Трек на озеро Кедар Тал или о том, как мы туда... не дошли

Для начала о моих страхах о погоде в Ганготри.
Друзья, я понял, что верить прогнозам о погоде в Ганготри можно очень относительно. Тогда как один сайт обещал +5+7 - (о ужас! после жары около +50 в тени в Ришикеше, это довольно экстремальная благодать)), а другой 17-18, в реальности оказалось, что днем вполне себе летняя погода 20-25, а на Солнце, само собой - печет не слабо.
Ночью в самом Ганготри холодало где-то до +15. Так что после Ришикешского пекла это была настоящая благодать.

В этот раз целью поездки в Ганготри был уже не Гомукх, а трек на Кедар Тал (также имеющее название "Озеро Шивы") на который в прошлом году не хватило ни времени, ни сил.
Первые три дня в Ганготри мы потратили на адаптацию к высоте и делали небольшие вылазки (от 30 мин до 2 часов пути по тропе) в сторону Кедартал, каждый раз чуть дальше, чтобы немного расходиться.
На четвертый день нагрузившись рюкзаками со всем необходимым, мы двинулись в путь.

Для справки. Подтверждаю слова ura (комментарий к статье Гомукх https://indonet.ru/t...) , о том что путь туда, во-первых не детский, во-вторых расстояние до озера по тропе на самом деле 16-18 км, и по дороге есть два места для лагеря(первое - 7-7,5 км от Ганготри, второе 5 км от первого), там где нормальное место под палатку и вода рядом.

У нас был план такой: в первый день дойти до первой стоянки, а на второй день дойти до озера, ну или хотя бы до второй стоянки, и на третий день, в этом случае, уже к озеру и простоять там два-три дня.
Сбегать на озеро за один день - вполне возможно для ходящего по горам человека налегке. Но нам такой вариант был не интересен. Хотелось более основательно побыть в этих прекрасных местах, спокойно подышать их Силой, почувствовать, углубиться...

Тропа на Кедартал вполне понятна, чтобы не озадачиваться проводником. Она идет по ущелью вдоль реки, которая называется Кедар Ганг и впадает в Ганготри в Гангу. Мы шли, рассчитывая силы, отдыхали сколько хотели, не торопились и часов за семь-восемь дошли до первой стоянки. Путь довольно изнурительный для похода с нормальным грузом. Тропа до первой стоянки почти везде идет круто вверх и местами, где почва сошла, проходит по сыпухе, хотя мы ни где не упали, не оступились и не поехали. Перед выходом купили себе бамбуковые палки с железными наконечниками по 40 рупий(свои трекинговые забыли дома), и они реально были в помощь. Сложность похода по этой тропе не только в крутизне и местами довольно стремных участках, а в и в том, что это высота уже больше 3000 метров (и она все время растет) и дышать уже совсем не так легко как дома.

На месте стоянки стояла небольшая группа индусов, какая-то геологическая экспедиция. Они тоже пришли сегодня, только немного раньше и у них были носильщики:)) Мы немного пообщались с ними и с носильщиками, и их носильщики сказали нам, что до следующей стоянки максимум 4 часа ходу с грузом и тропа уже не такая крутая. Мы вдохновились, но решили не идти на следующий день, а отдохнуть и восстановить силы.
Уже в этом месте у нас были совершенно другие ощущения, чем в поселке. Уже здесь начинаешь намного ближе чувствовать и переживать Красоту и Силу самых настоящих Гималаев!

На следующий день утром индусы ушли дальше, а мы, как и планировали, отдыхали, наслаждаясь покоем, благо погода была сухая и спокойная.
По поводу приготовления пищи. Мы взяли с собой мультитопливную горелку, но бензин в Ришикеше и Уттаркаши не покупали, надеясь купить в Ганготри. К сожалению, в Ганготри бензин купить оказалось невозможным, но керосин - без проблем. Единственное, что разжигать керосин, для прогрева горелки, да еще если ветер - довольно нудная процедура. Поэтому решили в будущих походах заранее запасаться именно бензином. Я знал, что можно купить газовые балоны в Дели, но мы решили не задерживаться там (ранний самолет в три часа ночи), поэтому изначально рассчитывали на жидкое топливо. По большому счету, готовить можно и на костре - в этих местах дров достаточно, но с горелкой, даже на керосине - намного удобнее.

Итак, утром следующего дня мы собрали палатку и двинулись дальше. Действительно, после относительно крутого подъема тропа выровнялась и стала намного более пологой. Деревья кончились. Стали встречаться местные горные козлы, которые не особо нас и боялись. Мы прошли всего часа полтора, когда тропа начала уходить вниз, ближе к реке. На всем протяжении, пока мы шли тропа была основательная и без сюрпризов. Сюрприз случился дальше. Шли мы себе шли, по нормальной тропе, наслаждались все более приближающимися снежными вершинами, как вдруг тропа превратилась в дорожку по сыпухе, а метров через 50 - вообще исчезла..

Я пытался понять, как идти дальше - везде довольно крутой сыпучий склон, по которому явно никто не ступал.. Пытался спустится ниже к реке - никак, разве что вариант, чтобы как следует навернуться и что-нибудь себе сломать. Пробовал "проложить" тропу по сыпухе, но через десяток шагов понял, что это может стать моим последним путем. Вернулись немного раньше, пошел наверх в надежде найти путь - без вариантов. Разве что для альпинистов.

Интересно, что с того места где тропа внезапно обрывается, ее продолжение видно метров через двести. Но как туда попасть?
Мы предположили, что нужно спуститься к реке, и так как по нашей стороне пройти возможности нет, пересечь реку в более или менее удобном месте (она не такая бурная и широкая как Ганга, но тем не менее довольно опасная). Единственным ближайшим местом для спуска мог быть небольшой ручей рядом, и мы решили попробовать спуститься по нему. Круто, но если осторожно, то можно. Как только мы это решили, и уже были готовы спускаться, вверху раздался грохот и мы увидели, как из тучи пыли в нашу сторону быстро катится весьма увесистый камень.. Мы тут же ретировались от ручья, но и камень, к счастью, не докатился - застрял метров на сто выше. Мы решили, что если будет еще какой природный знак - значит не стоит. Пошли снова к ручью - вдали прогремел гром и небо стало покрываться тучами.. Мы быстром шагом пошли обратно и до того как начался дождь, поставили палатку в небольшой рощице и забрались в нее.

Дождь был не сильный, но все вокруг окутало облаками, было почти ничего не видно и очень мокро. Место, на котором мы встали, было примерно в часе ходьбы от нашей первой стоянки. Через некоторое время, я решил сходить за водой к старому месту, где в тумане обнаружил двух индусов-туристов и двух носильщиков, греющихся возле костра. Носильщики во всю курили траву и радовались. Я выяснил у этих ребят, что они только что вернулись с Кедар Тала и утром собирались вернуться в Ганготри. Носильщики смеялись от души когда я рассказывал им о своем удивлении про исчезновение тропы)) Мне ничего не привиделось, тропа действительно исчезла накануне. Оказывается в этом месте упало несколько очень больших камней и участок тропы оказался разрушен. Чтобы вернуться, ребята переходили реку (как мы и предположили) в двух местах по пояс в воде...

Несмотря, на такое усложнение пути, мы на следующий день все равно решили дойти до Кедар Тал налегке, оставив палатку с вещами. Ее с тропы вообще было не видно. Да и на Кедар Тал ходит очень немного людей. За день может пройти от силы три-четыре человека. Так, что беспокоиться было не о чем.

На следующее утро мы снова вышли в путь. Нашли намного более пологий спуск к реке. Река очень красивая и сильная, идя вдоль берега, ощущаешь себя буквально в потоке энергии воды!

Нашли место где переходили индусы, они соорудили небольшой указатель из камней на противоположной стороне. Я попробовал перейти реку, перешел до половины на маленький островок. Вода ледяная и поток довольно бурный. Когда возвращался, мои резиновые тапочки снесло потоком, а идти там босиком - это уже экстрим.)) Тем не менее, мы были полны решимости двигаться дальше и решили на следующий день перейти в сменных кроссовках, но по дороге к лагерю моя жена Ирина сильно подвернула ногу. К вечеру стало ясно, что в этот раз нам не дойти - нога у жены болела сильно. Мы остались на месте стоянки еще на несколько дней.

Однако, мы абсолютно не жалеем, мы стояли в прекрасном месте на высоте 4050 м - так показал навигатор - это уже были настоящие горы!
Вокруг росли редкие березы и рябины(!) :)) Днем я ходил на небольшие локальные вылазки, фотографировал, медитировал:)) Нашел несколько ручьев с абсолютно чистой, прозрачной и очень вкусной водой. Вечером мы пели мантры у костра, и это был весьма интересный опыт. Погода в эти дни была довольно хорошая: утром солнце, небо чистое, а во второй половине дня набегали облака. Часто (как это обычно бывает в горах) облака были сверху, снизу, справа и слева :)) Все время пытался собраться дождь, но как только мы начинали петь мантры - небо над нами прочищалось и падало лишь несколько капель..))
Гималаи - волшебная страна!

После того, как тропа была разрушена, мы были одни. Никто за те несколько дней, что мы были не проходил из Ганготри и никто не шел со стороны Кедар Тала.
Возможно Шива на время или навсегда закрыл проход)) По крайней мере для большинства туристов-ходоков. Теперь, чтобы дойти до Кедар Тала нужна более основательная подготовка ну и, конечно, мотивация. Если, конечно, тропу не "протопчут" снова :))
Думаю, мы попробуем еще раз в следующем году. ))

Июнь 2012 г.

Олег Российский

К Кедарталу не ходила, но

К Кедарталу не ходила, но поскольку ходила по Гималаям в штатах Уттаранчал и Химачал прадеш могу сказать про погоду... гарантированно хорошую погоду можно только выпросить у Индры....
Просили 5 дней с подругой, сидючи в Уттаркаши, пока в Ганготри был буран. На треке небо было чистое и даже ни 1 перышка, но когда мы спустились....
Официально, то есть по прогнозам в Гархвале к этому времени монсун уже кончился, дело было в начале октября.

Дождь в горах может пойти в любой момент, и ливень, который переходит в сели и обвалы тоже может начаться, а может и снежная буря.
Поэтому, конечно, наши прожекты и по срокам и по местам, которые мы придумываем, Шива может не завизировать :) И хорошо, если еще не застрянешь в Гималаях, отрезанным от большой земли, как с нами случилось в августе 2004....
С другой стороны - это же повод вернуться :)

Горы, горы..Горы:)) Да, я

Jambavan аватар

Горы, горы..Горы:))

Да, я знаю, что горы изменчивы и изменчивы внезапно, ибо в настоящих горах далеко не впервые :))
И тут играет роль некая тонкая связь с местом, если конечно она каким-то магическим образом установиться.
Здесь так получилось, не в первый день, но довольно быстро. Я спокойно выходил довольно далеко от стоянки и внутри каким-то образом точно знал, что погода не изменится. Хотя небо показывало другое)) Впервые такое было на Кавказе, когда пришлось просить хорошую погоду у местных духов, ибо не было выхода. И путь открылся ровно на три часа, чтобы успеть дойти до нужного места..
Несмотря на всё - горы - это навсегда))
И конечно, "всегда мы должны возвращаться", как в песне :))

Да, я пока в Гималаи не

Да, я пока в Гималаи не попала про горы думала: красиво, но это же скалы, камни, лед и снег и больше ничего...
А как попала... "попала" вобщем ;) в них трудно не влюбиться, что-то в них есть притягательное, то, чего на фото и видео никогда не увидишь...

Мы у Индры выпросили хорошей погоды на 5 дней - акклиматизацию и путь Ганготри - Гомукх и обратно, а как спустились через час начался дождь, который уже не останавливался. Правда в других местах так не просила, попутчица у меня была особенная в тот раз.

В окрестностях Ганготри

andrey аватар

В окрестностях Ганготри действительно сказочные места, очаровывающие и душу и взор.
На пути к Кедар Талу действительно встречаются сыпухи или снег на склоне и надо протаптывать тщательно следы, что бы не скатиться в реку. Лучше на будущее обезопасить свой путь страховкой, скажем прихватить с собой веревку метров 25 - 30 и обвязки.