Тируваннамалаи и Аруначала 2014

В Тируваннамалаи мы приехали ночным поездом из Бангалора в 4 утра. взяли рикшу до Ашрама Раманы за 120 рупий, приехали, а жить то и не где... Оставили Тейру с рюкзаками и стали методично прочесывать прилегающие к ашраму кварталы - дорого или нет мест.
Ашрамный гостевой дом привлек наше внимание сразу - тихо и чистенько, но туда нужна вписка через офис. вернулись в офис, дождались 7.30, когда он открылся, но нас послали потому, что места надо резервировать за месяц...
нашли в конце концов гестик, дождались, когда комнаты освободятся после 9....уф.... дождались и вселились (подробности размещения и питания выложу потом отдельно в путеводитель)

Тируваннамалаи стал довольно дорогим местом проживания, не пропорционально, даже с учетом общего повышения цен в Индии и Тамил наду, и в части отелей, и пропитания тоже - цены как в гоа, а то и выше. Для примера в дхабе напротив ашрама стаканчик масала чая 15 рупий, на 2\3 налитый чаем стандартный индийский стакан, а не кружка.
Очень странно, окрестности ашрама утыканы массажными салонами, йога курсами, рейки лечением и подобным, а дешевого жилья нету.
ресторанов в Тиру полно, но они дороже, чем в Гоа (!), но хоть есть, впрочем об этом я уже писала, так что здесь о том, ради чего я в тиру приехала, об аруначале.
Кто не в курсе аруначала один из джйотирлингамов, то есть нерукотворных мест силы, святое место для шиваитов, вошедшее в легенды, подробности см.в разделе путеводитель.

Гора Аруначала

Вход Аруначалу открыт со стороны ашрама с 8.30 до 16.30, со стороны храма не ходила, поэтому не знаю.
Ну что сказать про Аруначалу? в прошлое посещение тут со мной случилось чудо, в этот раз я просто пришла слушать гору. наверное поэтому я забыла фотик дома. И я почувствовала вибацию горы стопами ног, удивительное ощущение мягкой вибрации от подошв аж до коленей.

Вид на храм с Горы Аруначалы

Посидели рядом с ашрамом, где рамана 7 лет прожил, внутрь не пошла, там и снаружи чувствуется глобальное безмолвие.
на самый верх забраться не удалось, просто посидела на камнях над ашрамом, там хорошо, нет никого.
Источник пересох к сожалению, зато обезьян прибавилось, нападают, так что лучше брать с собой палку и не брать еду.

Храм Аруначалешвар

Изменилось все, что могло. Вход 20 рупий, раньше был бесплатный.

Входной гопурам храма Тируваннамалаи
Скульптура на гопурамах храма
В храме - как на вокзале, - по словам моих попутчиков, - везде ограждения и решетки, раньше я бродила по храму и сидела, где хотела, а теперь нельзя и очередь на парикраму...
Фоткать нельзя в пределах внутреннего гопурама, только за ним и можно, раньше, я правда этого не знала :)

Внутренние гопурамы храма Аруначалешвар

Нанди на крыше мантапы Тируваннамалая

Да, много воды утекло....
Остальное все вроде на месте, правда храмовой слонихи не видела в этот раз, ощущение еще другое... то ли из-за попутчиков, толи по какой другой причине вернуться в храм на следующий день мне не хотелось уже.

Нанди мандапа в храме Аруначалешвар

Мой тамильский друг

В прошлый визит в тиру я познакомилась с тамильцем Сатьей и жила пару дней в его доме, прошло много лет, но отношения сохранились. Мы оба рыбы, а это значит, что эмоциональные связи и наша нежность, делает нас близкими людьми не смотря ни на что. Спросила Сатью где сейчас его кафе, а он ответил: приходи в мой отель. И мы с попутчиками отправились к нему в гости.
долго шли по навигатору, опрашивая по пути локалов... стемнело. дошли до входа в отель и тут рядом затормозил байк. Поворачиваюсь...
- Сатья?!
- Ача диди?!
Прошло 9 лет почти... улыбка все та же, белоснежная, до ушей, но....цивильная одежда, а не белый лунги, глаза внимательные и сосредоточенные, уже нет того света. У него хороший бизнес, достаточно денег на его проекты помощи детям и эко-... жена-американка. он стал бакалавром, о чем мечтал всегда, брамин по рождению, которого отец забрал в детстве из школы и отправил вытирать столики в дхабе. Только вот свет в глазах погас. Жизнь удалась, мечты сбылись...
В отеле нет ресторана, просто кухня и зал, и Сатья сам готовил еду для нас, гостей, постояльцев и персонала. Еда была вкусной, очень, человек готовил с любовью....

Тамильская еда для европейцев

Познакомил меня с другом-французом, собственно отель это их общий проект. Рассказывал ему обо мне, удивительно, что он столько лет помнил незначительные детали нашего знакомства, которое длилось то всего пару дней, и кто я и чем занимаюсь...
После ужина сели курить на ступеньках, Сатья придвинулся вплотную и стал толкать меня плечом. Просто потому, что Рыба, мы вечные дети, и если мы встречаемся друг с другом в этом неласковом, не-рыбьем мире мы играем, потому, что больше просто не с кем. Его прежде очень черные волосы сильно поседели, стали жесткими, я погладила его по голове, радость в нем погасла, ее сменила тоска. Когда ты мы были моложе... он просто утратил мечту, и я напомнила ему о той свободе и радости, которые были когда-то и в нем...

Сатья показал мне отель. Комнаты без номеров, но с именами, они посвящены богам и богиням, у каждой свой цвет, характер. Интересно получилось. Вообще отель классный, даже удаленность от ашрама здесь плюс, тихо очень, есть садик и ничто не закрывает вид на аруначалу. Так что если есть 1500 рупий в день, рекомендую, тем более, что туда входит и домашняя еда.

Кроме горы Аруначалы и храма Аруначалешвар, которые являются индуистскими святынями в Тируваннамалаи больше нет ничего примечательного, обычный индийский городок с традиционным укладом - на улицах храмы, а рядом на дороге коровы, у тех дорог местные тамильцы коров доят, вобщем как и по всей Индии...

Кали мандир в Тируваннамалаи

Южная индия, тамильцы доят корову прямо на улице

На второй день в Тируваннамалаи я вознамерилась пойти в аюрведическому доктору, которого мне рекомендовала моя попутчица Карина, узнала телефон, взяла рикшу, рикша узнал как ехать, приехали.... а доктор сегодня не принимает... а по телефону этого сказать конечно было нельзя... грустно. Координаты доктора Пала в блоге у Карины https://indonet.ru/b... вдруг кому-то повезет, врач-то реально хороший, денег за прием не берет, и дает много полезных рекомендаций.

Пошли с Тейрой опять на Ауначалу, там всегда хорошо...
Познакомились с местным шиваитом, который каждый день поднимается на самую вершину Аруначалы, там есть 3 пещеры интересных, позвал с собой. Тейра пошла, у меня сил не хватило по практически 45 градусной скале корабкаться. Тейра правда доже не дошла, выдохлась, а босоногий тамилец скрылся где-то наверху.
А я просто села и стала на храм смотреть....

Гуляли по ашраму Махарши, просто бродили, в ашраме много павлинов, причем не только обычный черно-сене-зелено-переливчатых, но еще и белых.

Павлины индийские обыкновенные

Павлин индийский белый
А вечером Тейра уезжала в Бангалор, это отдельная история была. В Индии же нельзя просто вот без историй... Я писала про наши злоключения по ее отправке https://indonet.ru/R...

А на следующий день была суббота, а значит у меня мауна. Впрочем в таких местах-то и говорить особо не нужно, можно просто забраться на Аруначалу, найти какой-то тихий уголок, раскинуться навзничь на камне и слушать гору, небо и шелест ветра в листве...

январь 2014 года

achadidi специально для читателей indonet.ru

Дешевое жилье есть, но

Borf аватар

Дешевое жилье есть, но подальше от Раманашрама, конечно. Например, если дойти до конца улицы, на которой расположен ашрам Шивашакти (в нем, кстати, тоже можно остановиться недорого), то на левом повороте расположен очень неплохой ресторанчик с внятными ценами, а в округе не так уж и мало недорогого жилья.
Вход на Гору со стороны храма ничем не ограничен, ходи в любое время. Да и Раманашрам можно обойти с любой стороны - хоть справа по улочке мимо лачуг, хоть слева через территорию малопосещаемого храма, мимо храмового пруда. Здесь ближе, но глуше, так что без мужского сопровождения вечером ходить здесь не рекомендовал бы, лучше справа.

Борис мы около 1,5 часов

Борис мы около 1,5 часов бродили напротив ашрамной части - от большого перекрестка слева до пустыря справа и увы... меньше 600 вообще ничего не было, зато от 900 рупий - полно. И ашрамы мы тоже обошли - везде или фул или только по предварительному заказу.
Я думаю эта тема жилья в Тируваннамалаи заслуживает того, что бы описать ее в путеводителе отдельно, тем более, что вы мне присылала рекомендации, так что я хочу свести свой опыт с вашим и выложить отдельным постом.

Ага, сводите)) Надо было не

Ага, сводите))
Надо было не вширь брать, а вглубь. От того же большого перекрестка слева уходить вглубь от Горы метров на 600-800. Там даже в Картиккею Дипам места свободные бывают, а ведь на этот праздник в Тиру до миллиона паломников приезжает, говорят.

не знаю... в прошлый раз у

не знаю... в прошлый раз у меня не было проблем и цены были гуманнее...
в этот раз мы ходили змейкой с начала до конца улицы и потом переходили на следующую - или фулл или оверпрайс :(
А может я вам выставлю доступ автора путеводителя вы сами статью про Тиру напишите?

Не, статью в путеводитель не

Borf аватар

Не, статью в путеводитель не потяну. Сейчас, по крайней мере. Времени нету и опыта.

Доброго времени суток! вы не

Доброго времени суток! вы не так давно были в Тиру, посоветуйте пожалуйста, где там можно поменять доллары на рупии (кроме отелей с невыгодным курсом)? Спасибо!

Сразу скажу, что лично я в

Сразу скажу, что лично я в Тиру деньги не меняла, но во-первых вокруг ашрама видела обменные конторы, во вторых в Тируванамалаи, в самом городе есть банки. Сама я меняю доллары обычно в банках либо снимаю рупии в банкоматах.