Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Индийская музыка

Страница для печатиSend by email

Индийская музыка уходит своими корнями в далёкое прошлое. Её отличительной особенностью является то, что это - мелодическая музыкальная система. В отличие от европейской музыки, которая в прошлом также была основана на мелодии, а затем обогатилась гармонией, индийская музыка не изменила своего характера.

Общественные устои современной Индии сформировались в результате развития многих народов, с древнейших времён населявших страну. Так, самыми первыми жителями Индостанского полуострова считаются представители негроидной расы, потомки которых живут в Индии и ныне. Затем вторгались дравиды, монголоиды и арии. Естественно, что музыкальная культура Индии является результатом взаимопроникновения и взаимовлияния культур этих народов.

Своя характерная музыка и танец есть у племен и народностей, живущих более или менее изолированно в различных районах страны: палийанов, ораонов, санталов, саваров, ченчу и бхилов. Их музыкальная культура оказала значительное влияние на характер индийской музыки. Ещё одной возникшей в древности музыкальной формой была музыка тамилов и родственных им народов. Эта музыка, также мелодическая по своему характеру, имела ряд особенностей. Но постепенно все обособленные музыкальные формы слились с музыкой ариев, религиозными песнопениями, тексты которых были записаны в Ригведе и Самаведе. Когда сблизились и растворились друг в друге самые различные формы, образовался единый поток, в который влились и новые течения: одно из районов Центральной Азии, другое, наиболее позднее - с Запада. Поэтому необходимо избавиться от ошибочных представлений об индийской музыке и прежде всего от ошибочного мнения, что не только музыка, но и вся культура Индии однородна по своему происхождению. Если так, что такое Индия? Нельзя же принимать во внимание только политические границы!

Культурные процессы не удержать внутри строгих рамок теорий и не привязать к линиям на карте. Между различными социальными группами нет раз и навсегда установленных границ; одна группа переходит в другую подчас совершенно незаметно. А наш необъятный субконтинент имеет и необозримое прошлое. Если в прошлом материальные и духовные ценности различных культур были чётко различимы (их разнообразие очевидно и сегодня), то за прошедшие века они слились, растворились одна в другой. Поэтому-то музыка Индии и включает в себя всё: от похожих на завывание и крики песни племени нагов, живущего на самом востоке страны, и племени тодов, живущего в горах юга, до самых утончённых раг и тал, исполняемых на концертах.
Таким образом, современное индийское музыкальное искусство и его две основные школы - хиндустани и карнатак - результат своеобразного компромисса. Обе школы, будучи мелодическими по своему характеру, построенные на общих законах раг и тал, имеют общую основу. Карнатак - форма музыкального искусства Южной Индии (Тамилнаду, Керала, Андхра, Карнатака), хиндустани - музыкальный язык остальной части Индии.
Обе школы - всего лишь рафинированные формы примитивного искусства жителей сельских районов страны.

Корни музыкальной культуры, несомненно, следует искать в музыке племён и народностей, населяющих пограничные районы страны, в фольклоре. Хотя завывания и крики тодов и нагов почти немузыкальны, в них есть "музыкальное чувство и, значит, те зерна, из которых зарождается и расцветает сложная концертная музыка". Песни деревенских женщин, занятых помолом муки, - это часть народной музыки. Храмовая музыка и пение верующих в храме - ещё один приток широкой реки, называемой индийской музыкой. Ведическое пение, которое поначалу строилось только на трёх тонах, в конечном счёте включало семь тонов. Музыка была и остаётся важным элементом медитации и молитвы в храме и монастыре. Самые глубокие мистические идеи и социально-реформаторские учения проповедовались в духовных песнопениях: бхаджанах, абхангах, киртанах. Таким образом, к какому 6ы кругу индиец ни принадлежал, какой бы образ жизни ни вел, его окружает музыка. На такой благодатной почве и родилась классическая музыка, которая, в свою очередь дав почве живительную влагу, сделала её ещё плодородней. Это верно в отношении не только музыкальных элементов и форм, но и музыкальных инструментов. Ведь концертная рудра вина - лишь один из вариантов киннари* или джантара, а таблу можно считать потомком обтянутого кожей деревенского горшка. А сложные ритмические комбинации, которыми мы восхищаемся на концертах качери или мехфил, были давным-давно введены санталами.

Из древнейших музыкальных инструментов до нас дошли вену (флейта) и вина (разновидность арфы), которые упоминаются ещё в ведических текстах. Не менее древни и некоторые виды барабанов. Интересно было бы проследить процесс миграции музыкальных инструментов Индии и Центральной Азии, например, рабаба, или киннари, щипкового струнного инструмента, напоминающего библейский киннор и древнекитайский кхин. Похожи и индийский гобой, шехнай, с центральноазиатским сурнаем.

Музыкальные инструменты (вадья) делятся на четыре вида: тата вадья - струнные, сушира вадья - духовые, аванаддха вадья - ударные и гхана вадья - колокольчики, тарелки и т. д. К струнным инструментам относятся вина, ситар, тампура, саранги, дилруба; к духовым - флейты, шенхай, нафери и нагасварам (разновидность индийского гобоя); среди ударных - табла, пакхавадж, мриданг и т. д. Колокольчики, тарелки хотя и встречаются часто, в концертном исполнении, как правило, не используются.

Музыка Индии, краткое представление о которой мы попытались дать, является важной частью культурного наследия не только индийского субконтинента, но и всего мира. Без сомнения, она являет собой одну из наиболее развитых и утончённых музыкальных систем, когда-либо созданных человечеством. Среди того, что представляет собой наибольшую, порой неповторимую ценность - шрути (микротональные интервалы), раги (мелодические схемы), ритмические тонкости талы и т. д.

Высокоразвитая и утончённая музыкальная культура явилась результатом развития как духовной, так и светской музыки. В Индии, как и во многих других странах, различные религиозные течения, аристократы и простой люд внесли свой вклад в развитие духовной культуры. Простолюдин, певший о своих печалях, мечтах и радостях, создавал песни и баллады, являющиеся и поныне богатым музыкальным и поэтическим источником. Сокровища фольклора так же разнообразны, как и народы, населяющие нашу страну. Тхумри, газели, падамы и джавали - ярчайшие примеры выражения в музыке земных страстей. Но, как правило, лучшая музыка связана с религиозными обрядами и мистическими переживаниями, ведь музыка считается одной из главных форм молитвы созерцания.
Формы такой музыки также весьма разнообразны: от доступных лишь посвящённым декламаций мантр до прекрасных песен Муттусвами Дикшитара (1115-1835), от религиозно-любовных поэм Джаядевы (XII век) и Кшетрайи (1600-1680) до ангельской лирики Пурандарадаса (1486-1564) и Тьягараджи (1759-1847). Безумно влюбленная в бога Кришну Мира Баи и мистики Кабир и Тируваллувар - все они способствовали созданию новых форм выражения религиозных чувств. В наше время для развития духовной, в том числе музыкальной культуры, многое сделал гениальный Рабиндранат Тагор. Он записывал и обрабатывал фольклор, писал детские песенки и песни любовные и мистические, изысканные дхрупады. Он создал новые, небывалые по красоте мелодические и ритмичные образы.

Но если взглянуть на обратную сторону медали, мы увидим то плачевное положение, в котором долгое время находилось музыкальное искусство. На протяжении столетий это искусство богов оставалось лишь служанкой чувственных наслаждений. Оно неизменно ассоциировалось с некоторыми слоями общества, к которым относились с пренебрежением и богатые, и бедные. В результате возникла прослойка людей неграмотных и некультурных, потакавших своей музыкой самым нездоровым социальным потребностям. Еще пятьдесят лет назад в большинстве районов страны музыкант был изгоем.
Но и тогда оставались сильные духом люди, которые поддерживали огонь в мерцающей лампаде искусства. Они не только передавали из поколения в поколение древние традиции, но и совершенствовали музыкальное мастерство. В начале нынешнего столетия появилась плеяда учёных и музыкантов, которые сознавали свою ответственность перед великим духовным наследием прошлого и стремились изменить сложившееся положение. Среди них были Вишну Дигамбар Палускар (1872-1931) и Вишну Нараян Бхаткханде (1860-1936) из Махараштры, представители княжеских родов из многих районов Индии, ряд южноиндийских учёных. Они неустанно популяризировали музыкальное искусство, и к нему вернулись былые любовь и почёт.

После достижения политической независимости появились новые пылкие пропагандисты национальной музыки. Музыка наряду с другими видами искусства была признана важной частью культурного наследия и необходимым элементом системы образования. Сегодня музыкальное образование можно получить не только в специальных учебных заведениях, но и в колледжах и университетах, открывших музыкальные факультеты. В настоящее время в любом более или менее крупном городе существуют музыкальные клубы, где выступают и известные, и начинающие исполнители. Крупнейшим покровителем и популяризатором национальной музыки является Всеиндийское радио, государственная организация, имеющая свои ретрансляционные станции во всех районах страны. Оно не только ежедневно транслирует индийскую музыку, но и содержит значительный штат квалифицированных музыкантов, которые планируют и готовят музыкальные программы.
Важная роль в пропаганде музыкального наследия принадлежит Центральной Академии музыки и танцев и музыкальным академиям штатов. Созданные по инициативе правительства Индии и правительств штатов, они являются сравнительно независимыми организациями и ведут большую исследовательскую работу. В настоящее время они представляют большую силу в деле популяризации музыки. Кроме того, в стране есть несколько пользующихся заслужено высокой репутацией частных музыкальных академий.
Большая роль в современной индийской действительности принадлежит киномузыке. Часть её, основанная на национальных традициях и таланте, действительно хороша, но другая, и значительная её часть, гибридна, вульгарна и следует образцам поп-музыки.
Сегодня в индийской музыкальной жизни происходят серьёзные изменения, вызванные становлением нового образа жизни и мышления, и во многом явившиеся результатом контактов с Западом. Технические новинки и быстрое развитие средств массовой информации порождают новые тенденции. Однако концепции раги и талы пока остаются в неприкосновенности и не подвергаются искажению. Вместе с тем новые стили становятся всё более популярными.

В воздухе витает дух перемен и экспериментаторства. В музыке утверждается новый язык, менее формальный, более гибкий, отвечающий потребностям времени. Можно смело надеяться, что и в будущем индийская музыка сохранит свой активный творческий характер.

Автор и источник публикации: 

Журнал "Индия", архив 1980-х, Б.Ч. Дэва


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
Пакис_ан:
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников