Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Несколько выводов после трипа в Ладак.

Страница для печатиSend by email

Начну с того, что ладакцы отучили меня произносить букву Х в названии их столицы – стоило мне только произнести Лех, как они тут же поправляли – Ле. Все как один. Потому я и писать эту букву перестал (по аналогии - мы ведь не пишем Делхи). То же самое и с Ладаком.

Насчет сезона.
Первоначально планировал провести там три недели, начиная с 15-го августа, но авиабилеты подешевле купились на 4 дня позже, так что попали мы туда 19-го, а уехали 8-го сентября. Выбор оказался удачным – было вполне тепло, а большая часть туристов уже схлынула. Так что и с местами в гестах было посвободнее, и в пунктах проката байков можно было торговаться.

Насчет попадания в Ладак.
Тут всего 3 варианта – самолетом из Дели, по автодороге из Шринагара (Кашмир) и по автодороге из Манали (Химачал). Выбрал туда – самолетом (понимая, что первые два-три дня будет колбасить горняшка. Так и случилось – два дня ушло на акклиматизацию. За руль рискнул сесть только на третий день). Обратно – автобусом до Манали.

Считаю свое решение правильным – дорога Ле - Манали действительно одна из красивейших, поэтому имеет смысл ехать по ней уже полностью акклиматизировавшись, чтобы спокойно наслаждаться пейзажами, а не мучиться тошнотой и головными болями. Слышал о том, что многие, едущие из Манали в Ле, очень мучаются от горняшки. В нашем же автобусе, едущем сверху вниз, все чувствовали себя прекрасно.

И автобус я выбирал тот, который отправляется рано утром и делает ночевку в Кейлонге. Тут два варианта – государственный локалбас и туристический делюкс. На гос. автобус билеты взять не удалось – он просто не пришел из Манали. Взяли на делюкс. В стоимость (2200 руп.) входит ночевка в пятиместной палатке с кроватями в Кейлонге, там же ужин и завтрак. Надо сказать, навязанный сервис не понравился – ни ночевка, ни еда. На этот бас продают билеты всего три-четыре турагентства. Остальные же турфирмы предлагают ехать микроавтобусами или минивенами без ночевки, с отправлением в 22 или в 1-2 часа ночи. Ехать по этой дороге ночью, ничего не видя, я не захотел.

Насчет еды..
Еда подороже, чем в среднем по Индии, примерно процентов на 20. Дорогая рыба (форель)- всего в паре-тройке рестиков ее готовят, стоит 300 рупий. Но готовят ее очень вкусно! Это в Ле и паре других мест, стоящих на федеральной трассе. В других местах меню весьма аскетичное - чоумин (жареные макароны с капустой) и рис с далом.

Насчет жилья.
Жилья в Ладаке много, даже очень, особенно в Ле. В конце августа-сентябре гесты были полупустые или даже пустые (исключение - отель Ориентал - он просто кишел группами туристов). Но несмотря на это, торгуются очень плохо. За хорошую комнату с панорамными окнами и видом на горы - в среднем хотят 600-800 рупий.

Насчет транспорта.
С транспортом в Ладаке туговато. В те пункты, которые стоят на федеральной трассе типа Шринагар - Ле или Ле - Манали, попасть несложно - автобусы вроде не очень редки. В другие же места, находящиеся в стороне, типа Цо Морири, Пангонг, долина Нубра, попасть значительно труднее - автобус ходит всего пару раз в неделю. Поэтому - или такси, или аренда байка. Есть еще, конечно, и такой вид транспорта, как горный велосипед, но я себя на нем как-то даже представить не сумел)) Однако же видел большую группу велосипедистов по дороге на Пангонг. А там перевал высотой 5360 м. Вот это здоровье у ребят!

В общем, выбрал я байк, конечно. Остановлюсь на этом моменте подробнее. Консультировался со знающими людьми, за что им огромное спасибо! По их совету мы еще в Дели купили себе на Карол Баге по шлему. Недорогие, за 2 шт сторговали 1200 рупий. Закрытые, со стеклом. Это ОЧЕНЬ дельный был совет! В Ле в прокатах шлемы очень убитые, редко какой со стеклом, да и стекла все очень мутные. А без стекла даже не представляю, как бы ехал по долине Нубра - нас там песчаная буря настигла, без стекла ехать было бы просто невозможно. А в конце мы отдали эти шлемы в прокатную контору за 2 дня пользования байком, так что шлемы нам обошлись бесплатно.

Были еще неплохие советы купить в Ле резиновые сапоги для форсирования речек, но сапог мы в продаже не нашли, потому я обошелся горными ботинками - их в принципе хватило, да разок я просто разулся и закатал штаны до колен. Пассажир мой форсировал речки, прыгая с камня на камень))

О выборе байка.
Советы были разные. Был совет взять Импульс, типа новая марка, потому их сильно старых и поюзанных просто нет. Нашли. Типично городской высокий мотик, продукция от Херохонда. Отбраковали - я достаю до земли только носками , а пассажир вообще до земли не достаёт. По этой же причине отбраковали и Пульсары, и Дискаверы и Ямахи FZ. Комфортно присиживались на старых Пульсарах с ровным сиденьем, но больно уж древние были машинки, обуяло сомнение, что поднимут на самый высокий в мире автомобильный перевал))

Остались в принципе только две марки - легендарный Энфилд и Баджадж Авенджер. Выбрали Авенджер 220. В Химачале потом хорошо прокатился на Энфилде Электра, потому сейчас их сравню.

Авенджер. На мой взгляд - САМЫЙ комфортный байк для путешествий на большие расстояния. Основания для такого утверждения - очень удобная сидушка (на Энфилде хуже, хотя и похожа).

Очень эргономичный руль - 10 часов за рулем, и руки не устали (на Херохонде устали через 2 часа, на Энфилде - через 4-5 часов).

Подножки водителя вынесены вперед, как на Харлее - очень удобно на дальних расстояниях!

К движку не возникло ни одной претензии - хоть и поюзанный немало, на самый высокий автомобильный перевал затащил двух человек без каких-либо проблем.

Самый низкий из индомотопрома - всегда можно выставить ногу и поиметь в результате дополнительную точку опоры, чем и пользовался многократно.

У сиденья пассажира есть невысокая спинка - кроме опоры для спины, есть еще опора для рук, да и рюкзачок пассажиру есть на что опереть.

Электростартер - очень полезная вещь, особенно в те моменты, когда заглох при резком подъеме на перевал. Да и при многочисленных остановках для фотографирования пейзажей.

Удачно подобранное усилие задних пружин и амортизаторов - по бездорожью ехать мягче, чем на Энфилде.

Полукруглый профиль покрышек - очень комфортно поворачивать, просто изменяя угол наклона.

Недостатки Авенджера (соответственно, достоинства Энфилда). Вынесенные вперед подножки водителя - несомненное достоинство при наличии хорошей дороги, превращается в недостаток при отсутствии асфальта. На каменистой дороге нужно прилагать большие усилия для того, чтобы приподняться над сиденьем (задница очень уж отбивается при езде по камням). На Энфилде это делается в два раза легче. Дуги - полная чушь. Сделаны чисто для отмазки. Каждая дуга крепится отдельно, на два типа крылышка из тонкого железа. При падении мгновенно складываются, защищая ноги ездока лишь отчасти. После падения отгибаются на место небольшим усилием руки. У Энфилда правая и левая дуга - это единый сварной элемент, потому не складываются и защищают в результате как положено.

Занос заднего колеса - при резком торможении очень уж заносит заднее колесо. Больше, чем у любого другого байка. Пару раз просто чудом удерживал мотик от падения.

Полукруглые покрышки на бездорожье из достоинства превращаются в недостаток - при наезде на камень байк бросает в сторону.

И самое главное различие (ИМХО!!!!!!!) этих двух мотиков - у Энфилда просто невероятная устойчивость! Я не знаю, чем это объяснить, но если уж он поехал, то он - как скала. Его уронить гораздо сложнее, чем любой другой мотоцикл.

Мой основной вывод - если в следующий раз поеду один на байке, возьму Авенджер. Один я с ним справлюсь. Если вдвоем, возьму Энфилд. По бездорожью. По асфальту в любом случае возьму Авенджер.

Насчет Индии. Ладак - это совсем НЕ Индия. Имхо, конечно.
Здесь не пахнет Индией. Здесь почти не торгуются. Здесь вообще никто не попрошайничает.
Здесь вообще нет рикш. Ни мото, ни вело.
Здесь одно слово - джулей - заменяет больше половины слов.
Здесь грузовики, встречаясь с мотоциклом, СЪЕЗЖАЮТ НА ОБОЧИНУ!!!
Здесь практически везде можно найти мясо, а уж яйца-то и подавно.
Здесь не заполняют си-форму при заселении в гест, а зачастую вообще ничего не записывают.
Здесь девушки и женщины не шарахаются в сторону, когда обращаешься к ним с вопросом, а охотно вступают в разговор, открыто вам улыбаясь.
Здесь на горах нет ни единой травинки.
ЗДЕСЬ НЕ ВАЛЯЕТСЯ МУСОР!!! Реки не воняют помойкой. На центральных улицах нет ни единой коровы. Нет бездомных. Нет прокаженных. Нет калек. Нет пластиковых пакетов. Есть урны.
Лица местных - не индийского типа. Монголоидные.
Кроме владельцев ювелирных магазинов - те все до единого кашмирцы, конечно. Как и продавцы различных пашмин. Вездесущее "Привет. Как дела? Захади, пасматри мой магазин" проникло уже и сюда, к сожалению....Брр...

Раньше я думал, что преувеличивал Рерих, рисуя разноцветные горы, но попав сюда, понял, что он рисовал реалистично. С натуры. Они тут действительно разноцветные!!!

Время путешествия: 
Август - сентябрь 2013
Карта достопримечательности, координаты, фото-тур: 
Leh, Jammu and Kashmir
Индия
34° 9' 25.2864" N, 77° 34' 41.2752" E
Javascript is required to view this map.
Автор и\или источник публикации: 

Borf


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 15

Серьезный обзор получился!

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

Серьезный обзор получился! Если не будете редактировать или вставлять фотки я прицеплю рассказ к разделу статей.

Да, индийцы Х не произносят как мы, в данном случае это придыхательный звук, просто в литературе и на картах в том числе пишется на английский манер - Лех, Ладакх....

Сразу вопрос: а почему вы не поехали по земле через Шринагар?
На самом деле мне Ладакх тоже очень интересен, правда не знаю когда доберусь... вот и думала туда через Шринагар, обратно через Кейлонг, кстати там же тоже интересно, но вы остановку не делали, просто времени не было? Мне кто-то из знакомых рекомендовал ехать из Леха именно в Кейлонг, ибо больше транспорта, проще, и есть что посмотреть, а уже из Кейлонга двигать в Манали, то есть разбивать маршрут на 2 части, а вы бы исходя из своего опыта что посоветовали бы?

Борис, а вы не обратили внимания на цены на джип-туры в Лехе? я просто с байками не дружу, а на велосипеде... не уверена в своих силах....

Насчет НЕ Индии... так этот регион исторически не индийский, его называют Малым Тибетом или Индийским Тибетом, потому и монголоиды, что это Тибет, просто не китайский, и разумеется культура совершенно иная.

А когда он будет прицеплен к

Borf аватар
Путешественникюзер

А когда он будет прицеплен к статьям, уже нельзя редактировать? Я пока еще не знаю, надо ли это редактировать... И нужны ли фотки. Они, конечно, оживляют сухой текст, но фотки я собирался к рассказу прицеплять, а не к этим выводам.
Через Шринагар не поехал для экономии времени, его и так немного было, а Ладак был на острие цели.
Никогда почему-то не рассматривал Кейлонг как место, где есть что посмотреть. Интересно... Надо будет почитать. Может, когда проскочу туда из Манали - благо недалеко, да и Ротанг хотелось бы посмотреть и в ясную погоду. Мы приехали в Кейлонг не поздно, часов в пять вроде. Знал бы раньше, что там смотреть - сбегал бы. А вам, с вашей возможностью не торопиться - почему бы и не сделать остановку в Кейлонге? Ехать, правда, на локалбасе тогда оправданно. Но на нем, полагаю, тяжеловато бы пришлось - почти на половине дороги асфальт или отсутствует, или в таком состоянии, что в жестком автобусе весь зад поотбиваешь. В мягком-то тяжеловато ехать было...

Ценами на джип-туры не интересовался вовсе. Попробую связаться с некоторыми людьми, с которыми познакомился в Ле - они интересовались. Кстати, в и из долины Нубра ходят шеред джипы по божеским ценам. Ле-Дискит. А вот на озера они не ходят, к сожалению. Кстати, можно не дружить с байками, но нормально проехаться пассажиром) А велосипедистов я и сам не понимаю - там толком дышать нечем, а они еще и педали крутят)).

Борис, дело в том, что

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

Борис, дело в том, что рассказы и статьи - это разные форматы материалов, и раскладываются они по разным полочкам с разными адресами. Но если пошаманить то можно один материал привязать к 2 типам материалов, что я и подумала сделать, то есть выводиться будет в разделах и там и тут. Но шаманство это работает до тех пор пока материал не меняется, потом надо опять колдовать над ним.
Редактировать всегда можно, конечно, тогда я просто пришью ваш рассказ к подшивке путеводитель, там как раз материалы без фоток, и в этом случае редактирование ничего не сломает.

Ага, пасибки, поняла, ну я думаю, что и туристический бас может до пол-пути, то есть до Кейлонга, довезти, в любом случае это точно не завтра.
С мотоциклами я не дружу ни с какой стороны, у меня спина на них болит когда я пассажиром сижу, увы не мой транспорт :(

К Ротангу удобно из Манали ездить, туда час-полтора на локалбасе. Но Ротанг считается чуть ли не самым коварным горным перевалом мира, и
погода там может измениться за 15 минут до неузнаваемости, почему там и смертность высокая. 2004 году мы собирались поехать на Ротанг, приехали в Манали узнать про транспорт, ничего не работает, и нам говорят: в городе траур, вчера на перевале больше дюжины людей погибло, лавиной смыло. Мои попутчики сказали что они туда ни за что... так и не побывала, хотя жила в Нагаре....

в безумно прекрасном Ладакхе

tanz аватар
Любитель Индииюзер

в безумно прекрасном Ладакхе я пока не побывала, но сравнение с Индией откликнулось во мне. Дело в том, что в нашем районе снимают жилье многие приезжие с северо-востока Индии, из Непала, и они отличаются от местных жителей не только монголоидным типом внешности, но и большей свободой и раскованностью.За отсутствие консерватизма не могу сказать, не общалась с ними, но они во всех отношениях гораздо проще. Возможно, естественнее и ближе к природе, что больше свойственно тибетцам. Молодежь ведет себя как везде в мире, т.е. тусуется открыто, что надо сказать, с осуждением принимается метными жителями, где при родителях даже за руки не принято держаться.

Спасибо, полезный пост! А что

Гость аватар

Спасибо, полезный пост! А что там с ценами на гесты и на еду? Средний индийский уровень или выше?

Ага, закономерные вопросы.

Borf аватар
Путешественникюзер

Ага, закономерные вопросы. Добавил два этих пункта в основной текст. "Насчет еды" и "Насчет жилья"

цены на гесты что-то совсем

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

цены на гесты что-то совсем не радуют, а чего-то попроще в Ле не было или не искали?

В Ле - не искал, ибо по

Borf аватар
Путешественникюзер

В Ле - не искал, ибо по наводке пришел в конкретный гест. Жильем интересовался заранее, потому знал, что цены на жильё в Ладаке заметно выше, чем в других штатах. Слышал, что небольшую комнатку с видом из окна на забор можно найти рупий за 400, про более дешевые варианты не слышал. Вообще цены выросли за последние 2-3 года раза в полтора, в некоторых случаях и в два (судя по тем отчетам, что я читал).

Да, цены в Индии в последние

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

Да, цены в Индии в последние годы выросли везде, и чем туристичнее место - тем выше, увы.
А свой гест рекомендовать можете?

Ага, напишу еще об этом. А

Borf аватар
Путешественникюзер

Ага, напишу еще об этом. А выросли, кстати, не везде - в Ришикеше как в 2009 за 250 жил, так и в 2011 и 2012-м за 250. И в Васиште в этот раз за 250 хорошая комната с прекрасным видом на реку и противоположный склон долины.

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
цивили_ация:
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников