Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Тур из Джодхпура

Большой тур или как в Раджастане говорят "джип-сафари" по деревням и в Ранакпур.

Первое посещение - Кезерли (Khejerli) - деревня племени Бишной (Бисной).
Легенда гласит, что однажды махараджа увидел красивую деревенскую девушку и взял ее себе. Когда она забеременела она потребовала, что бы махараджа на ней женился, но он решил от нее избавиться и приказал слугам отвезти ее в пустыню и оставить без воды и еды. Женщина нашла дерево и спряталась под ним от солнца, а потом родила ребенка - девочку, и вскоре умерла. Младенец плакал и привлек внимание проходивших мимо антилоп, которые выкормили его своим молоком.

Эта девочка и стала прародительницей племени бишноев (судя, по тому, что родилась девочка в племенах Раджастана этого периода господствовал матриархат).
Поэтому бишнои почитают антилоп матерью, которая питает, а деревья - отцом, дающим защиту. И поэтому бишнои не охотятся, не едят мяса, не рубят деревья, и очень трепетно относятся ко всему живому.

Женщины-бишнои защищают деревья от солдат, картина в бишнойском храме
Женщины-бишнои защищают деревья от солдат, картина в бишнойском храме

В их истории был удивительный случаЙ героизма, когда женщины бишноев погибли, защищая деревья. Очередной махараджа приказал солдатам рубить деревья для постройки своего дворца недалеко от бишнойских деревень (сейчас их 66 кажется). Женщины пришли и сказали, что не позволят это сделать. Но солдаты должны были выполнять приказ. Тогда женщины обняли деревья, закрывая их своим телом, но солдаты все равно стали рубить деревья и изрубили 363 бишнойских женщин, видимо это произошло спонтанно и мужчины не успели прийти на помощь.. Жуткая история...
После этого мужчины-бишнои конечно пошли на махараджу войной, в результате махараджа запретил рубить деревья на бишнойских территориях.

Сейчас бишнои живут в глинянных домах с естественным освещением - в стенах дырки, готовят на живом огне, печки топят сущеным навозом и сухими ветками, печки закрывают зелезным решетчатым колпаком, что бы пришедшие-прилетевшие на запах еды зверьки не сгорели.
Вот такое экологичное племя.

Занимаются бишнои производством опиума, сейчас, поскольку опиум является наркотиком и запрещен к свободной продаже, бишной поставляют опиум-сырец для медицинской промышленности.

Мужчина-бишной совершает опиумный ритуал
Мужчина-бишной совершает опиумный ритуал
Взрослые мужчины носят белые курта, дхоти и тюрбаны, женщины короткое чоли тип бюстгалтера, своебразный местный сарафан и головное покрывало, как многие другие раджастанки, женщины предпочитают красный и зеленый цвета, и орнаменты с изображениями женщин, антилоп и деревьев на покрывалах и в убранстве жилья.

Женщина племени бишнои в традиционной одежде
Женщина племени бишнои

Опиум употребляется в виде гм... Опиум грубой очистки толкут в воде и пьют, также едят в виде опиумного сахара, и то и другое дают попробовать туристам, горько, доза маленькая поэтому никакого эффекта не ощущается. Местные используют опиум как тонизирующее, говорят после горошины опиума можно пройти 15-20 км без чувства усталости. Как лекарство опиум используют для лечения болезней желудка, кишечника, разных воспалений и головной боли, а совсем не как анестетик, что можно было бы предположить.

Следующая остановка - озеро, куда на водопой приходят стада диких антилоп и прилетают перелетные птицы аж из Сибири. С первым озером не повезло, около второго застали небольшое стадо на противоположном берегу. Самки антилоп с черными боками, а самцы с рыжими, других отличий разглядеть не удалось. Все виденные мной в этом году озера Индии совсем или частично пересохли, земля вокруг в глубоких трещинах, печальное зрелище...

антилопы, вторая рыжая рога чешет

Потом мы приехали в деревню ткачей. Жители деревни разводят коз и из их шерсти ткут на ручных станках шали, одеяла и коврики. Когда приезжаешь с туром жители разрешают себя снимать, платит за беспокойство гид, так что жители похоже не в обиде. Ничего купить не предлагали, так что цен на такие шали не знаю. Примечательно, что жители живут натуральным хозяйством и не используют деньги между собой, только товарообмен, так нам сказал наш гид.

Следующая остановка - деревня Какни, где живут гончары и дизайнеры тканей.
За пару минут кусок сырой глины превращается в кувшин, масляную лампу или горшок для цветов. Интересно устройство кувшинов и кувшинчиков для питья - вода вытекает только через носик при наклоне в 45 градусов, а из горлышка не выливается ничгео как его не крути. Кроме того эти изделения очень прочные, гончар ронял кувшинчик на каменный пол и прыгал на лампе - ни трещинки.
Желающие могут попробовать слепить что-нить сами, никто из нашей группы правда не решился . Здесь конечно можно купить готовые глиняные изделия - от индивидуальный маленьких поилок-невылевашек до здоровенных кувшинов, колокольчиков до статуэток Ганеши и т.д. Цены выше конечно, чем на базаре, но зато обливка у кувшинчиков золотистая :)

Гончар за работой
Гончар за работой

Соседний дом занимают красильщики тканей. Синяя ткань с красно-белым рисунком окрашивается в ручную штампом в 5 заходов, используются минеральные краски, никакой синтетики. Сначала рисунок наносится куркумой (турмериком), потом тем же штампом наносится 5 компонентный раствор из лимонного сока и других частей, отчего рисунок становится красным. Потом сверху наносится защитный слой, потом ткань погружается в чан с индиго и становится синей, и наконец счищается защитный состав. Готовое покрывало размером 1,5х2 метра стоит 400 рупий, экзотика... Любопытно, что разные деревни одеваются и используют покрывала с разным рисунком и цветом. Мастер показывал нам разные ткани и говорил названия деревень, запомнила только бишнойские, поскольку мы там были. То есть по одежде можно определить из какой деревни или племени женщина происходит.

Красильщик прокрашивает ткани ручным штампом
Красильщик тканей ручным штампом

Далее деревня Салавас - тут тоже ткут из шерсти и джута, но ткут коврики и циновки.
Цены довольно высоки, один коврик 1.4х2 двое ткачей, работающих вместе за 1 станком, ткут 6 дней и стоит он 2200, безумно дорого, на базаре в 2 раза дешевле конечно...
Мужчины этой деревни принадлежат к джати праджапати и носят пестрые тюрбаны из невесоной хлопковой ткани типа марлевка.
Исторически они жили в круглых глинянных домиках и глинянными же заборами, расписанными белой краской, теперь они остались только для туристов, в таком домике нас кормили обедом. Будьте готовы к тому, что сабджи очень острый, правда я попросила дахи и его принесли.

А потом был Ранакпур, о нем я написала в путеводителе по Раджастану, см. статью о Ранакпуре

Этот тур мы с Нагендрой из отеля Хилл вью спонтанно спланировали вместе, он набрал группу в 10 человек, поехали на большом джипе, цена 500 рупий с человека, еда и напитки не включены. Фактически этот тур состоит из 2 частей, то есть обьединяет 2 тура с такой же ценой.
Выезд в 7 утра, возвращение в 20.30 по факту, длина пути около 220 км.

На следующий день мы отправились в древний город Осиан

Время путешествия: 
ноябрь 2009
Автор и\или источник публикации: 

achadidi для indonet.ru

Ткачи за ручным станком


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
л
Ш
Ч
ш
И
Введите код без пробелов, учитывая регистр