Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Заметки индомана. Аджмер - священный город

город Аджмер

Аджмер – священный город, но только мусульманский. Вообще, если я правильно понимаю, суфийский. Все-таки суффизм – это несколько отошедшая от мусульманства ветвь. Хотя на самом деле – это его сакральная часть, но их как-то немного разделяют. Даже в Индии – хотя это и незаметно).
Вообще символична одна моя поездка в поезде в Бангалор: на… три, пожалуй, купе, приходилось: я, несколько явно индуистов (тику у женщин и т.п.), группа буддийских монахов в темно-красной одежде (кстати, очень веселая молодежь – ребята и девушки – с ними всю дорогу что-то случалось), еще несколько не могу определить веру, группа классических мусульман – на остановках старший выходил, прикидывал, видимо, по времени и направление, если подходило – звал всю группу, они раскладывали коврики на платформе и погружались в молитву. Очень дружной и сплоченной группой. Было такое ощущение, что так группой они в молитву и погружаются. Потом так же все вставали, собирали коврики и шли в вагон. Уверен, им удавалось это делать по пять раз в день. Хотя, возможно, и не совсем в положенное время. Очень интересно было, кто что купил, когда продавали брелки для ключей. Руководитель мусульман купил брелок в форме автомата Калашникова. Кто-то из индуистов – не помню, что именно, но то ли Ганеша, то ли Хануман. Кто-то (или это было уже ближе к ашраму) с фотографией Саи Бабы. Женщины – с каким-то украшением. Просто удивительно, как здесь отразилось многообразие Индии. Причем, у продавца всем желающим нашелся подходящий.

Так вот, Аджмер священный мусульманский город. Поэтому здесь не очень привечают иностранцев, особенно немусульман. Это вовсе не значит, что вас не пустят в даргу. (Khvaja Saheb darga) – главная дарга в Аджмере (почитайте в Инете).
ajmer-darga-1.jpg

Я здесь напишу то, что помню и знаю.
От автовокзала я прошел пешком, спросив, как дойди до жд вокзала. Интересно было прогуляться не только по центру (старому городу), но вообще по Аджмеру.
По дороге есть банк(-и), там можно поменять валюту. До жд вокзала несколько раз уточнял дорогу – собственно, долго идем прямо, а потом (по сути дела, наша улица начинает заворачивать, хотя там можно и прямо пробиться в улочки – в старый город, наверное, попадем) начинаем несколько раз забирать влево. (Посмотрите по карте, как идет железная дорога – она делает такой изгиб, что просто разворачивается назад – вот мы его и обходим. И попадаем к жд вокзалу (можно было свернуть направо в старый город и раньше, но вокзал – хороший ориентир). До вокзала идти минут двадцать.
Уже здесь вы увидите красивейшую архитектуру. Кстати, внутри вокзала есть туристический центр (это столик), где могут дать (причем бесплатно! Я хотел купить в книжных лавочках – и на вокзале, и по дороге – все посылали туда) небольшую карту города – на самом деле это ксерокс с карты, точнее с рисованной - кроков. Достаточно условно. И в основном – центральная часть. Но лучше чем ничего. Или, если возьмете у меня сканированные – распечатайте. От жд вокзала переходим по надземному переходу и углубляемся, так и идя дальше от вокзала (по-моему, придется идти немного левее наискосок) – через рыночек – и потом чуть правее, по-моему, увидим одни из ворот в старый город. Посмотрите карту – вообще, ворот много, но многие из них так запрятаны и встроены в более поздние здания (и стена тоже), что о них догадываешься, только проходя под ними.

Еще интересный момент – пока шел до автовокзала и спрашивал в книжных магазинах карту города, познакомился с продавцом-христианином (вернее, он со мной). Он очень обрадовался европейцу, выдал мне какое-то свое воззвание, суть которого сводилась к тому, что все христиане (это в Аджмере-то!) должны воссоединиться и… ну там как обычно… Кстати, это было недалеко от христианской церкви – недалеко от вокзала есть такая… Когда я шел обратно, он пытался меня перехватить для разговора - избежал… Наверное, нехорошо с моей стороны, он на меня рассчитывал. Видимо, видел во мне брата-христианина. Или просто хотел пообщаться с «настоящим» европейским христианином. Ну пусть верит в это, а то я что-нибудь сказанул бы и разочаровал бы его.

Интересно – что Аджмер – мусульманский город, и в нем другое ощущение Индии. Кстати, здесь не принято бросать мусор на землю!!! Хотя Индия все равно чувствуется (это я об ощущении). Кстати, помните об одежде в мусульманских местах?! Так вот, чтоб войти в даргу, надо еще и покрыть голову. Впрочем, вы на входе (со стороны камеры хранения – точно) можете купить шапочку на голову – весьма символического размера.

Войдя в эти ворота, ( что-то не могу понять, как они называются, еще ориентир, кроме вокзала – Clock tower – башня с часами, она рядом с вокзалом) мы так по этой улочке и идем. Вообще, имейте в виду, в старом городе и вокруг все улочки фантастически извиваются, и вполне возможно, что, пытаясь пойти в одну сторону, вы попадете в противоположную. Да, почитайте в Интернете и спросите в Пушкаре кого-нибудь: какие-то выделенные дни – по-моему, пятница и суббота (или четверг). В один день немусульман в мечети (и даргу) не пускают. В другой день – наоборот, день, когда все идут – и толпа. Еще бывают праздники. Старайтесь на эти дни не попасть. (Интересное воспоминание. Когда первый раз был в Аджмере, был большой праздник. Побывали в дарге, потом просто гуляли вокруг. Я неподалеку в какой-то нише заметил очень худого сидящего скрестив ноги человека в.. что-то типа лохмотьев или набедренной повязки… У меня впечатление, что он просто благословлял проходящих. Я достал деньги, чтоб дать ему, хотел положить перед ним, он жестом показал – нет. Я убрал, улыбнулся (надеюсь, что сообразил все-таки поклониться, растерялся – не помню.) и пошел. Надеюсь, не оскорбил его предложением денег. Что-то я и сейчас ничего в Индии не понимаю. Вот как узнать, кто он? А все сразу понимают. Но это так, зарисовка).

По этой улочке, что вошли в ворота, так и идем вверх. Кстати, на улочке полно лавочек и много народу. Я пробовал прогуляться по параллельным – там почти пустые переулки, хотя они и не уже, чем эта основная. Будет время – погуляйте. Только не заблудитесь. Впрочем, старый город – небольшой. Я специально побродил, чтоб начать ориентироваться. Правда, очень много похожего с непривычки одно на другое. По улочке идем – лавочки, кафешки. Имейте в виду, здесь пища не только вегетарианская. И отнюдь не только. И если на вас плохо действует связка висящих вниз головой полуживых кур, привязанная к сиденью скуттера или только что зарезанный окровавленный ягненок – старайтесь рынки обходить. Впрочем, здесь не рынки, а магазины. Рынок будет после дарги.

Идем вверх довольно продолжительное время. В конце концов доходим до угла стены дарги (она слева). Чтобы попасть к главному входу надо пройти еще вперед – и у нас слева будут ворота. Но мы туда не пойдем. Вместо этого, как подошли к стене, свернем налево вдоль стены. И через метров двадцать справа будет боковой вход. (прямо у входа есть кафе под навесом, тоже невегетарианское). Вот мы подошли вдоль стены – направо проход ко второму входу. А налево – проход по переулку на площадь, на которой сразу справа при входе на нее имеется камера хранения для вещей. Здесь приезжие могут сдать сумки, рюкзаки и пр, чтобы сходить в даргу. Я не помню деталей. По-моему, записывают, сколько сдали фотоаппаратов, телефонов и пр. ( то ли со слов, то ли надо предъявлять. Мне помнится, что с фотоаппаратом не пустят. Насчет телефона – не помню. В принципе, если вас несколько и у вас очень дорогая техника – рюкзаки и большие вещи сдайте и сходите по очереди. – один посидит с фотоаппаратами в кафе, потом другой. Только не спите при этом. У нас ни у кого ничего не пропадало. Когда будете сдавать – уточните у приемщика, что можно с собой нести, а что нет. Стоит хранение – я не помню, то ли вообще бесплатно, то ли 10. Ну типа такого. Что надо сдавать, а что необязательно – спросите у приемщика (а с другой стороны лучше не светиться, что у вас в сумке фотокамера. Но это, полагаю, в других местах, а здесь, если не путаю, вам в квитанции отмечают, сколько сдали фотокамер, сколько телефонов, сколько видео…). Если будет суета и много народа, спросите, что можно проносить у кого-то толкового – приемщику будет не до вас. Вообще, старайтесь, чтоб ваши вещи меньше вам создавали проблем. И другим тоже. Если в этом нет реальной необходимости, не тащите в Индию некропанную зеркалку. Или не тряситесь над ней. (При мне в Пушкаре парнишка (по-моему ?француз) с Nikon-3A ходил на Холи. При этом даже не убрав камеру в п-э пакет, а только прикрыв ее тряпкой. Вот это уже идиотизм. На холи таскать зеркалку не надо даже в полиэтилене. Если краска будет сухая (так и будет), то потом она еще года два будет во всех щелях – и внутри и на матрице тоже, несмотря на герметичность. Зачем портить высокоточную оптику и хорошую камеру. Гуляйте с мыльницей).

Когда мы были группой и с рюкзаками, нас запустили внутрь камеры хранения самих класть свои вещи (тяжелые, и потом был праздник, народу много – так было быстрее). Насколько помню, выдают квитанцию. Если будете гулять – уточните время работы. На площади – что-то вроде отелей или ашрамов… Не знаю, можете поинтересоваться – может и заселят одного или двух. Или что присоветуют. Но!! Нас, как не-мусульман, заселять в старом городе отказались. (Извините за повторы, но редактировать не буду).

Теперь идем через боковой вход в даргу. (По моему, там на входе тоже контроль (вы в Пушкаре от этого уже отвыкли?). Здесь сдаем на хранение обувь (наверное, тоже попросят 5 ли 10 – или как сами дадите. А может, и не надо – не помню). Здесь можно пойти и в носках, по-моему.

Про саму даргу писать не буду. Там хорошо. Когда нет толпы. Она очень большая. Ну, короче, не потеряетесь. Смотрите, куда идут другие и как и что делают. По идее, надо принести цветы. Платок? Нет, не помню, чтоб продавали. Можете и не приносить, просто побудьте. Можете посидеть на ступенях (хотя иногда все в тени занято). Так… Да, по-моему, женщины тоже проходили через боковой вход. Но не могу гарантировать, возможно, их посылали через главный… Вроде, нет.

строки из корана, мусульманская архитектура

Теперь, когда мы вышли из дарги, пойдем еще посмотрим город. Вышли через тот же вход, у нас тут тапочки. Теперь идем обратно по переулку на улицу (в другую сторону вы по нему прогуляетесь сами позже, там множество интересных переулков, архитектура, это уже на склоне горы практически, вверх-вниз… Погуляйте потом сами. А мы пойдем к старой мечети. Мы выходим из переулка на улицу и заворачиваем вдоль стены дарги налево, к главному входу, проходим мимо него (а если пойти по широкой улице от главного входа, то потом выйдем из старого города через другие ворота – погуляете сами) и так и идем по этой улице. Она становится местами очень узкой (стена дарги слева уже закончилась, проходим и здесь в какие-то ворота, ползем помаленьку наверх.

Аджмер,  исламская архитектура

Минут 5-10 – и справа по ходу у нас возникнет старая мечеть (что-то такое, что ее построили в три дня, а на самом деле полтора года – читайте в Инете). Вход по лестнице, как пришли. Это музей (наверху стоит щит с надписью - чего нельзя и как плохо потом будет тому, кто…). Поэтому при входе во двор обувь не снимают. (а мне что-то помнится, что я снимал на лестнице… Или это когда был в первый раз? Смотрите на окружающих…) Но заходя в саму мечеть, обувь снимите. Да вы и сами почувствуете. Там некоторые молятся – в Индии даже полуразрушенный (да не так она и разрушена) храм – всегда храм. Да и нет там полуразрушенных, их восстанавливают. Точнее, ничего она не разрушена, забор во дворе подразвалился слегка. А сама мечеть – удивительная резьба, потрясающая. И не только снаружи, внутри тоже. Вообще на щите было написано, что фоткать нельзя. Первый раз нам кто-то из посетителей нехотя пытался сделать замечание, но мы сделали вид типа моя твоя не понимай, а он, видимо, вдохновенный красотой, понял нас и махнул рукой. (Кстати, замечание сделали не тогда, когда снимали саму мечеть, а когда Андрей начал фотографироваться на ее фоне). А последний раз – все индийцы, у кого было чем, тоже фотографировали, по-моему. И там ребята попросили их сфотографировать. И что-то мне помнится, будто бы уже и не было написано, что нельзя фотографировать…Короче, сами разберетесь. Главное – зайдите туда. Не пожалеете. Посидите там, не спешите. Имейте еще в виду – там бывают козочки-овечки. Так вот они не хуже обезьянок могут слопать из вашей сумки бананы, пока вы восхищаетесь красотой и святостью.

Насчет погулять по улочкам старого города – я уже написал. Есть еще государственный музей (он не в старом городе, а уже ближе к вокзалу – через одни из ворот надо выйти – я внутри не был. Отмечен на карте.

Есть еще одно место, куда стоило бы попасть – но это надо ехать на рикше, иначе очень долго и высоко будет. По-моему, называется Taragarh Fort. Но точно не помню, он ли это. Это на самом верху, оттуда должен быть виден весь Аджмер – тогда сможете понять, где что, а с улиц - все так петляет, что ничего не поймешь… Почитайте в Инете достопримечательности. Да, это о нем речь, о Taragarh… Я не был. Рикшу надо брать от жд вокзала. Он попросит 350 – там очень большой подъем и долгий, много бензина уйдет. Рикша подождет, пока вы сходите и вернетесь (до самого конца ему не доехать) (это все с чужих слов). Исходя из суммы я решил, что надо съездить в другой раз, когда будет компания – раскидать сумму на всех.

Если я все правильно понял, то в Аджмере проблема с заселением иностранцев. Не селят. То ли только в центре, то ли во всем городе. Лучше не рисковать. Аджмер – мусульманский город. Там свои порядки. Во всяком случае, нам так объясняли, когда мы группой хотели найти там отель. Мы тогда вечером поехали в Пушкар – и все вопросы были решены. Собственно, ни о чем не жалеем – ни что были в Аджмере (и не смогли поселиться там в отеле), ни что жили в Пушкаре. Только руководительницы группы, подозреваю, жалели о потраченных нервах. Вот, уточнил про отели! Проблема с отелями – не только для иностранцев. В Аджмере вообще трудно заселиться любому приезжему. Детали не уловил. Селитесь в Пушкаре и ездите в Аджмер автобусом.


Комментариев : 1

Резные потолки мне что-то

achadidi аватар

Резные потолки мне что-то очень сильно напоминают декор джайнских и ранне-средневековых индуистских храмов Раджастана. Интересно, мусульмане у джайнов-индусов только стиль позаимствовали, или это вообще фрагменты разграбленных ими храмов?

Была в Аджмере проездом в Пушкар, по мечетям не ходила, ибо не любят нас женщин там, зато посетила Лал Мандир, большой джайнский храм, красный, как видно из названия, и мне кажется что именно он у вас на первом фото....

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
аудиовидеотех_ика: