Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индия-12. Пушкар

Аджмер-Пушкар

На платформе в Аджмере нас отловил хлопец, который предложил отель за 500. Подумала, что поскольку ехать в Пушкар городским транспортом с ним все равно дешевле выйдет. Темпо останавливается прямо напротив ж/д вокзала, до басстанда 4 рупии. Сразу сели в маленький басик, то есть встали, потому как он был набит битком, ехать минут 15-20, тяжело конечно, ибо дорога ухабистая, дышать нечем и жарко.

Приехали, комнатка крохотная без сортира 400, с туалетом и пропеллером 700. Ну, понятно дорого, упал до 600. Оки, говорю, 10 минут подумаем, Георгий пошел посмотреть окрестности, нашел рядом гест за 500, домашний. Наш хлопец еще упал, только для меня понятно, до 500. Пошла гест смотреть, очь милый, комнаты большие, вода есть, внутренний дворик, окна на храм, уболтала хозяина до 400. Но остановились мы все таки в Канхая, из-за рестика вобщем, и окна тут в стену, но... Рестик на руфтопе оказался довольно скверный - масала без специй, спагетти без оговоренных итальянских специй и тушеные помидоры соусом тоже сложно назвать, + оверпрайс. Зато руф хорош, большой, с навесом, окрестности видны, кресла плетеные, вобщем довольно уютно.

Пушкар мела!!!!!

Пошли на мела граунд по главной дороге, а нам навстречу толпы женщин в ярких сари и дупатах. Такая красота и пестрота!
На мела граунда, где ходили на задних ногах лошади, девочка по канату.

Пушкар граунд. Маленькая девочка ходит по канату со стопкой медных горшочков на голове
Маленькая девочка ходит по канату со стопкой медных горшочков на голове

Напротив через дорогу фестиваль организованный - домики расписные... Рядом несколько ларьков с изделиями народных промыслов - у торговцев из Джайпура массивное этническое колье с сережками из неблагородного металла с индийскими рубинами и изумрудами стоит от 2100 рупий, здоровенные серьги в том же духе, такие носят пушкарские женщины, от 1000 рупий. Облизнулась я, но купить не решилась - такие сразу уши разорвут, очень тяжелые, реально, даже для меня хотя ношу 2 кольца в одном ухе. Но очень интересные и очень индийские!
Музыканты играют в этнических костюмах.

Раджастанские музыканты
Раджастанские музыканты

Рядом есть еще 1 базар - большой, цены весьма умеренные - небольшая кашмирская шерстяная шаль 350 рупий с торгом, в Химачале такие 6 лет назад стоили дороже. Много одежды для европецев типа шароваров безкрайних, афгани-алладинов, легких хлопковых рубашек с вышивкой и без, футболки с верблюдами вообще по 100 с торгом, ну и конечно же сари, сальвар-камизы и раджастанские пестрые юбки, юбки разные от 200 хлопковые до 1500 из парчи. Есть и сувениры, всякие деревяшки расписные, резные из камня, камешков драгоценных и просто красивых тоже завал.

Цены в Пушкаре вообще очень привлекательные - Георгий купил хлопковые штаны за 100 и футболку с верблюдами и надписью Раджастан, Индия с обоих сторон тоже за 100 после небольшого торга.

И наконец верблюды...

Верблюды на ярмарке Пушкара, находяшейся недалеко от города
Верблюды на ярмарке Пушкара, находяшейся недалеко от города

Тут их много, ездят в повозках, запряженных верблюдом и верхом. Сама ярмарка скота находится за мела граунд, тут и верблюды и лошади и коровы. На подходах атакуют стаи местных ребятишек, денег хотят. Раджастанцы приезжают на мелу всей семьей в повозках, под которыми прячутся от солнца. Вот ребятня и сбиватся в стайки, нападающие на туристов. Георгий дал 2 детям конфетки, больше не было, так третий пацан в него стрельнул из пистолета, не попал правда.

Верблюды на меле разные от песочных до очень темных, некоторые разрисованы, со стрижкой было очень мало, и рисунок одинаковый, зато почти все верблюды украшены висюльками и цветными нитяными шариками. За их фото некоторые хозяева просили денег. Но многие просто так улыбаются, здороваются и заговаривают, правда восновном на хинди, очень дружелюбно и приветливо.

Старички на улицах пристают просто так - сказать намасте и раскланяться с туристами. Один садху начал с намасте, а потом цап меня за руку, пока я не выкрутилась он выглядел очь довльным собой, потом правда догнал и начал просить рупии. Многие индийцы снимают нас причем в упор, разрешения просят единицы. А вот женщины здешние почти совсем не улыбаюся белым обезьянкам, может раджастанский этикет не позволяет. Смотрят строго, может не одобряют.

В нашем отеле шумно и душно, да еще и электричество для экономии отключают, проснулась в 6 утра, а Георгий ушел гулять, мучалась с приступом клаустрофобии, чего со мной не бывает. Утром пошли искать другой гест, их полно, цены от 400 рупий и выше. Очень милый семейный гест Амбика прямо напротив главного вашнавского мандира Ранг Джи. Нашли Майур гест хаус, он ближе к басстанду, если пройти справа от храма 2 переулок, большая комната с душем, электричество, внутренний двор маленький, но есть. Цена 350 рупий, потом вспомнила, что этот Маюр есть в Лонли и Раф гайде, и не зря, приятное место, менеджер приветливый, из постояльцев видели только 1 девочку, азиатку, видимо живет в Индии давно.
При выселении из Канхаи выставили мне счет на 320 рупий, хотя по меню было 200, обьяснялось это мела прайс, хотя в меню оговорки не стояло, пришлось перейти на повышенные тона. Так же взяли с нас 50 рупий за проезд в темпо (4 рупии) и автобус 10 с чела, ну и хрен с ним, тут ругаца не стала, нехай подавица, суко. Так что отель Канхая очень не рекомендую, не порядочные хозяева, готовят там вобщем тоже слабо сьедобно, хотя парень-повар и старается.

Из достопримечательностей посетили Брахма мандир, туда с камерой не пускают, а у камеры хранения была огромная толпа туристов, которые создали чудовищный затык, прорваться сквозь них не удалось, так я и не попала в храм. Вспомнила почему не люблю туристов....

По дороге обратно зашли попить чай очь удачно. Отель и ресторан руфтоп doctor alone, хозяина так и кличут Доктор, адреса, телефоны выложу в путеводитель, и фото хозяина тоже будет.
Рестик дороговат, но того стоит, сырно-помидорный тост стоит 39 рупий, включает чеснок и орегано, лемонный чай 13 рупий, малая кофта 61, рис 24 рупии, паста с настоящей моцереллой - 70, можно лежать на матрасах или сидеть в плетеном кресле. Хозяин доктор - приветливый, хорошо говорящий на английском, долго общался с итальянцами и готовит сам иногда, угостил нас бананово-кокосовым Доктор паем собственного приготовления, очь вкусно, основа как пряник, стоит 31 рупию. На крыше сейчас создается сад, хозяин сказал, что он пригласил знакомого баба для обучения йоге, но сам тоже может вести классы, в Пушкаре я йога курсов не видела пока. Ужинали там же, паста отменная.

Сходили в гурудвару, которую наш быший хозяин отрекомендовал как новый Тадж махал, конечно, нет, но гурудвара действительно большая и белая.
Добрались до мелы уже к закату, поснимали немного. Приценилась к верблюдам - темные стоят 25000 рупий, светлые 32000. Лошадок обыкновенных продают от 25000, конь альбинос ездовой и с характером (с 4 привязанными копытами он все равно не стоял на месте) оценен в 300 тысяч, лошади тут встречаются голубоглазые, причем не только альбиносы, но и окрашенные. У черных коней глаза темные, красивый абсолютно черный конь с белой полосой по морде стоит 30 лакхов, то есть 3 миллиона рупий, я спросила: это ездовая лощадь? хозяин неопределенно покачав головой, сказал, породистая, хороших кровей, м.б. скаковая, она тоже не стояла на месте, в прямом смысле рыла землю. Лошади на ярмарке в Пушкаре ниже наших, причем все, даже дорогие, хотя они самые высокие.

В 8 вечера в дни фестиваля в главном храме проводятся концерты классической музыки и танца. При храме есть собственная школа танца в стиле одисси. Вчера пришли вовремя, полчаса слушали музыку, а потом во всем Пушкаре вырубили свет, ушли. Сегодня наоборот опоздали к началу, а танцы уже начались.

Танцовщица одисси из школы танцев РангДжи мандира
Танцовщица одисси из школы танцев РангДжи мандира

Сначала танцевали одисси, сольная композиция Махишасудамардини была просто потрясающая. В конце запустили народные танцы народов Индии, танцы Махараштры не понравились, а вот Гуджаратские пляски парней с девушками и платками сопровождались визгом и были очь увлекательны, на хоровод похоже, казалось танцорам и самим нравится то, что они делают. А потом были танцы негров Гуджарата, не предполагала, что они тут есть. Хоровод с выходом поочередно каждого, в конце представления они подбрасывали кокосы и разбивали их головой.

31 октября. К сожалению выданная нам в туристическом офисе программа фестиваля не совпадает с реальной - намеченных на 10 утра верблюжьих бегов не было. Верблюдов остается все меньше и меньше, видимо выстриженных рисунков мы не застали просто, таких верблюдов наверное распродали в первые дни, мела то началась 26 октября.
Зашла в Брахма мандир, там давка, даже заглянуть не получилось внутрь.

Озеро Пушкара

Пересохшее пушкарское озеро

Пушкарское озеро почти совсем пересохло, вода есть только у 2 гхатов, да и то ее наливают из труб. Вообще печальное зрелище. Мы прошли вокруг на месте озера уже груды мусора, в обуви не подпускают даже к гхатам, в пакеты и бумагу кидать туда, где должна быть священная вода значит можно. Вокруг озера как и было обещано много храмов, много саду и коров. Садху довольно живописные встречаются, у многих в ушах просто огромные толстенные кольца, продетые в ушную раковину. местные жители тоже почти все носят серьги, женщины от длинных с камнями в ушах и здоровенных колец в носу, соединенных цепочкой между собой, до обычных индуистских типа золотых колокольчиков, кругов или колец. Мужчины носят от крохотных гвоздиков до гвоздиков размером с ноготь моего большого пальца с мелкими цветными камнями или массивные золотые кольца.

Пообедали сегодня около часа дня, а потом я отправилась в народ, села на углу на ступеньки в тенечке, где обычно табуняться местные женщины, и стала наблюдать индийскую жизнь. Тут же понабежали люди - первым меня заметил торговец фруктами и подкатился в прямом смысле, отгородив меня от улицы своей благоухающей разогретыми гуавами и бананами телегой, потом вокруг расселись местные с предложениями себя, товаров и услуг. Вот так я и слилась с ландшафтом. Потом пришли другие местные практиковаться в английском, чаем меня напоили, бидей накурили, советов надавали. Часок наверное просидела, стало как-то расплываться вся, я и пошла в душ. Через час мы отправились на ярмарку, и тут я поняла, что перегрелась, в сиесту в октябре в Раджастане не стоит по улицам шляться, и лучше даже не в тени сидеть, а под пропеллером или в саду. При перегреве, если кто не имел счастья его поиметь, начинает подташнивать, кружится или болит голова, температура тела начинает подниматься, знобит, потом жар начинается. Лекарство от перегрева тока 1: валить с солнца, поливать голову и тело холодной водой, на голову и левую руку по возможности мокрую тряпку, выпить много воды, что бы организм охлаждался изнутри через испарение, когда начнется озноб одеться и принять парацетамол, в Индии есть чистый и типа комбифлама, ибуфлама. Конфетки ментоловые типа викс или кофлет тоже не повредят или валидол. Какое-то время лучше не есть, ибо организм и так борется... У меня как-то 2 попутчицы полдня в Гоа провели в локалбасах и перегрелись, но по возвращении плотно поужинали после этого со мной за компанию. Та, что была со мной в номере бегала всю ночь блевать, потом остатки ужина выливались поносом, у второй тоже расстройство было, но без рвоты. Так что если хочется кушать после перегревания, то лучше есть чтонить легкое. Обычно, если перегрев не критичный, на следующий день после такого лечения и нормального сна остается только легкая слабость.

Вечером снова пошли в Ранг джи мандир смотреть классические танцы. Минут 40 ждали, потом минут 20 слушали слова, а потом запустили суфийские танцы. Танцевала 1 девушка, довольно быстро, много кружилась, но хасты с мудрами тоже делала, вобщем что-то среднее между классически индийским танцем типа одисси и тем, что в кино показывают. Оно конечно интересно, но... Танцы правда кончились быстро, минут за 30.

Пушкар несомненно можно назвать храмовым городом, помимо храмов на гхатах, они еще и на многих улицах и в переулках, некоторые выглядят как дворцы - с башенкам и резными балкончиками, некоторые расписаны по фасаду.

1 ноября часов в 7 начался салют, очень разнообразный и красивый, что для Индии не свойственно. А с индийскими танцами вышел полный облом, в храме сегодня пели даже не раги и бхаджаны, а только песни на хинди.
Решила купить индийских цацек - пришли на выставку-продажу, а там ничего этнического не осталось, купила с горя сережки в викторианском стиле, все равно необычная бижутерия - с натуральными камушками.

Обратила внимание, что наш отельный хозяин Полли тусуется днем около храма, который примыкает к отелю. Вечером вышла покурить (о пользе курения) слово за слово, я спросила когда пурнима сегодня или завтра... пурнима же короче и понятнее... магическое действие санскрита, скажешь слово, чел удивляется, скажешь второе - проникаеца к тебе, ну я и спросила его а не пуджари ли он. Оказалось угадала, он приосанился сразу, я говорит брамин, я ему отвечаю, что сие я поняла уже по его лицу, чем ему польстила видимо. Вправлял себе пальцы, заодно и мне спину поправил. Веды правда не знает, что ты, говорит, это очень много для 1 головы (к вопросу о русских знатоках Вед), в свои 35 этот брамин знает только Рамаяну и Махабхарату. Вообще как выяснилось Пушкар преимущественно вайшнавское место, на каждом шагу поют про Кришну, здороваются: Рам Рам, так что не удивительно.
2 ноября, пурнима и закрытие Пушкар мелы. На мела граунд с раннего утра толпы народа, я пришла к 9, ели удалось протиснуться, распихивая народ, Георгий нашла на трибуне, уступили мне место...начало церемоний 9.00, первые признаки появились только в 9.40. И пошли по кругу повозки с музыкантами, за которыми следовали танцующие и просто кружащиеся в летящих ярких одеждах раджастанцы, потом были танцы с палками (типа с саблями), следом пришла очередь настоящих раджпутов - проехали на верблюдах усатые богатыри в пестрых тюрбанах с саблями наголо, потом на арену высыпали местные девченки-танцовали народные танцы Раджастана - с кувшинами, платками и просто так. А потом были верблюжье бега, правда всего 1 круг, сняла на фотик - выложу на ютуб со временем, вобщем бегов я не видела, только снимала. Потом зачем то выкатили зорб (большой надувной шар) в который посадили 2 чел и катали по арене, странно стотрелось, зорбингом среди холмов или в предгорьях Гималаев занимаются, впрочем в окрестностях Пушкара холмы есть - может это просто реклама нового развлечения. Потом было перетягивание каната командой местных против команды туристов, вот тут локалы очень оживились и их было очень интересно разглядывать и снимать, потом еще несколько соревнований и все. Пошла пофоткать людей на трибунах и очень удачно, некоторые колоритные деревенские жители сами просили их снять, они хотели посмотреть на себя со стороны, на экране фотика. Вот такая мела выдалась в этом году.

Вчера у Полли родился первый сын, дочери уже есть, 3200 веса, вечером мама с малышом были дома. Посмотреть не успели - надо было ехать к сожалению, а то бы посмотрели намакарану. Имя малышу дают на следующий день после появления на свет.

Из Пушкара проблематично выбраться в Джодхпур напрямую, есть 2 утренних автобуса - обычный и люкс, который идет через Аджмер.
Мы решили если уж ехать через Аджмер надо посмотреть в нем Лал Мандир, джайнский храм Насьям. Доехали до Аджмера на частом басике за 10 рупий, взяли рикшу за 50 рупий на государственный басстанд через храм.
Автобусы на Джодхпур идут из Аджмера каждый час, в пути около 5 часов, экспресс стоит 109 рупий + 10 сбор за резервирование билета, билеты продаются только в кассе.

Время путешествия: 
осень 2009
Автор и\или источник публикации: 

Текст и фото achadidi. Специально для Indonet.Ru

Раджастанские женщины. Фото улицы в Пушкаре Девочка - акробатка на мела граунд Исполнительница Сикхских танцев


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Е
ш
х
М
б
Введите код без пробелов, учитывая регистр