Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Путь паломников

Святыни Чар Дхам или обиталища богов расположены в одном из самых живописных мест, среди устремленной ввысь гималайской гряды Уттаракханда.
Боги, населяющие почитаемые гималайские святыни Чар Дхам, очень требовательны. Паломники, пустившиеся в это священное путешествие,

должны как следует попотеть, чтобы удостоиться их внимания. Эти святилища расположены среди захватывающей дух красоты – глубокие каньоны, покрытые снегами пики, густые леса, серебряные водопады, замерзшие реки, луга, полные диких цветов, суровые сказы, вздымающиеся в небо…
Боги желают поделиться природной красотой с теми, кто ищет их благословения, но не задаром. Хотя узкие, извилистые тропы Чар Дхам проходят среди одного из красивейших природных ландшафтов, путь от одной святыни до другой часто долог и изнурителен. Для достижения двух из этих святынь – Ямунотри и Кедарнатха – паломники должны проделать трудный путь. А полный обход четырех святынь занимает минимум десять дней.

Наше путешествие стартовало в священном городе Харидвар, где река Ганга перетекает с Гималаев на равнину. После раннего завтрака мы пустились в девятичасовое путешествие (230 км) до маленького городка Баркот, в 42 км от Ямунотри.
Когда мы проехали популярные туристические места Дехрадун, Массури и водопады Кемпти, атмосфера сильно изменилась, и мы почувствовали себя в единении с природой.
Ямуна, извивающаяся между равнин и чудесных гор, стала нашим попутчиком в путешествии. Горы вокруг нас стали играть своими мышцами, как бодибилдеры, очарованные своей силой. Как-то мы проехали мимо маленьких деревушек, плывущих по морю зеленых крестьянских полей, покрывающих склоны. Постепенно мы достигли Leisure Hotel’s Char Dham Camp, цепочки удобных кемпингов, которая стала нашей базой на большую часть путешествия.
На все оставшееся время путешествия красота окружающего ландшафта нас уже не покидала. Природа не разочаровывала.

Рано утром следующего дня мы поехали в сторону Джанки Чатти, где присоединились к потоку паломников, направлявшихся в пеший поход до Ямунотри (5,5 км), считающееся истоком Ямуны. Мы проходили мимо старых мужчин и женщин, их спины ссутулились от возраста, но глаза
были полны огня. Путь был тяжел, иногда приходилось преодолевать овраги. Переход занимает от трех до шести часов пешком и два с половиной часа на пони. Можно также взять напрокат паланкины, поддерживаемые четырьмя носильщиками, или сесть в плетеную корзину, прикрепленную на спине носильщика.
У входа в храм паломники варят рис и картофель, завернутые в ткань, погружая их в воду естественного горячего источника, испарения от которого окутывают святыню густым паром. Дальше вода формирует два водоема – для мужчин и для женщин – где преданные совершают омовение перед пуджей и созерцанием божества.
Этой ночью мы спали в приподнятом настроении в нашем лагере в Баркоте. На следующий день мы отправились в Харсил по 52-километровому пути вдоль реки Бхагиратхи.
Вечером мы прибыли в выглядящую как на открытке долину и разбили лагерь.

На следующий день мы отправились в Ганготри (22 км). Дорога шла мимо глубоких речных каньонов, над которыми возвышались снежные пики Гималаев. По прибытии, мы прошли полкилометра до главного храма, где столпилось много паломников. Мы прогулялись по этому городку с множеством храмов и святынь и остановились ненадолго у водопада, где, как считается, господь Шива принял Гангу на свои локоны, когда она спускалась с небес на землю.
После обеда мы поехали в Харсил и остановились в живописном лагере в Манери на берегу реки. 288-километровый путь на следующий день был самым долгим и сложным во всем путешествии. Мы ехали вдоль реки Мандакани, притока Ганги, большую часть дня, пока не остановились в лагере в Гупткаши.

На следующее утро, после 32-километровой поездки до Гаурикунда, мы достигли самого сложного этапа всего паломничества: 14-километрового
пешего похода до Кедарнатха (3584 м), самой высокогорной из всех святынь. Немногим менее чем через шесть часов мы достигли цели, наши
одежды промокли. Бог, как показалось, наградил нас за усилия, разогнав тучи и открыв взору заснеженные пики, окружающие главный храм города паломников. Вечером мы наблюдали вечернюю службу, где пели бхаджаны, звенели храмовые купола, и раздавался бой барабанов, что вместе создавало грандиозную симфонию преданности Богу.
Ранним утром после краткого посещения места самадхи Шанкарачарьи, мудреца, способствовавшего возрождению в Индии индуизма, и священного водоема, который бурлит каждый раз, когда кто-нибудь произносит «буль-буль», мы отправились в 14-километровый пеший путь, а затем достигли гостеприимного Гупткаши.

Далее следовала поездка до Джошиматха (175 км), где мы переночевали и полюбовались потрясающим горным пейзажем. Чтобы достичь по
следней из четырех святынь, Бадринатха (3100 м), мы прошли 90 км. Город начинается примерно в 50 м от главного храма, обители господа Вишну. Вода из горячего источника у подножия храма наполняет два водоема – для мужчин и для женщин.
Здесь паломники совершают очистительное омовение перед входом в святилище.
Духовное путешествие (ятра) было завершено. Десятичасовая поездка обратно до Харидвара была долгой, но мы испытывали чувство удовлетворения.

Как обычно говорят паломники: вы можете совершить путешествие по Чар Дхам, если боги это позволят

Автор и\или источник публикации: 

Индийский Вестник № 3-4/2010 Густасп и Джеру Ирани Incredible India http://indianembassy...


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Г
В
Н
Щ
И
Введите код без пробелов, учитывая регистр