Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Пушкарская мела: фестиваль "кораблей пустыни"

Пушкарская мела: фестиваль

Ехать в Пушкар из более крупного Аджмера можно двумя способами: скучно или весело, то есть частным транспортом или на местном автобусе (иногда предлог «на» в прямом смысле конкретизирует ваше местонахождение). Во втором случае велика вероятность, что на соседнем кресле будет сидеть какойнибудь колоритный персонаж, обладатель самых длинных усов или самой пышной бороды... А может, и огромного тюрбана, едва поместившегося в автобус. Ощущение, что таких экзотичных дяденек намеренно катают в общественном транспорте, чтобы развлекать пассажиров.
С ним, конечно, стоит сфотографироваться, а потом и послушать бесплатную экскурсию о том месте, куда все едут. А едут все на знаменитую ярмарку верблюдов – самое известное зрелище Пушкара. Именно там собираются все эти усы, бороды и тюрбаны. Мела. С ударением на Е. Так называется масштабный фестиваль, ежегодно собирающий тысячи верблюдов и зрителей (именно в этой последовательности, по значимости участия).
Обычно тихий и безмятежный Пушкар с его однотипными белыми домиками и скромными улочками на неделю оживает яркими красками и громкими звуками. Со всех концов страны сюда съезжаются торговцы, шоумены, кочевники... И, конечно, туристы с фотоаппаратами. Объективы которых, если б могли, наверняка сказали бы «спасибо» за такие кадры: раскрашенные верблюды с заплетенными косичками, с проколотыми носами и выбритыми бородками, с узорами на шерсти и педикюром на копытах... в разноцветных сбруях, ожерельях и колокольчиках. Заинтригованы? Но обо всем по порядку.
Всего каких-то лет 15–20 назад ярмарка представляла собой местечковую, но бойкую торговлю, развернутую практически среди песков бескрайней пустыни. Кочевники из многочисленных племен разбивали в дюнах палатки, встречались с родственниками, продавали и покупали верблюдов.
Постепенно к одногорбым «ходокам» прибавлялся и другой домашний скот: ослики, коровы, овцы, козы и, конечно, лошади (с ними связана древняя традиция, идущая от эпохи моголов, владеть красивой и ухоженной лошадью – большая честь для мужчины и синоним его благородного происхождения).

Сейчас Мела – грандиозная ярмарка, один из крупнейших в мире рынков верблюдов.
К Меле готовятся долго и тщательно. Верблюдов кормят специальной едой, чтобы они выглядели здоровыми и подтянутыми. Гривы им отращивают в течение многих недель. За этим процессом следят нанятые стилисты, которые придумывают причудливые узоры и даже целые картины, согласуют их с хозяевами, а потом воссоздают на шкурах животных. В «прически» часто вплетают яркие ленты, носы и уши отлично подходят для диковинного (и часто тяжелого) пирсинга, а спортивные седла – отдельная площадка для креативного орнамента.
Столь «гламурные» верблюды участвуют сразу в нескольких номинациях вроде конкурса художественной стрижки/украшения и конкурса верблюжьих танцев. Зрелище невероятное, когда грациозный верблюд, этот «корабль пустыни», важно проплывает мимо зрителей, гремя бубенчиками и словно хвастаясь своими красными попонами. А потом становится на мозолистые коленки и замирает в поклоне.

Кульминация Мелы – гонки на верблюдах. Как выясняется, эти степенные и величественные герои всех караванов – отличные бегуны. Хотя в обычной жизни им это совершенно не надо. Десятки верблюдов, как в разноцветной мишуре, так и «голые», несутся по арене, обгоняя друг друга на поворотах. И создавая клубы пыли из-под копыт. Зрители гогочут от счастья, непрерывно щелкая затворами фотокамер. А музыканты сопровождают динамичное действо трубно-барабанным фолком. Редкий верблюд может победить сразу и в красоте, и в беге. Профессиональное жюри оценивает сочетание изящества, ловкости и скорости.

Разумеется, животные – не единственные герои ярмарки. И для людей здесь есть свои конкурсы. Как традиционные, вроде перетягивания каната и бега с полными кувшинами, так и весьма экстравагантные – завязывание тюрбана на скорость, дойка верблюдиц, лидерство за самую длинную бороду или усы (здесь, кстати, уже давно нет равных индусу по имени Рам Сингх Чаухан – обладателю усищ в четыре с лишним метра и места в Книге рекордов Гиннесса). Туристы тоже могут поучаствовать в различных состязаниях, прокатиться на верблюдах или лошадях по пустыне и при желании оставить себе на память четвероногого друга. Продавцы, понимая, что из страны верблюда не вывезти, придумали хитрый ход. Купленное вами животное остается у индуса, он обязуется его кормить и не мучить. Вы же получаете документ, свидетельствующий о вашей собственности, и в любой момент можно навестить свою покупку где-нибудь в пустынной деревне северо-запада Индии.

Город пятисот храмов
pushkar_mela.jpg

Последний день Мелы совпадает с религиозным индуистским праздником Картик Пурнима, который посвящен Богу Вишна и его воплощению в образе рыбы. С окончанием этих торжеств жизнь в Пушкаре возвращается в привычное русло, и город становится умиротворенным местом, практически идеальным для отдыха.
На главной и, пожалуй, единственной длинной улице царит расслабляющая атмосфера. С самого утра по ней неторопливо бродят местные, хотя большинство заведений еще закрыты; кое-где встречаются маскарадные садху (те самые усы, бороды и тюрбаны), затягивающиеся косячком с безобидными хиппи; по воздуху разносятся приятные и одурманивающие ароматы благовоний; из забегаловок потягивает манящими специями. Здесь, за столиком с видом на яркие краски рынка, в приятной беседе со случайным индусом можно провести час-другой...

А потом, конечно, отправиться к главной достопримечательности Пушкара – священному озеру, в котором верующие на рассвете совершают ритуальное омовение.
У озера есть красивая легенда. Однажды Брахма, создатель мира, держал в руке цветок лотоса, и с него упали три лепестка. В том месте, где они коснулись земли, прямо в пустыне появилось озеро. Здесь и было решено возвести небольшой город, с трех сторон окруженный холмами, а с четвертой – водоемом. В переводе с санскрита Pushpa (цветок) и Каr (рука), то есть «цветок, выпавший из рук Брахмы».

Интересно, что Пушкар – единственный город в Индии (а может, даже и во всем мире), где до сих пор поклоняются Брахме. Для туристов около озера есть особое развлечение – пройти пуджу, то есть индуистский религиозный обряд. Специальные священнослужители (их называют брамины) в известной только им последовательности используют несколько зерен риса, цветы, сухую краску и капли озерной воды. При этом бормоча молитву.

Затем на руку туристу повязывают красную нить – символ совершенной в Пушкаре пуджи. Если ее снять, назойливые индусы будут предлагать вам новый обряд каждый день. Туристы шутят, что нить – своеобразный пропуск к пушкарскому озеру и гарантия провести время в тишине.

О религиозности Пушкара говорит еще один интересный факт. В городе, который без спешки можно обойти за пару часов, и на окружающих его холмах возведено более 500 храмов. То есть почти в каждом доме. Жители охотно пустят вас к себе в гости, если вы не нарушите их обычаи, проводят в подземный храм Шивы (считается, что он медитировал там несколько сотен лет) и помогут отправиться в путешествие на верблюде как на несколько часов, так и на несколько суток через пустыню.

Нам вот подарили компас. Зачем? Оказывается, среди невероятного количества верблюдов очень просто заблудиться. И единственный выход из этой ситуации – компас. Забыл сказать, на пути в Пушкар вас встретит интересная табличка: «Вы въезжаете в священный город. Здесь запрещается употреблять алкоголь, есть невегетарианскую пищу и носить неподобающую одежду».
Конечно, столь резкие требования могут отпугнуть, но, поверьте, два дня пребывания в Пушкаре, и вы забудете про спиртные напитки и мясо, а руки ваши сами потянутся к яркому индийскому платку, в который так удобно закутаться, оставив на поверхности только голову, и представить себя частью этого мира, цветного и ароматного. Для полного счастья, пожалуй, только верблюда не хватает.

Автор и\или источник публикации: 

Фото и текст Владимир Рутман, журнал Вим Авиа


Комментариев : 7

ну, сидеть в автобусе в

achadidi аватар

ну, сидеть в автобусе в Пушкар - это уже из области фантастики :) или очень хорошая карма, в автобусах во время Пушкар-мелы давка, стоять не где...

Ну а вот э той осенью трудами

Ну а вот э той осенью трудами повышенной гениальности Нарендры Моди пушкарская ярмарка попросту накрылась. Причем не до того, как начаться, а во время начала. То есть все продавцы со всеми животными и покупатели на ярмарку прибыли, на ярмарке были созданы множество развлечений (остатки этих колес обозрения и остатки каких- то еще конструкций я сам видел). И 5 ноября ярмарка началась, а 7 так и закончилась. Потому что Гениальный Прайм Министр решил реализовать на деле свою гениальность и отменил почти все индийские деньги, какие были на руках у продавцов и покупателей. Без денег ярмарка превращается во что-то другое. Я, честно говоря, не знаю как потом умудрялись не только отправить домой скотину, но как вообще сами добирались домой. Ярмарка-то всераджастанская, да и из других штатов люди приезжают. Это армарка - почти весь годовой доход для всего Пушкара. В итоге в декабре все лавки были завалены товарами, которые старались сбыть хоть за какие-то копейки. Спасибо вам большой, дорогой товарищ Нарендра Моди. Весь Пушкар вам немерно благодарен! Вместе со всеми, приехавшими на ярмарку! Продолжайте в том же духе!

Кстати, и фотографий типа приведенной в этой теме, в 2016 не было. Ну разве что один день 6 ноября порадовались. А уж потом совсем не до танцев было.

С чего вы взяли? Не, я не

achadidi аватар

С чего вы взяли? Не, я не спорю, что Моди убил торговцев на корню, но ярмарка работала, народу было очень много, более того были просто безумные толпы, так что нам даже не удалось попасть на тем мероприятия, до которых мы дошли... после того как отстояли очередь в банках с утра до обеда... были мы на концертах в храме, был культур-мультур на мела граунде, правда без нас, но очень крутой кстати... верблюдов и лошадей в этом году было гораздо больше, чем в 2009...
Уезжали мы 15 ноября кажется, на картик пурниму, паломников было еще много...

PS чето не думаю я, что Моди читает мой сайт...:)

О том что ярмарка в Пушкаре

О том что ярмарка в Пушкаре умерла 7 ноября мне сообщили хозяева гостиницы где всегда останавливаюсь. То же самое говорили все торговцы объясняя низкую цену товара (действительно отдавали очень недорого). И действительно товаром все завалено и часть приносили даже из дома. И видно было что рады каждой вырученной сотне. И видно что форинов удивительно мало. То что вы поменяв пару тысяч за полдня в банке смогли поразвлекаться - так ведь на пару тысяч корову не купишь. Разве что какую овцу. В лучшем случае. А крупный рогато-горбато-хоботный скот стоит несколько дороже. И приехали все с наличкой (а куда в верблюда карточку засовывать?) И ясное дело не с сотнями. В дели на сароджини маркете я как раз перед этим обратил внимание - самая ходовая купюра была 500 - ею расплачивались почти все. Сколько дней или недель по-вашему надо отстоять в банке чтоб купить приличную корову или хоть какого верблюда (чтоб хоть на нем домой аернуться))? Я вам могу сказать что после 8 ноября даже цены на землю упали во многих штатах (полагаю во всех) - платить стало нечем. А в реальности попросту все сделки прекратились! Сам знаю - знакомый как раз собирался продавать большой участок земли в Бихаре. Пришлось все отложить на неопределенный срок.

Ну, да, наверное вы правы, но

achadidi аватар

Ну, да, наверное вы правы, но отчасти только. Для индийцев все было совсем не так плохо как для иностранцев. Мой сосед по отелю индиец-путешественник снял со своего счета 20 тыщ за раз, он говорил, что проблема есть, но она для местных не такая как для белых, деньги можно было на счет положить в любом количестве, снять без лимита просто было нельзя. Так что покупатель мог расплатиться с продавцом через банк, если у последнего был счет, это первое, что пришло мне в голову, думаю и другие варианты есть. Вобщем как говорица Саб куч мелега :)
Другой вопрос, что если индийцы не хотели светить деньги, ибо с них надо налоги платить, кстати в Индии не облагается толи 2 толи 20 лакхов рупий (на минуточку так, у нас 0) и предпочитали черный кэш, то да, засада...
Да, возможно именно по этой причине 9, то есть уже после окончания мелы, верблюдов и лошадей было довольно много, больше чем в прошлый приезд.

Я просто не заметила низких цен, скидок и т.д., Пушкар в это моей путешествие оказался существенно дороже, чем я предполагала, хотя и не слишком критично. Впрочем мы были в таком дауне из-за необходимости каждое утро ходить по банкам, стоять, просить, и все это в давке и на солнцепеке или в духоте, и причем не всегда успешно, что честно говоря вся моя программа посещения Пушкар мелы слетела к черту, после банков не было сил, здоровья и настроения тоже уже никакого.

Но народу реально было огромное количество... вот просто ОГРОМНОЕ. И индийцы прибывали с каждым днем толпами, битком набитыми автобусами, пишу это поскольку отель был как раз напротив басстанда, и каждый раз выходя курить на крышу я видела вереницы людей, следующих в город...
И иностранцев было гораздо больше, чем раньше, кстати.

Думаю, что правы наверное вы

Думаю, что правы наверное вы - вы присутствовали на месте, а я пользуюсь словами других людей. Но насколько я помню, приличные лимиты по снятию со счета закончились очень быстро и лимит стал в 10000 рупий за раз и 20000 в неделю. Как вы точно заметили, положить деньги можно было без проблем (тоже не совсем уверен). А вот насчет снять... Как-то лимиты тут уже часто не имели особого значения. Потому что наличных попросту очень быстро "больше нет". Возможно, в Пушкаре ситуация было получше... А вам не приходилось постоять полдня в очереди и уйти ни с чем? Вы в банкомат стояли или в банк? И в банке меняли валюты или у вас индийский счет? Потому что валюту меняли только по 5000 рупий в неделю. На недорогой отель может хватить. Как-то с третьего-четвертого дня именно такие правила игры установились. И совершенно понятно, что люди покупающие или продающие скотину вряд ли пользуюьтся карточками. Нету на скотине соответствующего устройства. Естественно, все с наличкой. Подавляющее большинство - из обычных деревень, где никаких банкоматов и не водится. Я это все видел в другом месте - в Кайдакане. Где ближайший от деревни банкомат в 40 километрах по горной дороге. И почему только там у людей нет карточек? Уже хотя бы потому, что нет банкоматов. И не может быть - потому что там даже интернета нет. И такие же люди приехали в основном на ярмарку купить и продать животных. Насчет налогов - нее знаю, но если до стоимости коровы не облагается - так и вопросов нет! Те кто приехал развлекаться - это одно. Те кто покупать и продавать - это другое. А таких как я понимаю подавляющее большинство. Возможно они тоже поразвлекаются, но те количвества продаваемого и покупаемого скота, что мне называли - это основа ярмарки, полагаю. Ну ладно, я все равно с чужих слов это всее пишу, а вы видели своими глазами. С обеда и до вечера.
А с утра и до обеда - видели здание банка или лицезрели банкомат. Тоже одно из развлечений этой ярмарки. Особенно если он украшен надписями типа "no cash". Но мне показалось что у гокарновцев другое впечатление по этому вопросу. Полагаю, они ожидали от ярмарки то ли большего, то ли чего-то иного...

Я же писала обо всех наших

achadidi аватар

Я же писала обо всех наших мытарствах подробно день за днем в своем блоге https://indonet.ru/b... с фото и всем прочим. На самом деле проблема денег всеиндийская и к посту о пушкарской ярмарке отношения не имеет, так что давайте остановимся и флудить тут не будем, мало приятного автору, когда приходят люди какие-то и начинают о своем в твоем рассказе. В любом случае реформа в Индии случилась, и уже давно, так что все плохое уже произошло...

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
взаимозаменяемо_ть: