Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Заметки индомана. Метро Дели

Метро в городах Индии есть пока только в Дели, Бомбее, в Калькутте тоже есть, пару веток построили в Бангалоре, строят и в других крупных индийских городах.
Лирическое отступление. Вообще, в отличие от России, в Индии очень много вкладывают в инфраструктуру – и в транспорт, и во многое другое, в помощь бедным, в социальные программы… Очень много во все необходимое. Кстати, у нас средний класс – нет и 10 процентов. А в Индии – одна четверть. Да, там другое понятие «средний класс» - не будет виллы, но виллы там не нужны. Квартиры как правило очень просто обставлены, потребности намного ниже… Вернее, люди живут другими ценностями. Нет там стремления все нахапать и накопить и ухватить все деньги... Если индиец имеет сегодня деньги на еду – он не очень заботится о завтрашнем дне. Если до обеда заработал – после обеда можно и не работать. А зачем? Боги обо всем позаботятся. Да-да, обязательно позаботятся. Это не иллюзия, это опыт подсказывает. Даже о вас позаботятся. Вот до какой степени они заботливые. А накопления вещей?.. Много одежды и обуви в Индии не нужно. Особо теплого жилья – тоже. Накопить каких-то других вещей – они будут только тяготить вас потом всю жизнь… Зачем?
В связи с очень активным развитием метро (за два года оно выросло в два раза! Я серьезно пишу о том, что в Индии правительство уделяет огромное внимание развитию инфраструктуры городов – в т.ч. транспорта.
Метро лишь в центре – под землей. А так – поскольку проспекты в Дели очень широкие, по центру проспекта ставятся опоры – и на них прокладывается линия, в том числе и некоторые станции – на столбах. Места почти не занимает, строится быстро. Насчет землетрясений – пока стоит. До поры - до времени. Но под землей может обвалиться тоже! Когда я был в Дели в последний раз, тряхнуло вполне солидно. Стены в доме ходили ходуном. (Но в Дели нет небоскребов. Так что ничего не развалилось) Так вот, развитие метро приводит к тому, что автобусы перестают пользоваться спросом и их становится все меньше. Хотел специально поучиться в Дели ездить на автобусах – так и не пришлось. К тому же на них номера – арабской вязью. Красиво, но для белых обезьян – бесполезно.

Так вот метро в Индии очень современное. Комфортное. Кстати, в метро и ж\д поездах есть розетки для подзарядки (да нет же, конечно, бесплатно) мобильников и ноутбуков.
В Делийском метро, насколько я понял, везде применяется не нижний контактный рельс, а верхний контактный провод на наземных участках и потолочный контактный рельс в тоннелях. Это на всякий случай – не дай вам Бог свалиться. Напряжение не знаю. Даже не знаю, не переменное ли. Лучше к проводу ближе, чем на метр, не приближаться.

Система оплаты метро в Дели

Система оплаты метро – по зонам. Насколько я помню – минимум 8, максимум – 25-30 рупий.
Исключение составляет линия в аэропорт. Это экспресс-линия – поезда и так очень комфортные, а здесь и вовсе – мягкие кресла и т.п. Поездка Центральный вокзал (New Delhi Railway Station) – аэропорт стоила 120 рупий на 2012 год, 2013-14 стало 150 рупий, в начале 2015 - 60. Индия... Уточняйте цены на месте. При этом аэропортовская линия метро - выделенная (остальные по оплате объединены в одну сеть и соединены системой пересадок – как у нас). Линия в аэропорт пересадок напрямую с остальным метро не имеет (хотя нарисовано, что будет продолжаться за аэропорт – кажется, до фиолетовой). Чтоб на нее сесть с желтой ветки – надо подняться с платформы (непосредственно на улицу не обязательно выходить) и перейти на станцию этой ветки. Вход с улицы рядом со входом на желтую ветку (или по подземному переходу). Вроде, я на схеме вход не совсем правильно нарисовал, с другой стороны. Сама эта экспресс-линия имеет несколько собственных станций на ее протяжении.
На некоторых станциях встречаются автоматы по продаже жетонов. Но с ними не всегда удается совладать – то у них нет сдачи, то они сдачу только мелочью дают… Но иногда удавалось победить. Там вроде бы есть еще какие-то для пополнения карточек, не путайте… Интересно, что где-то попадал в ситуацию, когда только автоматы, и нет кассы – наверное, можно было попробовать с другого гейта… По-моему, это было на станции в районе Коннаут плейс (Rajiv Chowk?).

Первое, что надо помнить – на входе в метро бывают большие очереди (в час пик). Где-как-когда – затрудняюсь сказать, но если едете на поезд или самолет – будьте к этому готовы. Та же ситуация может быть и при входе на центральный вокзал – вход осуществляется через системы просвечивания багажа. Если едете на поезд - !!!.

Контроль пассажиров на входе в метро

Везде при проходе в метро вы проходите проверку (на жд вокзале – обычно только багаж) здесь же вы ставите багаж на просветку (ноуту и цифровому фотику ничего не делается – насчет пленочного не знаю!), а сами в это время проверяетесь полицейским – он проверяет вас такой кругляшкой-звенелкой, но поскольку у вас в карманах ключи и деньги, то он ладонью проверит, что это не пистолет. Доставать ничего не надо – разве что попросят показать, но со мной такого не было. Вернее, один раз попросили показать – в сумке лежало зарядное для ноута. Весьма быстро.
И не путайте очередь для леди с очередью для джентлов (джентельменов, то бишь – да-да, вы там будете или леди, или джентельмен. Или ребенок. Определитесь заранее). Никогда в Индии леди не будет досматривать полицейский-мужчина или наоборот! Вопрос пола в Индии соблюдается очень тщательно. Чтобы не возникало ненужных желаний. Но зато – поверьте, присмотритесь – очень трепетны отношения между мужем и женой, в них вы увидите всегда любовь, а не секс. А уж с какой любовью все относятся к детям! – Вообще, к проверкам привыкайте – при входе во многие супермаркеты тоже и т.п. И при этом не путайте свой пол!

Для того, чтобы с Мейн базара попасть на метро или обратно (желтая ветка) нужно пройти по переходу над железной дорогой! А для этого необходимо пройти через вокзал. То есть вы можете попасть в очередь на просветку багажа!!! (очередь я видел со стороны метро, со стороны Мейна я больших очередей не видел. Кстати, интересный нюанс. Насколько я помню, когда проходишь к кассам в вокзал со стороны Мейна, тебя не просвечивают. Но от касс можно пройти на платформу 1 и с нее – на переход… Странно, но по-индийски.

Однажды (может, это был вечер пятницы?) я приехал к вокзалу по желтой ветке, увидел очередь на вокзал (на полчаса – точно), сел обратно в метро и доехал до Рамакришна ашрам марг по фиолетовой – и пошел на Мейн с противоположной стороны. Думаю, сэкономил много времени. Я уже писал выше, что один конец Мейна – возле вокзала – Нью Дели Рэйлвэй стейшн (желтая ветка), а другой – Рамакришна ашрам марг (фиолетовая), на последней народу поменьше. ВНИМАНИЕ!!! Цвета веток на разных картах метро различаются. Голубая и фиолетовая меняются цветами!!! Тормозиться вы можете - очередь за жетонами, очередь на проверку вас и багажа, очередь к турникету (реже).
В час пик может быть большая очередь и на Рамакришна ашрам марг станции метро. С утра в будний день – особенно. При этом поезда тоже набиты – едва удается втиснуться. Рассчитывайте свое время.

Не зевайте с багажом – пока вас проверяют, он уже проехал гляделку, надо его снимать потому что сзади подъехал следующий. А если у вас несколько сумок – точно не зевайте. Вы и так удивительно неповоротливы по сравнению с индийцами, пока вы что-то соображали, они уже успели сделать десять дел. Не спите на ходу. Следите за жестами. Вам полицейский уже давно махнул рукой проходить дальше, а вы чего-то ждете. Впрочем, сердиться на вас никто не будет, даже постараются сдержать улыбку, чтоб не обидеть. Вообще люди в форме всегда в Индии очень серьезны. Но это вовсе не значит, что они не попросят вас с ними сфотографироваться – на память. Это ничего, что вы не сможете оставить им фотографию – зато у вас будет фото, на которой они с вами (это особенно касается ледей). Меня группа молодых людей попросила их сфотографировать. Когда я объяснил, что не смогу сделать для них фотографию, они ответили – мы понимаем, но зато у вас будет наше фото и один добавил – это мои друзья.

Расписание и часы работы метро

Работает метро – не помню точно, то ли до 0, то ли до 23 часов. Хотя это понятие относительное – на разных ветках может быть по-разному, то ли последний поезд выходит в это время с последней станции, то ли все вообще останавливается. Я экспериментировать не решился. Поздно вечером поезда ходят намного реже. А так – частота, как у нас. Может, минут по 5 интервал. Но тоже зависит от ветки. С утра, вроде, с 5 или 5-30. Посмотрите на сайте. Да, в основном с 5-30 до 23-00, но для различных станций время разное – смотрите сайт.

Ветка в аэропорт – там ходят по расписанию, оно висит перед турникетами на конечной станции (ж-д вокзала). Помнится, там ходят почти до половины двенадцатого. Но у них и интервалы совсем другие. Вечером – до получаса. Я, помнится, ехал на предпоследнем – у меня самолет был в 4 утра.

Начинает метро работать, вроде, должно, в 5 или 5-30. Но я один раз садился – еще пяти не было, помнится. Приехал на автобусе из Пушкара. Время было – типа четверть пятого. До Мейна не так далеко, но рикша запросил то ли 150, то ли 200. Приставал ко мне и соседу по автобусу. Мы с ним как-то сообща от него отбивались и разговорились (насколько возможно при моем английском) – насчет того, как это дорого (ему собственно, надо было в другое место, не помню, куда). Я говорю – подожду час и поеду на метро. Спросил, как пройти на станцию – помню, что это где-то рядом. Он говорит – а надо сейчас пойти, может, уже и открыто. Мы пошли, там рядом совсем; подходим – еще закрыто (а это станция пересадок, две линии) (Kashmir Gate). Он у кого-то спросил – ему сказали, что другой гейт уже должен быть открыт (по другой линии). Минут 5-7 помыкались, нашли этот другой гейт – и правда открыто. Только оказывается в это время работает одна касса – прямо при входе то ли к проверке, то ли к турникету – не помню (может, даже покупал жетон после проверки?) Жалко, пока разбирался с жетонами, и проходами потерялся попутчик – с ним интересно было общаться, приятный человек. Даже не поблагодарил его. В итоге приехал на Мейнбазар – еще 6 часов не было. Оказалось, что это довольно широкая улица… когда увидел на нем разделительную полосу посредине :)


Комментариев : 1

Алексей, на автобусах в Дели

achadidi аватар

Алексей, на автобусах в Дели номера не могут быть написаны арабской вязью, в страшном сне такое только увидеть можно :) Номера либо наши знакомые арабские либо на деванагари, у алфавита деванагари есть свои цифры, в любом случае можно всегда спросить номер автобуса по английски :)
Цифры деванагари от 0 до 9 выглядят вот так
०, १, २, ३, ४, ५, ६, ७, ८, ९
некоторые имхо вполне узнаваемы :)

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
путеводите_ь: