Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Дороги Индии: жесты, правила, традиции

Дороги Индии: жесты, правила, традиции

Этот пост - продолжение серии полезных советов тем, кто по Индии ездит за рулем, но и путешественникам, которые пользуются общественным транспортом, и пешеходам, тоже полезно знать.
К звуковым сигналам в Индии надо привыкнуть. И к их разнообразию.

Иметь на автобусе или грузовике меньше трех – просто неприлично. Некоторые – просто красивые. Для вас – это, по крайней мере, возможность знать, что делается вокруг, без помощи зеркал. Слышал от белых про то, что количество биканий или еще как-то там – что-то значит. Типа – с какой стороны обгоняет. Но не уверен. По-моему, это скорее сказки. И потом – к кому будет относиться это в городской толчее?

В Индии несколько отличаются жесты рукой. Для водителя машины левый поворот – рука не просто согнутая в локте, но и кисть руки повернута влево, в сторону поворота. А знак торможения – не вверх, а вниз и помахивание внизу.
Жесты, подаваемые индийцами друг другу – вряд ли воспринимаются зрением. Скорее интуицией. Потому что даже сидя высоко в кабине грузовика, индийский водила будет шевелить только пальцами, а не всей рукой. Повернул ладонь чуть назад или просто погрозил пальцем – нельзя обгонять. Повернул кисть ладонью кверху или махнул вперед кончиками пальцев – предложил обогнать (но это вовсе не значит, что он будет сбрасывать скорость). А у рикши – вообще руки на руле, и он уже на руле, наверное, пальцами шевелит. И интересно, что никто не шелкает клювом.

Жестов полицейского в правилах столько, что я так ничего и не понял. Будем надеяться, что он, увидев белых макак на байках, перекроет все движение, чтобы только никто не пострадал.

Вообще, как правило, дороги в Индии неплохо обозначаются для ночного времени (если у кого фары есть). Обычно или деревья вдоль дороги, или столбы, или отбойники - раскрашиваются полосами белой и, по-моему, красной краски. Ну где как – но их видно неплохо. Но тут есть существенные моменты. Вряд ли вы сядете за руль грузовика или автобуса… Но даже на джипе с багажом на крыше. Все равно помните – что у деревьев, растущих вдоль дороги, есть ветви, тянущиеся вбок. Или просто кривые стволы. И вы их можете даже не заметить в листве, а особенно ночью. А они есть. Во многих случаях эти деревья принято просто объезжать. Несмотря на то, что рядом с ними положен асфальт. Для многих это может оказаться непривычно. А зря.

Как правило, на машинах отсутствуют не только световые приборы, но и какие-либо детали дворников (про печки и обдув стекла я не говорю). Возможно, в монсун (период дождей) их ставят (не уверен). Но вот если зимой случаются туманы – вот как тут ездят?.. А вот так… В горах дворники я видел часто.

Еще если собираетесь сами садиться в Индии за руль: наиболее сложный момент – это проезд перекрестков – нам в левостороннем движении очень трудно сообразить, откуда появится помеха справа (там же еще кто первый подъехал и слева тоже что-то насчет помех) и куда нам надо с перекрестка выезжать, на какую полосу. А если перекресток еще и с плотным движением… И вообще, насчет помехи – там скорее просто договариваются, кто кого пропустит, хотя наверное и сено-солома тоже учитывают как-то. Лучше в города при этом не соваться. (Кстати, ночью даже в центре городов движения практически нет, по ночам индийцы обычно спят, а не шляются. Ночью – соваться можно.) Если окружающие водители заметят, что вы европеец, вас пропустят, но если вы за рулем машины… Тоже, наверное, заметят. Почувствуют…
Я в Гоа в Арамболе брал напрокат скутер и много катался по окрестностям – там множество очень замечательных небольших храмов, наполненных светом – это своего рода компенсация, в Индии все уравновешивается - большому количеству русских и европейцев и их какому-то… не могу сказать бездушию, но все равно, нам очень далеко до индийцев…
Вообще, в Индии чем больше торговли и базара, тем больше вокруг храмов и тем они светлее. Обратное не обязательно – есть священные города, где одни сплошные храмы, а базаров практически нет (Пушкар, Гокарна…). И очень существенный момент: водители между собой обмениваются массой жестов, которые вы понять-то, может, и поняли бы, но просто не заметите! (Да ни фига бы вы не поняли!)

Есть еще одна неприятность, связанная с левосторонним движением. Проще привыкнуть, чем отвыкнуть. Когда вернетесь обратно – будьте предельно осторожны. Я первое время просил пассажиров, чтобы как только они заметят, что я с поворота или с перекрестка выезжаю на левую сторону, сразу же меня одергивали. В Индии к такому отнесутся спокойно, а здесь – врдя ли. И скорости не те.

Из того, что не заметить нельзя – светом пользуются по минимуму. Ночью, особенно в городах, где есть фонари (собственно, если и нет – тоже, да и не только в городах) обычно ездят без света – особенно рикши и пр. Подозреваю, экономят бензин. Да и лампочки денег стоят. Часто и фары разбиты. Кстати! Имейте в виду, что в Индии не то что разбитая фара, но и снесенная дверца, смятый капот и т.п. – не повод даже для остановки. Надо самим быть осторожнее! Хотя пару раз я видел что-то типа ругани на дороге. Если же кто-то пострадал – я так понимаю, все же вызывается полиция и скорая. Или если, например, вы попортили велорикше колесо, то было бы справедливым дать ему денег… Независимо от того, кто там виноват. Для него этот рикшовелосипед единственное средство дохода – и для его многочисленной семьи.

