Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

КАК ПО ИНДИИ КОРОВА ходила

Корова – самый главный стереотип в представлениях об Индии. Как только речь заходит об этой стране, из уст несведущих сыплются одни и те же слова: грязь, инфекции, мусор, нищета… Иногда проскакивает Тадж-Махал. Но коровы всегда на первом месте.
Мы исколесили практически всю Индию. Передвигались исключительно общественным транспортом, жили в самых дешевых гестхаусах. И сейчас, вернувшись живыми и здоровыми на Родину, можем смело сказать: грязь, инфекции, мусор и нищета – все есть. Причем в гораздо больших количествах, чем нам кажется, когда мы здесь, в цивилизованном мире, произносим эти слова.
корова - священное животное

И коровы тоже есть. Их объективно очень много. И да! Они ходят прямо по улицам, по дорогам, никого не боятся и испражняются там, где захотят. Вроде бы, с нашей точки зрения, проблема, надо решать. Но не в Индии. Здесь корову никто не имеет право трогать.

Корова – самое святое животное для индусов. И если она стоит на проезжей части и мешает движению, то ни один индус не вылезет из машины, дабы отогнать ее. Они будут бибикать, создавать пробку, но корову не тронут. Она сама уйдет. Когда захочет. Конспектировать на видео нашу жизнь в Индии мы начали как раз с коровы. Она буквально вошла в кадр, помычала и отправилась как раз туда, куда вскоре отправились и мы. Корова (конечно, не эта) сопровождала нас в течение нескольких месяцев нашего путешествия. Нет, не подумайте, что мы намеренно возили ее с собой. Просто в Индии действительно так много коров, что они постоянно попадаются на пути.

Со временем мы стали изучать их, сравнивать по внешним параметрам – ведь форма и размеры коровы менялись от штата к штату. Где-то они преимущественно белые, сильно напоминающие наших деревенских. В центральной Индии и на юге коровы «выросли» примерно в полтора раза, обзавелись гигантскими рогами, более гладкой кожей и, самое интересное, пятым копытом на горбу. Конечно, далеко не у всех коров оно четко выделено, где-то это болтающийся кусок мяса в коже. А вот в небольшом городке Орчха нам встретилась корова с абсолютно нормальной ногой, выросшей на спине. Такая нога для индусов – святое место. И ей необходимо поклоняться. Хозяину же этой коровы подают деньги, ведь обладать настолько уникальным животным – честь и слава.

Так же коровы отличаются рисунками на теле. Жители разных штатов занимаются художеством на массивном теле животного. Одни превращают черно-белую корову в черно-желтую. Другие оставляют на ней круглые отпечатки – такие же, как оставались у нас на спине, когда мама снимала медицинские банки. Отличие лишь в том, что следы эти почему-то розовые. Выяснить причину именно этого цветового решения нам так и не удалось. Вероятно, по этим же принципам коровам красят рога. Правда, здесь одним лишь розовым цветом дело не ограничивается. В каких-то городах рога превращены в красные или зеленые. В небольших предгорных поселениях встречались рога, над которыми явно поработали люди творческие. Здесь и цветов сразу несколько, и орнамент какой-то присутствует, хоть и примитивный.

Считая корову священным животным, индусы и отходы ее тоже приравнивают к дарам свыше. Из них смышленые индусы лепят лепешки, массово сушат их на солнышке, а потом утепляют стены своих деревянных и бамбуковых трущоб. Сначала мы не понимали, почему вся стена дома ровно-ровно покрыта коровьими «блинчиками». Не понимали до тех пор, пока нам не объяснили, что высушенные коровьи отходы хорошо препятствуют проникновению ветра. И по количеству таких «блинчиков» на стене дома прохожие могут судить о достатке его хозяев. Чем больше – тем богаче. Разумеется, речь идет о самом низшем классе.
Для нас, европейцев, этот уровень жизни можно обозначить как «за двумя чертами бедности». Поэтому богатство в данном случае – вещь условная.

Для индусов корова также и промежуточное звено в идеологической цепи, имеющей прямое отношение к природе мусора. На вопрос «почему в стране такое количество мусора?» обычно отвечают метафорой: вот человек съел банан, выбросил шкурку на улицу, шкурку съела корова, дала молоко и будущие «блинчики», которые в свою очередь не пускают ветер в дома. Именно поэтому съедобный мусор «дожидается» обязательного рта животного на улице. А коровяк «дожидается» лопаты. Из этой же цепи есть еще одна теория, отвечающая на вопрос «почему коров не убивают?». «Ведь если ее убить, она всего один раз может принести людям мясо, а живая корова может давать молоко долгие годы», – объяснили нам сами индусы.
Хотя, конечно, коров в Индии убивают. Несколько раз мы, гуляя по нетуристическим местам в городах, натыкались на целые улицы, увешанные говяжьими тушами. Оказывается, практически в каждом городе есть свои мусульманские кварталы, и проживающие в них арабы имеют право убивать коров. За несколько месяцев нашего путешествия говядины мы так ни разу и не поели. Даже когда такая возможность представлялась. Вероятно, меняется отношение к природе еды: когда постоянно видишь живых коров рядом с собой точно так же, как видишь людей, представлять вонзающийся в тушу нож кажется крайне кощунственным. Разумеется, речь не идет о приравнивании коровы к человеку. Но для нас после Индии она перестала быть просто животным с бабушкиной дачи. Может, в ней действительно есть что-то святое...

Автор и\или источник публикации: 

текст Владимир Рутман, из журнала авиакомпании Вим Авиа


Комментариев : 1

хороший рассказ,

achadidi аватар

хороший рассказ, интересный.
и это сущая правда, что во время путешествий о Индии многое в человеке меняется, в том числе и отношние к привычным вещам, появляется другой взгляд
хотя относительно приравнивания коровы к человеку я с автором не согласна, природа создала всех животных одинаково, с любовью, и человек для нашей планеты ничуть не полезнее, точнее вреднее всех остальных видов

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
о
И
х
К
Б
Введите код без пробелов, учитывая регистр