Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Ганготри - Гомукх 1.

Из Утаркаши до Ганготри добираемся на общественном джипе, это что то вроде междугороднего маршрутного такси, в который, по индийской традиции набивается как минимум в два раза больше пассажиров, чем положено. А именно порядка пятнадцати человек. На стоянку, с которой отправляются машины в Ганготри и Ришикеш, мы пришли довольно поздно, в начале третьего, так как с самого начала поездки решили никуда не торопиться. Разумеется, все джипы уже /ещё были в пути. Не успели мы подойти к месту и осмотреться, как к нам подбежал какой-то отец семейства, которое тоже направлялось в Ганготри, и стал предлагать неимоверную сделку, что-то вроде того, что мы вдвоём оплачиваем 50% поездки, а они оплачивают вторые 50%, только впятером. Очень долго пришлось ему объяснять, что так не пойдёт. В итоге, по прошествии часа, ему всё же удалось уехать, набрав ещё пару человек в довесок для полной комплектации машины. А мы остались ждать. И прождали до начала пятого, сидя в теньке и потягивая довольно сносный масала чай из ближайших лавок. Надо сказать, что солнце жгло сильно, и приходилось всё время двигаться за тенью по ходу движения солнца, что бы не расплавиться окончательно. Но всё же поехали.

По дороге у нас получилось две остановки, первая около какой-то дамбы, на которой производился сброс воды, это зрелище меня впечатлило. Вторая, в местечке Гангнани, на «святых ключах» - это природные геотермальные источники, выполненные в виде двух небольших купален, и сопряженные с ними храмовые постройки. Они не произвели на меня впечатления, возможно по причине того, что я уже бывал в подобных местах и мне было с чем сравнивать. А может и по тому, что посещение это было в папыхах на скорую ногу.
В Ганготри мы добрались затемно, лишь в одиннадцатом часу, и сразу пошли искать ночлег.

gangotri-2013.jpg

Городком назвать Ганготри можно только в кавычках. На самом деле, это одна узкая улица, идущая вдоль правого берега реки, по всей длине которой, подпирая горы одной из стен, стоят гостиницы с ресторанчиками и всевозможными лавками на первом этаже . Начало эта улица, протяженность которой примерно 250 метров, берет у автостоянки, представляющей собой площадку укатанной земли, на которой в этом году расположились нищие, попрошайки и калеки всех мастей, которые и в страшном сне не явятся. Заканчивается же «главная улица» храмом Богини Ганги, справа от которого к реке спускаются длинные ступени для омовения, именующиеся гхаты. Далее по ходу за храмом, на берегу реки, сделана большая площадка на которой ставится огромный шатёр, во время проведения религиозных фестивалей. И именно здесь начинается долгая тропа ведущая на ледник Гомук, источник Ганги.

Не доходя до храма метров 20, через реку перекинулся металлический мост, напоминающий наши ж/д мосты в миниатюре, такие мосты являются для индийских Гималаев типовыми, и встречаются повсеместно. На противоположном берегу, который так же ограничен скалами, располагаются несколько ашрамов, и опять же гостиницы и едальни. Именно с этой стороны мы и начали свои поиски жилья. Но, всё приличное жильё было занято, а комнаты которые были свободы, нам совсем не приглянулись. По этому, вернувшись на “храмовую” сторону засели в дхабе, и стали пить чай, что б силы восстановить. Дальнейшие поиски жилья, так же не дали результатов. У меня уже начиналась лёгкая паника. На часах было начало первого ночи, когда какой то паренёк подошел к нам и сказал — Ю вонт рум? Ай хэв ван, бат онли фор ван найт. Оказалось, что кто то отказался от брони, и мы с радостью заняли свободный номер.

Последний раз я был в Ганготри три года назад, и могу уверенно сказать, что за прошедшие годы количество индийских паломников выросло в трое наверное. А с ними выросло количество нищих всех мастей, а так же цены на жильё. Мне так показалось, что сносное жильё меньше чем за 700 рупий не снять. К примеру, на следующий день поиски отеля привели нас в ашрам, который находится справа от моста, если перейти его со стороны храма на другой берег. Так вот, условия проживания в нём, были более чем аскетичные, жить предлагалось в каких то “сарайчиках” без воды и туалета, удобства на улице, а хотели за это дело порядка 500 рупий.

В самом Ганготри дольше чем на 2 ночи задерживаться смысле нет, если цель вашей поездки Гомукх. То есть, приехал, заночевал, утром походил туда — сюда, сходил на гхаты к/в храм Ганги, перешел на другую сторону реки, посидел - поглазел на противоположный берег с совершающими омовение паломниками, сделал себе пермиты - пропуска в Национальный Парк Ганготри, вот и всё. Почему то меня совершенно не тянуло внутрь храма Богини Ганги, как в этот раз так и в предидущий. Вообще я всегда стараюсь слушать себя, и если не тянет внутрь, то не захожу лишний раз в храмы, просто поглазеть.

Так мы и сделали, провели день в наблюдениях за паломниками, поискали другой отель, оформили пермиты, и решили утром выдвигаться к нашей цели.

Время путешествия: 
Июнь 2013
Автор и\или источник публикации: 

Andrey Abramov


Комментариев : 25

Ничего себе цены на гесты! Я

achadidi аватар

Ничего себе цены на гесты! Я в шоке!
Я правда последний раз была в 2007, но помнится платила 150 или 200 рупий за вполне себе средний гест, который впрочем больше и не стоил. Что-то я сомневаюсь, что уровень отелей в Ганготри вырос за эти годы... Спрос только...

Андрей, я что-то совершенно запуталась с пермитами... Пермит на трекинг в Гомукху вы получали в Ганготри? Dasa писала, что их дают только в Уттаркаши.... и только при наличие аккредитованного гида, или этот бордель начался уже после вас? Или я чето пропустила?

Кстати, я в храме Богини Ганги за 2 посещения Ганготри тоже не была ни разу, вот как то не тянуло, ну и не ходила, только на аарти была там на гхатах, но в сам храм не заглядывала.

Имхо, в Ганготри можно провести и больше времени. Во-первых, для акклиматизации, что полезно для тела. Во-вторых, можно погулять в лесу за мостом, там шикарный хвойный лес, пещеры Пандавов и вообще очень тихо и здорово, впрочем это тоже полезно :)

Я был в Ганготри в 2010 году,

Andreich аватар

Я был в Ганготри в 2010 году, тогда уже за Хорошее жильё пытались ломить от 400. Но в тот раз я был с теми самыми кришнаитами : )) и жили мы в ледянющем номере, но за 250. В этот раз уже везде наминал был 350, но в таких условиях я больше жить не могу и не хочу, если есть вариант дороже но в разы лучше. Другое дело Боджбаса : ) и тп.
Dasa дело говорит, видимо этот бардак начался через неделю после нашего визита. Сразу после наводнения. Мы оформили пермит в Ганготри, оплатили в строжке на входе в парк, а на обратном пути поругались с "таможней", так как платить за лишние сутки в наши планы не входило.
Про пещеры Пандавов я банально не знал, и не узнал бы. Вобще, я очень страдаю от того, что не получается поехать со знающем традицию человеком ((

Да, и я так же... только

achadidi аватар

Да, и я так же... только никаких пермитов не оформляла заранее, просто на чек посте заплатила денег и получила бумажку.

Ага, ясно, значит это вам так повезло. Вообще конечно бред брать портера и гида в принудительном порядке, там заблудиться то негде.

да-да бордель начался в

dasa аватар

да-да бордель начался в октябре 2013, когда парк открыли после наводнения.
и по ценам в отеле, который расположен примерно там же откуда сделана фотка в посте, просили изначально 350, но вписали за 200, правда договаривался гид при закрытых дверях.

Ну 350 еще куда ни шло, но

achadidi аватар

Ну 350 еще куда ни шло, но 700 рупий за жилье в Ганготри - это настоящий грабеж

Насчет цен - это у вас лица

Borf аватар

Насчет цен - это у вас лица добрые, видимо))) В 2011-м народу было немного, и мы схлду заселились в сравнительно приличную комнату за 150 рупий (сбросили при торге 50).
А в 2012 уже было навалом народу, и в этом же гесте с трудом уторговались на 300. Встретили русских, которые в этом же гесте за 700 жили. Так что к торговле в Индии нужно относиться серьезно))
И меня тоже в храм не тянуло. В первую поездку не заходил, во вторую чисто для галочки зашел на минутку и тут же вышел. Не сошлись че-то вибрациями, это вам не Кедарнат.
Пермиты тоже получал в Ганготри. Это, видимо, после наводнения такие строгости навели. А кстати, не могли ли Дасу развести в этом вопросе? С индийцев станется...

Борис, народу в начале июня,

Andreich аватар

Борис, народу в начале июня, в этот раз, было много, можно сказать, что очень много. Ну и даже из вашего комментария видна тенденция роста цен.
В этом году я туда не планирую, так что будем проводить опросы у других участников : )
В храм откровенно не тянет! Более того, мне хотелось быстро пройти мимо него, оба раза.
Вспомнил, народу было много, так как начинался какой то фестиваль на 2-3 суток, и мы попали на самое его начало.

а мне храм понравился, я

dasa аватар

а мне храм понравился, я правда внутрь не заходила, там было закрыто, но попала на вечернюю пуджу на площади у храма. В конце этого мероприятия нас всех обрызгали водой и разбрасывали цветы, так один цветуёчек ко мне в руки прилетел. Я по этому поводу так обрадовалась, как на Новогодней ёлке в детсадике :)

Галина, это вы про

achadidi аватар

Галина, это вы про предложение огня на гхатах? ну, аарти - это всегда здорово, я правда его не слишком запомнила.
Мы ж не говорим, что храм нам не понравился, мы вот просто все втроем констатировали, что мы внутрь не зашли почему-то... И вы тоже, как выяснилось. Любопытная тенденция. Не знаю кто как а я иногда, когда на меня находит, начинаю заходить во все храмы по пути, говорить спасибо и оставлять деньги, а уж большие храмы редко пропускаю, вот как раз храм Матери Ганги почему то оказался в числе редких...

Вот сейчас только дошло - я ж

Borf аватар

Вот сейчас только дошло - я ж в 2011-м конкретно Чар дхам делал, а в этот храм не зашел... В единственный из четырех. Ну, правда, я тогда и не видел его открытым, но все равно непорядок)

Да я тоже в первый раз

achadidi аватар

Да я тоже в первый раз пыталась зайти, поцеловала замок. А второй раз как-то и не хотелось особо - попала на аарти мимоходом. Все равно все это очь странно...

Ну к примеру в Ямунотри ; ))

Andreich аватар

Ну к примеру в Ямунотри ; )) я просто не мог подойти к храму близко. К божеству. Там, как будто ветром сдувает, вот такая сила.
Но я как то сразу решил, что главное побывать на этих местах, что храмы всё ровно построены на местах "силы", и вторичны к самим этим участкам.

Действительно, интересная

dasa аватар

Действительно, интересная тенденция. А может это потому, что храм просто всегда закрыт и туда внутрь в принципе заходить не положено? Днём было пусто и храм был на замке. А вечером служба началась со звона колоколов, как раз я и пришла на этот звук из любопытства и попала на службу практически случайно. Удивило то, что служба очень походила на нашу христианскую - после звона колоколов на порог вышел священник-пуджари, народу было немного, почти все сняли обувь на краю площади у ступенек и стояли разувшись на площади перед порогом храма, священник какое то время читал молитвы, затем несколько раз сделал круг - заходил в храм в одну дверь и выходил в другую, это тоже что делают в наших церквях на службе, когда заходят в алтарную зону; в конце службы он достал точно такую же метёлку и тазик с водой, подозвал всех поближе и обрызгал народ с метёлки так же как у нас это делается на пасху! Потом разбросал цветы и служба закончилась. После службы, как и в нашей церкви все выстроились в длинную цепочку и по очереди подходили к священнику за причастием и благословением, и на большой поднос ложили денюшку, кто сколько - местные 10 рп, форейнеры 50-100. Когда вся очередь прошла, храм снова закрыли на замок. Никакого предложения огня, гхата и аарати. Честно сказать, меня всё это немного удивило, и ноги жутко замёрзли (октябрь, ледяной бетон и носочки).
В свобоном доступе был только Нанди в маленькой часовне рядом с храмом. Я подождала, когда рассосётся народ с площади ( не люблю, когда смотрят), зашла к Нему, и мы пошептались один-на-один ;)

не. Борис, увы это был не

dasa аватар

не. Борис, увы это был не развод. Это были реальные проблемы с разборками в форест-офисе в Уттаркаши. Со мной "парились" двое индийских парнишек из Бангалора, так и уехали ни с чем, видимо обязательные услуги гида оказались им не по карману. Я вот этой осенью снова планирую Ганготри, посмотрю как чё, может смягчат порядки.

Нда, невесело... Интересно, и

Borf аватар

Нда, невесело... Интересно, и с чего такие зверства? Вон в Кедарнатх теперь обходная какая-то тропа в 24 км, и то никаких гидов и пермитов не требуют.
А вот то, что вы с гидом и с пермитом, это потом где-нить проверяли? Т.е. если бы их не было, возможно было бы проскочить?

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
щ
1
х
Ч
ф
Введите код без пробелов, учитывая регистр