Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Самоучитель по Индии. Метро Дели, правила пользования

Поскольку индийское метро, в частности в Дели, отличается от метрополитена в России, напишу небольшую пошаговую инструкцию про технику пользования метро и его особенности для тех, кто еще в нем не ездил.

1. Входим на станцию (может быть надземный, подземный, а может, и наземный) вестибюль. При выходе имейте в виду – обычно выходов со станции много (gates, гейты), особенно если выход в подземный переход. Постарайтесь запомнить или разобраться, куда именно вам надо. При входе – проще.

2. Вы оказываетесь в кассовом зале. Я не покупал магнитных карточек – если будете много ездить, наверное можно и их, но как и у нас, это муторно (ограничение на время использования, число поездок, разные варианты… И вам первым делом постараются всучить карточку для туристов, в которую входит что-то еще, но меньше скидка. Если будете покупать – четко решите, что вам надо и четко объясните кассиру. Я так понимаю, что при входе отмечается, где сели, а при выходе снимается нужная сумма со счета…
Я покупаю жетон. Это такой пластиковый кружок.

3. При проходе турникета вы прикладываете жетон к пятну на турникете – увидите, куда прикладывают остальные. При этом, помнится, будет высвечено, на какую он сумму.
ВНИМАНИЕ! Этот жетон не убирайте далеко и не теряйте. По нему вы будете выходить на станции прибытия. Там тоже будет турникет, где надо его опустить в прорезь турникета (как у нас). На некоторых станциях прежде чем его опустить, его необходимо приложить к такому же пятнышку, как на входе – иначе не откроется щель для опускания. (например, на рамакришна ашрам марг). В общем, разберетесь. Если что – подскажут.

Действует жетон в течение то ли 2, то ли 3 часов. Вряд ли вы сможете столько времени болтаться в метро, но если что – тогда надо купить какой-то штрафной жетон типа рупий за 50. На некоторых станциях висят правила на английском – чего не делать, а если делать, то почем. Ценник недорогой, но вас как иностранца, кроме как за потерянный жетон, все равно штрафовать не станут). Про жетон все усвоили?

4. А теперь самое интересное и увлекательное! Вы запомнили, до какой станции вам ехать и на какой она линии? На каждой кассе (чтоб не толкаться, можете подойти в окну закрытой кассы и посмотреть на нем) нарисована схема метро со станциями в виде кружков и в кружках написано, сколько стоит проезд до этой станции. Запомните, сколько стоит проезд, как называется правильно станция и главное – сосчитайте заранее, сколько вам должны дать сдачи. Кассиры – великолепные актеры!!! Сейчас перед вами будет разыграно представление, цена которого – от 2-3 рупий до, скажем, 50-70. Вы протягиваете деньги и говорите, до какой станции и сколько жетонов (если не скажете, что один, могут переспросить – one? Кивнули.) И вот оно. Началось! Вам пропишут жетон на записывающем ридере и протянут его. Потом не спеша положат ваши деньги в коробочку. Потом он отвлечется – его позовет сосед. А сзади на вас напирает очередь. Жетон у вас в руках, вы думаете уже о том, что же надо делать дальше – проверка или турникет, и где они, ищете их глазами. И думаете о том, как вы сейчас посетите Храм Лотоса… Кассир даже может куда-то отойти – оказывается, он просто отходил менять деньги… Спустя полминуты кассир вдруг замечает, что вы все еще стоите перед окошком, держа жетон. Слегка поморщившись (эти богатые иностранцы такие мелочные!), он неторопливо отсчитывает вам три рупии сдачи – и опять отворачивается. Вы радостно отправляетесь проходить проверку – только у турникета соображаете, что сдачи должно было быть не три, а тринадцать рупий. Или восемь – монетки в 5 рупий вы так и забыли дождаться. Впрочем, чаще всего разница оказывается в эти самые три рупии, десятку или двадцатку вам отдадут сразу, а про три вы уж наверняка забудете, пока он будет копаться – потому что он перед этим почти минуту искал эти 10 или 20.
Если вы меняете бумажку в 500, представление будем заметно дольше. Все будет выглядеть также. Но после того, как вы наконец дождетесь возврата всех 23 или 33 рупий и четырех сотен, он наверняка куда-то уйдет на несколько минут, а придя будет поражен, что вы все еще стоите тут – что же вам еще надо? Вы показываете ему неполную сдачу и объясняете, что надо бы еще fifty. О! Оказывается он про это просто позабыл! Он ударяет себя ладонью по лбу, улыбается и нехотя протягивает вам полтинник.
КОРОЧЕ! ПРОВЕРЯЙТЕ СДАЧУ, НЕ ОТХОДЯ ОТ КАССЫ! Это у нас просто так написано. В Индии это не написано. Это надо просто делать. Причем проверяйте ВСЮ сдачу. В том числе сотни и полтинники. И пятисотки, если меняете 1000, тоже. Заметьте, в Индии купюры по цвету очень похожи друг на друга. Не щелкайте клювом!
Честное слово, только ради этого представления стоит кататься на метро!

5. Вы наконец получили жетон, пересчитали сдачу (или плюнули на две рупии) и идете на проверку вас и багажа. Следите за своим полом! Не лезьте в чужую очередь. Ничего страшного, шайками не закидают, но и проверять не станут. Прошли проверку – теперь забираем вещи и проходим в турникет. Я уже чуть выше написал – прикладываем жетон к этакому кружку (вроде, к черному, что ли) – проходим, жетон не теряем – нужен на выходе. Потом на платформу – на эскалатор. Или возможно – на переход на другую линию…

6.Информация в метро очень хорошая, и по цвету линий, и по конечным станциям этого направления (имейте в виду, конечных станций может быть несколько, некоторые линии разветвляются или не все поезда доезжают до конечных, поэтому на информации может быть указана не та станция, которую вы полагаете конечной. И не забудьте, в метро движение тоже левостороннее. Указатели на английском есть везде.
Обычно спуск на платформу происходит по эскалатору (на подземных станциях). По-моему, всегда кроме него имеется лифт. Это для инвалидов… и для тех, кто боится эскалаторов.

7. В вагоне над дверью схема с лампочками (с одной стороны – на хинди, с другой - на английском). Проехатые (а как еще сказать?) станции горят лампочки, следующая мигает. Объявления информатора на хинди и английском. Но некоторые названия – сокращения первых букв или с номером района – не путайтесь, заранее запомните, куда едете, какая конечная станция в эту сторону, какого цвета линия, где пересаживаться…

Еще существенный момент! Кондиционеры в метро очень мощные. Садясь в некоторые двери, вы попадаете прямо под решетку холодного воздуха (по-моему, это двери ближе к гармошке – весь поезд с гармошками, его можно проходить из конца в конец). Не простуда – так прострел вам обеспечены.

8. Первый вагон во всех поездах метро – только для леди!!! Если вы не леди – не лезьте туда. Если на платформе полицейский – он вас отгонит, а если нет – попадете в неловкое положение. При этом заметьте, что иногда поезда бывают разной длины (например, желтая ветка), и первый вагон может оказаться в разных местах (на платформе нарисовано, где должен быть вагон для леди, хотя он может остановиться и в другом месте).
В вагоне тоже есть какие-то места, выделенные для леди (возможно, и для пожилых и инвалидов – точно не помню). Вот здесь уже не особо соблюдают. Иногда леди сгоняют мужиков с таких мест. А иногда те и сами уступают. Тут как-то непонятно нам – почему что они делают или не делают. Я иногда так и не мог понять этих моментов. Тут еще может играть роль варна или каста, как я полагаю. Но когда я был с рюкзаком, мне несколько раз предлагали сесть на освободившееся место или пытались уступить… В общем, тут что-то внутреннее срабатывает, что-то, чего мы не видим и не понимаем. Аналогично выделенные вагоны для леди видел и в Ченнаи в урбан трейн (Urban train – городская электричка, которая там является как бы таким наземным метро). По всем вагонам метро – сквозной проход из конца в конец поезда.
В час пик на некоторых платформах обычно дежурит множество полицейских – у каждой двери, - которые следят, чтобы ожидающие поезда не мешали выходить из вагона – говорят, что индийцы не привыкли пропускать выходящих и сразу начинают садиться в вагон. Как они ездят по улице – верю. Но на улице больше места и времени… Короче, следят за порядком. Для этой же цели на нагруженных станциях, особенно станциях пересадок, стоят загородки – очередь на посадку (в час пик может быть, что сядете во 2-й, а то и в 3-й поезд) стоит за ними, не толкаясь перед дверями. Полицейский следит, чтоб все вышли – потом пускает на посадку. Сообразите. Только не лезьте в первый вагон, если вы джентельмен.

9. На выходе, как я уже писал, ваш жетон опускается в турникет. На некоторых станциях чтоб открылась прорезь, сначала нужно будет жетон приложить, как и на входе. Вы можете ехать по этому жетону до любой станции, до которой та же расценка.. Да, это так, вы можете ехать до любой станции с этой стоимостью (даже другой ветки). И еще есть касса для доплаты, если у вас неправильно оплаченный жетон или не хватает средств на карте (есть карточки для оплаты метро, как и у нас, ей я не пользовался. Карточка имеет срок действия, есть смысл покупать только если достаточно продолжительное время будете обитать в Дели. Или очень много ездить на метро.
Не хватите карточку для форинов – там какие-то другие тарифы и пр. (может, туда еще право посещения музеев входит?) или у нее срок действия короткий?, она не выгодная, предупредите, что вам нужна обычная карточка для поездок). В этой кассе можно просто доплатить разницу.
Есть еще момент - жетоны часто сбоят. Обычно это всплывает при покупке при попытке записи – возможно его даже заменят, если не будет записываться (не думаю, что сбойный выбросят – запишется кому-то другому). Если сбойность всплывет в процессе выхода (вообще-то так понимаю, что это редко – уж если записался, то скорее всего будет работать), то наверняка будете разбираться этой кассе для доплат. Сам не сталкивался. Один раз видел, как дяденька с этим вопросом подошел, проверили, что жетон не читается – и пропустили (не помню, то ли заменили ему на другой, по которому он вышел, то ли просто пропустили вручную). Наверное, здесь же с вас возьмут и штраф, если вы дольше скольких-то там часов катались по метро (скорее всего, это будет стоимость самой дорогой поездки).

Вот так выходим из метро в нужный гейт – и приехали :)


Комментариев : 1

Благодарю, Алексей за

Благодарю, Алексей за обстоятельную и с юмором статью. В Дели уже была, но метро не пользовалась. В этот раз попробую обязательно.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
бесперспективнос_ь: