ты открыт для всего нового и удивительного, оно к тебе и приходит :)

Неет, наркоманом он отнюдь не

Borf аватар

Неет, наркоманом он отнюдь не был! И сленг этот для него был не характерен. Очень порядочный, добрый, открытый человек. Просто повторил чужие слова. Для краткости.
Да и сленг всяческий мы используем всё чаще - особенно в виртуальном общении - чтоб по клавишам меньше барабанить. А разве никто из вас не использует в переписке или постах слово "ща" или "щас"? Примеров ваще много!))
Поймать ощущения... Имхо, мы все здесь этим занимаемся, иначе сидели бы в ближайшей деревне на заднице, живя на ренту от сданной в городе квартиры, и только и делали бы, что осознавали себя здесь и сейчас))

Борис, я и не говорила про

achadidi аватар

Борис, я и не говорила про попутчика, только про сленг... я не понимаю, что означают эти слова просто.
Что такое ща понимаю, ибо вне профессиональной сферы так говорю :) ну и пишу для кратости, время экономлю, ибо пишу обычно много :)
Привычка сокращать может иметь место в случае минимальной важности имхо, то что для меня важно я наоборот стараюсь написать развернуто, что бы люди поняли о чем я.
Так вот когда употребляют подобные слова я не понимаю, что человек хочет сказать, имхо, сами эти слова в моем восприятии носят некий пренебрежительный к описываемому ими явлению оттенок.

У кого-то из древних китайцев была мысль, что бардак в мире возник в том числе и из-за того, что люди перестали называть вещи своими именами, явления оторвались от понятий и последние потеряли смысл. А вот если восстановить связь между каждым предметом и его именем, которое есть соответствующая предмету вибрация, то в мире будет полный порядок :)

Да кто же знает кто чем занимается.... на самом деле.... я вот практически живу на ренту от заработанных когда-то в бытность мою адвокатом и начальником денег, но при этом большую часть времени трачу на этот сайт, что по сути тоже работа, хотя почти бесплатная, на деревню не хватает :) Хотя, конечно, вне дома и вдали от ноутбука я стараюсь осознавать себя и окружающее чаще, чем дома и за ноутом во время написания чего-то и тем более настройки сайта.

не могу сказать на своем

не могу сказать на своем примере, что меня где-то "торкнуло", но, по крайней мере по ощущениям, что-то было в Храме Лотоса. вошла с одними ощущениями, вышла с улыбкой, почему-то так и хочется добавить слово "блаженной". и ощущения были абсолютно другие, более одухотворенные что-ли.

Я свои ощущения от чего-бы то

achadidi аватар

Я свои ощущения от чего-бы то ни было, и от храмов тем более, вообще не могу свести к этому слову, какое-то оно мусорное даже на звук :)
У меня в храмах ощущение света, чистоты, легкости или чето-то такого появляется, да и без храмов впрочем тоже

А мне кажется все очень

achadidi аватар

А мне кажется все очень просто.... У священных мест, коим является Аруначала, сильная энергетика, они потому и считаются святынями и легенды про них в народе ходят.
В зависимости от развитости и восприимчивости человека энергии оказывают на организм определенное воздействие. Иногда через человека просто идет поток энергии, поэтому он как заряженная батарейка не нуждается некоторое время в сне, пока не адаптируется к этому виду энергии. Кто-то в святых местах может чувствовать воодушевление и порхать, или наоборот расплавляться от внутреннего света, кто-то может чувствовать давление и воспринимать его как негативное, в зависимости от установок в сознании, подсознательных тараканов и Бог еще знает каких причин.

Борис, спасибо за

achadidi аватар

Борис, спасибо за подробности, очь интересно! Пригодится для следующего посещения Тируваннамалаи....а то я в прадакшину и не сходила в прошлый раз

Ага, только если по малому

Borf аватар

Ага, только если по малому кругу - слишком рано в одиночку женщине ни нада)) Часов с 8-и утра - нормально, уже люди идут))
А по дороге - безопасно. Но не так интересно))
Имейте в виду - это порядка 16 километров.

Борис, спасибо, учту :) 16 км

achadidi аватар

Борис, спасибо, учту :)
16 км это ведь всего 4 часа ходу :) по прямой ведь, не по горам :)

Прадакшина интересна как по

Прадакшина интересна как по основной дороге, Гириваламу, так и по внутренним отрезкам. Есть свои особенности в каждом варианте. Весь путь по Гириваламу занимает от четырех часов и более, иногда как разгонишься, какая-то волна несет сама, без остановки.

Еда в Шри Раманашрамаме очень разнообразная, если сравнивать с некоторыми другими ашрамами юга. В иные разы в обед дают до десяти компонентов. Есть руками за годы индийских путешествий не научился, потому пользуюсь ложкой. Индусы не обращают внимания, некотрые западноевропейцы не одобряли. Полагаю, есть в Индии самбар ложкой не более странно, чем есть борщ у нас руками.

Насчет бесчисленных персонажей на улице, всем своим видом показывающих, что не ели, мол, сами не помнят с какого дня, и что только определенное кол-во моих рупий могут спасти их от неминуемой голодной смерти, предшествовать которой будут неописуемые мучения. В Индии нуждающихся кормят. Везде и всегда. В Раманашрамаме в 10:30 каждый день Нараяна Сева - кормление бедных. Выстраивается во дворе убедительная очередь этих самых только что умиравших от жутких голодных судорог, порции внушительные. На Гириваламе можно увидеть грузовик, с которого раздают аккуратные пакеты с едой. Примеров более чем, и видны они каждому, кто не ослеплен умилением от собственной благодеятельности.

p.s.: Что такое "сшитые листья" с которых якобы кормят в Шри Раманшрамаме, так и не понял. Сам ел с обычных больших пальмовых листьев. Кстати, в этом году в выходные дни впервые стали наливать кофе или баттермилк в бумажные одноразовые стаканчики.

про раздачи еды поддержу. в

achadidi аватар

про раздачи еды поддержу. в Тиру правда не видела ибо ашрам посещала только по пути на Аруначалу, а вот в Ришикеше видала как у ашрама стоит очередь за едой, причем стояли там не только садху, но и женщины с детьми. в Ганготри в одном из ашрамов тоже наблюдала ежедневные раздачи еды, а однажды паломникам раздавали теплые пледы даже.

А к чему это "якобы"? Если

Borf аватар

А к чему это "якобы"? Если вас кормили с обычных целиковых листьев, то, по-вашему, так оно и было испокон веков?
Листья высушенные, округлые, размером с ладонь. Несколько таких листьев ниткой, большими стежками, были сметаны и в результате получался большой лист размером с поднос. Фото, увы, сделать не догадался.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
о
Н
з
с
Х
Введите код без пробелов, учитывая регистр