Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Земная обитель Будды

По традиции все междугородние автобусы в Непале уходят в семь утра.
Путь наш лежал из Покхары в Лумбини, а на туристической автостанции в нужном нам направлении стоял лишь один автобус (в отличие от направления на Катманду - там их было более десятка). Совершенно пустой. А зазывала и утромбовыватель пассажиров на вопрос доедем ли на нем до Лумбини стал что-то долго и путанно объяснять. Но тогда мы нисколько не насторожились - знали, что до самого Лумбини автобусы не доходят и на подступах к земной обители Будды нужно делать пересадку.

Однако наша действительность стала разворачиваться весьма мучительно для Игоря. Он с помощью своей игрушки - айфона - отслеживал наше местонахождение и к своему удивлению заметил, что автобус идет другой дорогой, делаю крюк чуть ли не через весь Непал! Кондуктор бесстрастно покивал головой, мол, да, именно так и едем.
Автобус был традиционно маленький и тесный. Сиденья не очень удобные. А дорога оказалась более длинной чем предполагалось. Автобус ехал медленно и, казалось, громкоголосый кондуктор со своим помощником пытался посадить в него каждого встречного. Функции непальских кондукторов уникальны: мало того, что они собирают деньги с пассажиров - они почти всю дорогу висят на подножках и во всю глотку горланят скороговоркой названия остановок и конечного пункта, но кроме того они на остановках выскакивают из автобуса, по-хозяйски рыскают в толпе и чуть ли не силой заталкивают внутрь пассажиров. Кондукторы указывают места и все их беспрекословно слушаются. Например, он может кого-нибудь из пассажиров согнать и посадить на его место "белого", женщину с ребенком или инвалида. Ибо западные туристы здесь приравниваются именно к самым уважаемым и оберегаемым категориям и им в автобусе неизменно выделяются лучшие места.
Вообще, Пассажир в Непале - царь и бог - его заманивают, его ублажают, им дорожат, за него борются команды разных автобусов. Видели бы с какой важностью некоторые непальцы заходят в автобус, а на дороге не они бегут за автобусом (как это принято в России), а автобус "бегает" за ними. И он будет ждать столько времени, сколько понадобится пассажиру чтобы зайти в салон, а кондуктору уложить его багаж на крышу (или того хуже - несколько необъятных мешков в салон или велосипед). Но в тоже время во время дальних переездов бригада кондукторов может легко "перепродать" или "купить" пассажира у кондукторов другого попутного автобуса. И перекупленные пассажиры покорно переходят в другой автобус. А сцены покупки и денежных расчетов за пассажиров на дороге весьма экзотичны. Все это настолько необычно и уникально - встречается только в Непале.

Так уж разворачивалась Божественная Игра, что Игорь сегодня воспринимал дорогу весьма болезненно: и копчик отсидел, и устал, но особенно сложно им воспринималось, что автобус идет не по той дороге, по какой хотел бы он (как же интересно разворачиваются игры Осознанности!). Но у саши к автобусам свое особое отношение - порой казалось так бы ехал и ехал, даже выходить на конечной не хочется. Все во время таких переездов мило его сердцу: и картины мелькающие за окном, и забавные сценки в салоне и вне его (чего стоят хотя бы эти знаменитые остановки для "оправки", когда по старой советской хохме - "мальчики направо, девочки налево", только на горной дороге как правило нет придорожных кустов, где можно было бы укрыться со своими природными нуждами), и людские характеры, отраженные в их лицах. Поэтому ему стоны Игоря были забавны и как бы не совсем понятны. Ибо виды из окна были самые великолепные: горные перевалы, стремительные и извилистые речки, многочисленные мосты и т.п. Наконец, миновали все горные массивы и пошла плоская равнинная местность. Снова жарко припекло солнышко, снова запахло Индией. И лица встречных и попутчиков все более становились похожи на индийские, а свободная одежда женщин снова сменилась на строгие сари.

И вот оно - знаменитое Лумбини - место рождения Сидхартхи Гаутамы. Между прочим, это огромная площадь огороженной забором территории. Размах такой, что устанешь ходить. Кстати, на солнце быстро испекаешься и утомляешься.
Главная святыня этого огромного храмового и монастырского комплекса - небольшое скромное здание, а также пруд, где согласно преданию мать Будды искупалась перед родами и легендарный столб царя Ашоки, где были выбиты в камне упоминания о месте рождения Гаутамы. Стоимость посещения - 200 рупий. Но обзавестись билетом лучше сразу при входе в комплекс Лумбини, иначе может случиться как у нас: мы дошли до места без билетов, а купить на месте их почему-то нельзя - необходимо вернуться назад (1,5 км) или совершить пеший поход на 2 километра за билетом в кассу, либо преодолеть это расстояние на велорикше. Нам было влом переться за тридевять земель за тикетом, а желание посмотреть не смогло осилить недоумение по поводу нелепой ситуации и невозможности взять билет непосредственно в том месте, куда надо (а может, не так много осталось в нас от туристов, от жажды "узреть" и "отметиться"). Словом, эту часть программы мы благоразумно пропустили и приобщались только к доброму, вечному, общедоступному и... бесплатному.
И это нисколько не уступает, а в архитектурном смысле даже превосходит то, что можно увидеть в платной части Лумбини.
Чтобы было понятней, пол-словечка из истории: в 1986 году правительство Непала при поддержке ЮНЕСКО приняло решение создать в предполагаемом месте рождения Будды ныне существующий комплекс и призвало все государства, где люди исповедуют буддизм, построить в Лумбини храм или монастырь. Многие страны откликнулись на это предложение и на сегодняшний день в Лумбини можно полюбоваться храмами и монастырями Непала, Мьянмы, Индии, Тайланда, Вьетнама, Китая, Кореи, а также Австрии, Германии, Франции, Японии и др. Все это грандиозно. Будто страны старались перещеголять друг друга в изысканности архитектуры и убранства. Строительство многих сооружений продолжается до сих пор.
Словом, посмотреть в Лумбини есть на что.
Глаз радует золотая ступа Мьянмы и монастырский комплекс этой маленькой и неспокойной страны. Архитектура завораживает, но глаз невольно цепляется за потускневшие и полинявшие краски, а ведь все это построили не так давно - в 1996 году. Тот же налет разрушения можно узреть в длиннющем канале - центральной оси всего комплекса - кирпичи, которыми выложен канал не очень качественные и уже сейчас начинают рассыпаться. Не хочется останавливаться на достоинствах и недостатках каждого храма или монастыря - пусть они у каждого будут свои. Настоящей красоты и изящества здесь много. Но всюду царит тишина и покой, но не умиротворяющий Покой, а тишина забвения, заброшенности, отсутствия людей. Западных туристов и роскошные туристические автобусы встречаешь лишь у входа в парк Лумбини - но видимо программа экскурсий не включает обзор всех строений комплекса и дальше центрального круга они не забредают. Так или иначе: монастыри в Лумбини без монахов ("живых" монахов видно было только у непальского манастыря), а храмы - без посетителей (незначительное оживление у китайского комплекса - благодаря живописным, забавным статуям каких-то китайских мифологичкских персонажей - возле них очередь сфотографироваться). Немного смущают и огромные расстояния от одного комплекса до другого, а лумбинийская густая и постоянная пыль, а так же южное непальское солнышко не сильно располагают к многокилометровым переходам.
Такой вот взгляд на Лумбини путешественника с несколько ослабленным туристическим инстинктом.


Комментариев : 3

ощущение дороги

achadidi аватар

я называю это ощущением или чувством дороги, когда долго едешь впадаешь в какое-то медитативное состояние. я иногда вообще забываю куда я еду и зачем, просто смотрю в окошко как поток жизни проносит мимо ландшафты, деревни, людей, животных...
у вас кажется что-то похожее :)

Саша, а что в Индии разве как-то по-другому кондукторы себя ведут? признаться я не замечала за непальцами каких-то особых достижений в обслуживании пассажиров...

Кондуктор в Непале - важная

Volcov аватар

Кондуктор в Непале - важная должность (как в Индии - полицейский). Все его беспрекословно слушаются и повинуются. У многих кондукторов есть "помощники" из молодых парней. Эти только горланят в открытые двери и носятся на остановках по улице, "уговаривая" пассажиров ехать именно их автобусом. Старший только собирает деньги. Причем постоянно обсчитывает "белых (чего в Индии так же не замечал). Словом, различия есть и их много.

Ну, кондукторы в Индии

achadidi аватар

Ну, кондукторы в Индии занимают такое же место, их все слушаются, и белых они тоже обсчитывают :) в последнем рассказе о Гоа как раз писала, что не могла понять сколько же на самом деле стоит билет на автобус

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
туристич_ский: