На юг Индии: Махабалипурам

День третий. Махабалипурам.

Вчера водитель сказал: «Воскресенье, спите подольше, встречаемся в 10.30». Ну это она нас не знает! Подъем в 6 утра и йога на берегу. Что-то не видно других желающих встретить солнце, жаль, многое теряют.
Солнце встало, такое тихое удовольствие наблюдать эту феерию красок. На пляже стали появляться йоги. Недалеко от нас устроился молодой человек на коврике. Он начал сурья намаскару, а мы пошли купаться. Он долго выяснял что-то у окружающих на берегу, махнул рукой и с радостными повизгиваниями ринулся в воду. Оказывается, его предупреждали, что к океану опасно даже приближаться, а тут такое блаженство.

После завтрака решили прогуляться по огромным камням на мыс рядом с нашим пляжем. Завтрак, кстати, оставляет желать лучшего. Я то ничего, ограничилась ананасами, а Инка ворчала, что ей нужно молочное…увы.
На прогулке сделали открытие, оказывается громадный камень на нашем пляже не просто камень, а маленький храм Шивы. Мы еще на рассвете увидели на нем барельеф в виде быка, со стороны океана в нем оказалась глубокая ниша с изображенем Шивы внутри. Я попыталась туда залезть, но не получилось - камень очень скользкий.

Прошли всю косу – у воды навалены большие камни, а со стороны берега идет тропинка, так что прошли без трудностей, сфотографировали прибрежный храм со стороны океана. Даже не верится, что во время цунами волна была настолько мощная, что перемахнула через эти камни и разрушила храм. Его мы сегодня посмотрим, но сначала едем к скальным храмам в окрестностях Махабалипурама.

Панча Ратха

Сначала по плану самые дальние храмы в виде колесниц Панча Ратха 7 века.
Это 6 монолитных каменных храмов в честь пяти братьев Пандавов и их жены Драупади – героев эпоса «Махабхарата».
Ближайшая колесница Драупади, с изображением Дурги на лотосе внутри. За ней лежит каменный бык Нанди, а впереди лев.
Соседняя колесница Арджуны посвящена Шиве.
Затем, если обойти каменного слона, колесницы Накулы и Сахадева – фасад выполнен в виде буддийского святилища.
Самая большая ратха Бимы посвящена Вишну, крыша похожа на бочку. Самая высокая колесница Дхармараджа не закончена.
Очень гармоничный храмовый комплекс, хочется фотографировать с любой точки еще и еще. Много туристов и европейцев и индусов, больше всего школьников. Дети как муравьи облепляют колесницы и скульптуры, пестрой волной перетекая с одного на другое.
Жара стоит несусветная, почти нет тени, только камень и песок, но так необычно, что забываешь о дискомфорте. В поисках хорошего ракурса я излазила все храмы…если бы я знала, сколько впереди скал и козьих тропок!

Оказалось, на все три туристических объекта один билет, замечательно, главное, его не потерять.
Радхи были легкой разминкой – перед нами гранитная скала вся изрезанная маленькими пещерными храмами и барельефами. Внизу огромный барельеф Наказание Арджуны.
Его трудно охватить взглядом целиком. В центре композиции бородатый аскет на одной ноге, я так понимаю, Арджуна, а вокруг множество фигурок людей, богов и животных. Очень хорошо вытесано стадо слонов в натуральную величину. Нижний уровень барельефа метра на четыре ниже уровня земли.

Рядом самый большой скальный храмПанча Пандава Мандапа с колоннами в виде сидящих львов и глубокой нишей, в которой все фотографируются…ну я тоже залезла.

Далее Кришна мандапа с искуссным барельефом, изображающими подвиг Кришны, поднимающего гору Говардана, чтобы защитить людей от гнева Индры. Вокруг застенчивые пастушки. А он, подбоченясь, одной рукой легко держит гору – герой. По всем стенам барельефы, иллюстрирующие труд простых людей. Под потолком особенно тщательно вырублен бык Нанди.

Вместе с нами пещеру осматривали очень жизнерадостные христианские монашки. Мы поддались их обаянию и полезли за ними по крутейшей каменной тропке вырубленной прямо в граните вверх на скалу. Как оказалось, с другой стороны барельефа есть менее энергоемкий путь – калитка и пологая культурная дорожка. Мы не ищем легких путей. Весь холм изрезан насечками , вроде ступенек, иначе никуда не заберешься – гранит очень скользкий.
Я попыталась подняться к маяку, но струхнула, когда тропа пошла по узкому хребту сантиметров 60 шириной, на мне были тапочки на гладкой подошве, побоялась сверзиться с высоты, тут бы я и осталась. Инка даже не пыталась, во-первых, у нее болела нога и даже подъем в гору вызывал дискомфорт, а во-вторых, она испытывает какое-то непонятное отвращение к лазанью по камням…это же интересно.

Красивые барельефы в Вараха Мандапе, посвященной инкарнации Вишну , как вепря Вараху. Он изображен, поднимающим богиню земли из подземного царства. На другой стене Лакшми в окружении слонов и беременных женщин.

Ганеша Мандапа целиком вырезан из глыбы гранита, похожие мы видели раньше. Полюбовавшись на пещеры , головокружительные склоны и прыжки местных коз с камня на камень поняли, что устали, зажарились и усохли…а впереди еще прибрежный храм.

Где-то здесь должен быть Шарик Масла Кришны – валун, который лежит на склоне горы и не падает. Наконец-то нашли, осмотрели, удостоверились, что не падает. ..
Рядом с ним узкая ращелина между огромными валунами, решили сунуть нос и туда. В тенечке гадатель с попугаем поджидает любопытных, а около очередной пещеры работают репортеры местного телевидения. Инка снизошла до интервью и прославилась на весь Тамилнад своей краткой, но емкой речью. Кстати, это храм Тримутри, то есть троицы. Колонны с барельефами богов, а внутри лингам, куда же без него! Совершенно неожиданно в нагромождении камней нашли барельеф семейства слонов, вырезанных с душой и старанием. С другой стороны от храма Тримутри еще одна пещера - Котикал Мандапа , одна из самых первых, поэтому достаточно скромно украшенная, посвящена Дурге.

Хочется пить и присесть…как хорошо, что мы на машине с кондиционером. Да здравствует технический прогресс!!
Остался прибрежный храм, мы совсем без сил, но берем себя в руки и бодро бредем к храму .

Прибрежный храм

Прибрежный храм или, как его еще называют храм Спящего Вишну построен королем Нарасимхаварманом II из династии Паллавов в 7 веке. Между двумя башнями – гопурами лежит спящий Вишну. Честно говоря, само святилище было закрыто и видно было только спящие гениталии Вишну. Храм сильно пострадал во время цунами 2004 года, но сейчас восстановлен, насколько это возможно.
Мы присели в тени и просто наблюдали за людьми вокруг , блаженные минуты отдыха! И тут к нам пристал дед-аферист. Сначала он отирался вокруг и присматривался к нам, потом достал из кармана какой-то бейджик , прицепил к рубашке и стал нам парить мозги тем, что мы хитрые русские туристы, пролезли через дырку в заборе и он нас сейчас сдаст в полицию. Не ну это же надо! Мы так устали, что даже не могли обращать внимания на его бормотание. Так все и закончилось, хотя он обещал повязать нас на выходе.

Традиции резьбы по камню в Махабалипураме живы до сих пор. По дороге мы видели целые улицы камнерезов, где вырезают из камня огромные статуи богов и ажурные безделушки.
Все, культурная программа на сегодня закончена, пора на пляж.
Бенгальский залив смыл усталость, мы опять бодры и веселы. Пока купались, юный барбос стащил мои штаны, пришлось гоняться за ним по всему пляжу к удовольствию щена и местного населения. Сегодня на пляже одни местные, куда это европейцы запропастились?
В прибое влюбленная парочка долго сидела в набегающей волне, держась за руки и не их вина, что волна иногда их сближала. А потом пришлось сушить одежду, что делать, если случайно упали в воду…несколько раз. Пока мы любовались парочкой, к нам попытался подкатить юноша, одетый ну совсем не по-пляжному - черные брюки и белая рубашка, он даже медленно разделся до трусов. Уж не знаю, какую реакцию он ожидал, но мы были не в состоянии даже разговаривать по-английски, так и ушел он с пониженной самооценкой.

Вечер, садится солнце. Прогулялись по пляжу до дорогого отеля, который обещает шикарный вид на прибрежный храм…ну что сказать…отель хороший, но храма оттуда почти не видно. Уже темно, выбрали ресторан на пляже, столик с видом на океан. Нашего официанта Инка прозвала Бомжара. Типичный рыбак в шерстяной шапочке глубоко натянутой на уши. Сказал, что пожарит нам обалденную макрель…может сам ее и поймал. Рыбка была и в самом деле замечательная, в меру острая и с поджаристой корочкой. Похоже, мы были его последние клиенты, когда мы шли домой, он нас обогнал и радостно помахивая сумочкой сообщил, что пошел на хаус. Немного погуляли по улочкам, чтобы ужин улегся и спать.

Завтра новые приключения...

... в Пондичерри

храмы - колесницы Панча Ратха, Махабалипурам создание мандалы каменный барельеф на прибрежном валуне, Махабалипурам барельеф Лакшми в скальном храме, Махабалипурам шарик масла Кришны Махабалипурам улыбчивая Индия прибрежный храм, Махабалипурам

вы похоже нашли пару храмов,

вы похоже нашли пару храмов, которых в путеводителе по Мамаллапураму нету ;) но и посетили не все, что у меня описаны ;)
хотя у вас времени было меньше, мы дня 2 по Мамаллапураму гуляли без особого плана и спешки, и просто обнаруживали интересности, у меня тогда не было путеводителей вообще...

Но вот Наказание Арджуны это совсем не правильное название, во-первых, его никто не наказывал... во-вторых, в хиндунете перевод - Покаяние Арджуны, да и то искусствоведы-историки считают его не правильным, так что более используемое название для барельефа Нисхождение Ганги, и это наверное лучше, ибо Ганга там реально присутствует.

Улица скульпторов мне тоже очь запомнилась - музей под открытым небом, просто.

да, название

Тильда аватар

да, название странное...Арджуна - любимец Кришны и вроде ничем не заслужил наказания

Ну, да, Арджуна ведь был

Ну, да, Арджуна ведь был преданным Кришны и образцом, даже в каком то смысле подопытным кроликом, на примере которого Кришна давал разъяснения
Впрочем покаяние, если имеется в виду, что каяться Арджуна мог за то, что родичей поубивал, все равно в барельефе не отражено. Я в свое время пыталась докопаться до происхождения названия, концов не нашла, только традиция так называть и все....

Времени было катастрофически

Тильда аватар

Времени было катастрофически мало, а еще у меня обувь была неподходящая - индийские шлепки на кожаной подошве, так они удобные, но ужасно скользили на каменных склонах, а босиком побоялась - там везде устрашающие колючки росли, эх, если бы подумала о кедах...

Я имела в виду не маяк, а

Я имела в виду не маяк, а пещеры например Махишасурамардини
Там вообще много интересного еще и вокруг, так что 1 день конечно очень мало

по дороге то тут то там видны

Тильда аватар

по дороге то тут то там видны маленькие скальные храмы, иногда осень неожиданные... рядом с отелем в воде лежит огромный валун, сначала мы увидели на нем изображение огромного быка,а потом обнаружили со стороны залива маленькую нишу-храм Шивы. Я думаю, там можно каждый день делать маленькие открытия...но торопились...это очень по-европейски))

дилемма лонгстеер или турист

или смотришь достопримечательности, но тогда есть программа и лимит времени
или просто живешь, но тогда иной раз просто лень достопримечательностями интересоваться специально, ведь жизнь и без них возможна ;_)