Еще момент – относительно зеркал заднего вида. На легковых чаще всего они прижаты к дверцам (пока машина новая и они еще есть). Иногда на транспорте имеется маленькое зеркало со стороны водителя, прикрепленное вплотную к стенке транспортного средства – если его еще не снесли. На тех ТС, на которых уж совсем никак - грузовиках, фурах, автобусах – иногда бывает по зеркалу с каждой стороны, тщательно увешанных флажками, тряпочками и пр. – в надежде, что это продлит их жизнь.
Обычно вместо зеркал используются помощники водителя (как правило, автобусом или грузовиком (думаю, грузовиком тоже) управляют втроем-вчетвером.) Помощник выглядывает с левой стороны ТС, сообщает водителю, что там творится и договаривается с водителями других ТС, если надо перестроиться или маневрировать. Особенно интересен процесс движения задним ходом. Стая помощников выскакивает, окружает автобус, причем они снабжены свистками, которыми по-разному посвистывают. (Обычно, кондуктор в автобусе тоже). Те, которых водитель может видеть, еще и размахивают руками. Сквозь свисток что-то умудряются покрикивать. Собственно, это отнюдь не мешает водителю при парковке напрочь снести с корнем зеркало соседнему слиппербасу и выдавить стекло себе. Вообще-то в этом случае водитель соседнего автобуса рассказал водителю нашего все, что он думает по этому поводу. Но деньги за зеркало, как я понял, взять отказался. Насколько я уловил продолжение ситуации, потом наш водитель повторил слова соседнего водителя самому активному свистуну, но со сменой действующих лиц. Но честно говоря, уж от водителя автобуса такого ожидать было нельзя – сколько ни свисти, а он прекрасно видел что и как стоит, когда начинал парковаться.

Но имейте в виду другой очень существенный момент. Указателями поворотов в Индии пользуются очень редко, но наоборот и совсем не для поворотов! (Впрочем, привычным нам образом тоже иногда пользуются) Когда кто-то собирается парковаться или еще что-то в таком духе, он показывает указателем поворота, с какой стороны его надо объезжать – с какой помигал, с той и обгоняй (типа – вместо жеста рукой). На трассе я такого не видел – там показывают рукой (у нас в Питере я стал замечать что-то подобное в отношении указателей поворота со стороны водителей маршруток – лиц южной национальности. Возможно, скоро это придет и к нам). Значат ли что-то звуковые сигналы – не знаю, слышал от белых, что по числу биканий означает, с какой стороны ты обгоняешь, но больше похоже на треп… Аварийкой любят пользоваться - и по делу, и нет.
Вообще, на грузовиках очень любят, чтоб мигало все, что может – как на елке в Новый год. Но во многих случаях пользоваться особо нечем – фонари или разбиты, или отсутствуют.

Ночью автобусы и грузовики, особенно за городом, обычно пользуются фарами. Задние фонари не горят практически ни у кого (разве что кто-то купил новую машину и они еще целы). А зачем? Ведь фары горят, когда вы подъезжаете сзади, вы видите, что впереди фарами освещено – значит, перед вами едет машина. Нелишне повторить, что на грузовиках очень любят на морде вешать знак аварийной остановки (а куда его еще девать?) – причем красного цвета. Или несколько. Много лампочек везде мигает – здорово и красиво! На грузовиках электричество не экономят. Это не относится к тракторам – там может впереди ночью и повесят какой фонарик – чтоб с дороги не съехать. Тракторов много, особенно на скоростных автомагистралях. На этих магистралях сделаны разделенные полосы от встречного потока (да еще иногда и с кустами!), поэтому там чаще всего едут по встречной полосе (обычно по правой – самой скоростной) – не тащиться же до разрыва в разделительной полосе несколько сот метров! Это касается всех от велосипедов и тракторов до автобусов и фур. Я здесь не треплюсь, как обычно. Сами увидите. Просто им так удобнее. Так что осторожнее за рулем.

Вроде как понял использование аварийной сигнализации. По-моему, включение ее на перекрестке означает, что вы собираете поехать прямо (впрочем, уже на перекрестке вполне можно и передумать).

Еще одно наблюдение на трассе NH17, идущей вдоль побережья. В Индии мотоциклисты как правило не обгоняют машины, особенно грузовики, если навстречу движется мотоцикл, хотя полосы там на большей части дороги между Гокарной и Гоа очень широкие и по встречной полосе два мотоцикла расходятся более чем спокойно (там и две легковых спокойно разойдутся). Я бы так сказал, что в этой ситуации они не обгоняют даже другой мотоцикл (хотя может ждали от меня знака, а я просто прижимался к обочине, не показывая рукой). При том, что никто собственно не гоняет, скорости порядка 50-60, ну иногда до 70 (а грузовики, по-моему, больше сорока вообще редко ездят). То есть при движении по трассе и на приличной (с их точки зрения) скорости индийцы более чем осторожны. Это при том, что при движении в городской толчее они протискиваются как попало, порою слегка цепляя друг друга.

Не знаю, во всех ли штатах… Но много где на машинах типа МЧС видел символику (вот не помню, то ли 911, то ли 112). Вероятно, телефон единой службы. Впрочем, в телефонной симке спецномера обычно забиты при покупке.

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 1

Пешеходам тоже интересно! И,

Читатель аватар

Пешеходам тоже интересно! И, имхо, очень полезно знать о таких особенностях заранее.

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
и
5
9
В
р
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Комментарии Disqus

Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников