Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Самоучитель по Индии. Поезда, General класс

Самый дешевый класс к индийских поездах называется General (general class – общий)

Порядок пользования классом General.

Билеты покупаются в общей кассе, причем я так понимаю, что на больших вокзалах могут быть отдельные кассы для предварительной продажи и для билетов на сегодня. Билеты очень дешевые.
Есть несколько типов поездов, я ездил там, где были встречались только два (на участке ВаранасиПатна), на которые берутся билеты в класс General (не считая местных поездов – локал и урбан).
Вроде как есть и еще какие-то типы поездов, но я ними не сталкивался – видимо, совсем не экспресс и вовсе не фаст. Или наоборот – такой фаст, что в нем нет общего класса… Хотя может и общий класс есть, несмотря на экспрессность. Но это мои домыслы…
Поезда Express (Ха!) и SuperFAST (ха-ха-ха!).

Ccылка на примеры жд билетов и кое-какую фотоинформацию:
https://cloud.mail.r...

Имея билет на поезд Экспресс, вы не имеете права ездить на поездах Супер-фаст, а имея билет Супер-фаст – можете пользоваться и теми, и другими поездами (повторяю, с другими типами поездов не сталкивался, соображайте сами. Вероятно, на все поезда более низких классов билет распространяется). Разница – 10 рупий, так что если в этих краях водятся поезда супер-фаст, то лучше брать билет супер-фаст, а затем уже бегать по платформам в ожидании того, какой поезд прибудет раньше.
Дело в том, что покупая билет в любой другой класс, вы автоматически привязываетесь к поезду, даже если у вас вейтинг лист (в билете указан поезд). А класс General дает вам право проезда на любом поезде на этом участке (см. выше насчет супер-фаст), т.е. вам не придется ждать вашего поезда полдня, а вы сможете поехать на ближайшем. Билет действует, как я понял, в течении то ли дня, то ли в течении суток с момента покупки. (Знаю людей, которые принципиально путешествуют только общим классом.) Так что если вам ехать 3-4 часа и можно предположить, что общий класс не будет забит под завязку – есть смысл покупать билет на него. Если можно догадаться, что туда будет не вбиться, то лучше купить SL – постараться угадать на ближайший поезд – даже без места, вейтинг лист – и тогда ехать где-нибудь на краю чужой полочки свои 3-4 часа. Впрочем, если вы едете общим классом и много народу на ближайшем поезде, вы вполне можете подождать следующий. Обычно индийцы усаживаются по 2-3 человека на одно место. Но они народ худенький… Если вы белая леди, то скорее всего, что вам найдут местечко. Обычно в этом случае мужчины – ни в автобусе, ни в поезде – не рискнут сесть рядом с вами без вашего разрешения.

Есть еще интересный момент – в Индии поезда иногда обгоняют друг друга. Так что если вы сядете на первый отправляющийся в нужном направлении, вовсе не значит, что он первым и прибудет на нужную станцию. Но уж это предсказать, на мой взгляд, невозможно, выявить здесь какие-либо закономерности я не берусь…

Когда я ехал из Варанаси до Патны, полпути я стоял, затем куда-то отошел один из молодых людей, сидевших на одиночном месте – я присел на это место, думая что он ушел насовсем. Потом оказалось, что он вернулся и захотел сесть обратно, но тут его стали ругать люди постарше – и ему, бедняге, пришлось искать себе другое место в другом конце вагона, хотя здесь, оказывается, ехал кто-то из его знакомых.

В общем классе есть еще верхние полки, предназначенные для багажа, но ничто не мешает сидеть или лежать на них нескольким индийцам. Впрочем, это не исключает наличия на них и багажа – полки довольно широкие. Если будете ставить на них свою сумку – имейте в виду, что на нее могут потом лечь или сесть – не кладите туда планшет или т.п.

Как правило, вагоны общего класса – по 2-3 штуки – находятся в начале и конце поезда. Еще наверняка будет багажный вагон, но в нем я так и не понял - у меня было впечатление, что в некоторых из них половина вагона может быть отведена под общий класс, хотя мне и говорили, что это не так и что там сидят просто работники этого багажного вагона. Но тогда почему на этой половине написано было General? Короче, насчет этого не знаю. Еще в тех поездах, где много народу ездит в общем классе, может быть еще несколько вагонов общего класса в середине состава. Правда, тут такой момент… как узнать, где будет это середина состава? Или где его конец? Вообще-то на табло будет обозначено, что в этом месте будут вагоны с номером просто G. Но я не рисковал, потому что в общий класс все-таки желательно садиться в числе первых – больше шансов занять место… Так что всегда садился в вагоны, которые в начале поезда.

В обычных общих вагонах как правило не две двери, а три – еще и в середине вагона, тоже с таким тамбуром. Насколько я помню, туалетов в общих вагонах нет, хотя специально внимания не обращал, возможно не заметил (мог пользоваться средним тамбуром, а они могут быть в крайних). Возможно, что это только в локал поездах, а в дальнего следования есть… Да, уже где-то писал вкратце, но повторюсь. В локал (то есть короткого следования, типа наших пригородных электричек) во-первых, может быть, что во всем поезде вагоны только общие, и в них может быть другая конструкция сидений – как в наших злектричках – только поперечные и по 3 места на каждом (а уж сколько влезет - …) Но в дальнего следования – обычно вагоны с полками, как и в SL, но без среднего яруса. И столиков вроде как нет. Во всяком случае, на боковой полке чтобы разложить и сделать ее длинной – нечего. То есть на боковой только два сиденья, и все. (напомню, на одном сиденье помещается по 2-3 индийца).

Да, еще мне говорили, что в поездах, где обычно много народу в общем классе, может быть еще пара общих вагонов в середине состава… Вообще составы в Индии гораздо длиннее наших, так что вполне может быть… Я старался садиться в общие вагоны в начале поезда – я не уверен, где будет его конец, это надо знать, чтобы не носиться по всей платформе. А при этом настоятельно рекомендую – постараться сесть в первых рядах – это даст возможность найти свободные места. Хотя если придет пожилая женщина или кто-то с кучей малышей – я сидеть не смогу, придется уступить. Впрочем, все подобные проблемы обычно решаются в Индии как-то очень доброжелательно, как и вообще все проблемы.

Слышал, что в каких-то штатах, то ли на юге, то ли еще где, могут быть общие вагоны (или части их) специально для женщин. С таким не встречался. В метро в Дели – да, первый вагон только для леди, это обязательное правило. Еще в делийском метро в каждом вагоне есть места выделенные для пожилых, и для леди тоже – но там не очень охотно уступают. Тут еще может играть роль варна или каста, как я полагаю. Но в принципе в этом случае некоторые леди устраивают небольшой скандал и дружно сгоняют невоспитанного джентельмена с этих мест. Один раз наблюдал. Впрочем, в этом случае джентельмен и не возражает… Аналогично выделенные вагоны для леди видел и в Ченнае в урбан трейн (Urban train – городская электричка, которая там является как бы таким наземным метро). Детали не уяснял, но судя по надписи, первый и последний вагон – по половинке выделено для леди (или второй и предпоследний?). А вторые половинки – что-то типа первого класса (он как-то специально называется, но сейчас не помню, может потом найду – запишу), на него билеты дороже (ну при стоимости билета в обычный класс 5 рупий…), встречал в инете рекомендации в час пик покупать билеты в этот High class, что ли. В час пик не ездил, не скажу. Ездил только один раз очень рано утром из аэропорта в центр, поезд был пустой почти. Тоже три тамбура (или 4?).


Комментариев : 1

В дженералах, которые типа

achadidi аватар

В дженералах, которые типа наших электричек, туалеты есть, по крайней мере бывают, я пользовалась....

Не очень понятно про 3 тамбура в вагоне, лучше объяснить иначе, дженерал - это вагон в котором помимо дверей с боков как в любом вагоне есть еще и центральная.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
В
и
2
б
ф
Введите код без пробелов, учитывая регистр