Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индийские транснациональные компании

Для большинства людей, которые следят за новостями из Индии, уже давно не секрет, что Индия наряду с Китаем является одним из лидеров экономического развития в мире.
Даже те, кто не следят, все равно знают от индийских товарах - индийских джинсах и хлопковых платьях времен московской олимпиады, с детства знакомые нам фестал и ЛИВ 52, выписываемые последние десятилетия терапевтами ципролет и т.д.
В журнале индийского посольства была опубликована статья "Индийские компании приобретают активы за границей, чтобы добиться международного статуса" о некоторых сделках индийских компаний, а фактические детали всегда очень показательны и имхо довольно любопытны...

Было два часа утра, когда реактивный самолет Falcon Ратана Таты приземлился в лондонском аэропорту Латон после трансконтинентального перелета. По дороге в Сент-Джеймс Корт он прочитал бумаги, подготовленные командой специалистов из компании Tata Steel. После короткого, не больше часа, отдыха, около 5 часов утра он встретился с Джимом Ленгом, председателем компании Corus Steel. За день до того совет директоров Corus Steel одобрил предложение Tata Steel приобрести компанию по 455 пенсов (около 388 рупий) за акцию, но эту сделку должен был одобрить и совет директоров Tata Steel. Около шести утра, пока репортеры ждали у дверей конференц-зала в здании Deutsche Bank, состоялось заседание совета директоров Tata Steel, который ратифицировал согласие Corus Steel на предложение Tata Steel. Это крупнейшая международная сделка с участием индийской компании, сумма которой – 8,23 млрд долларов (378,58 млрд рупий) – в два раза превышает объем прямых иностранных инвестиций, которые Индия получила в прошлом году. Этим утром, пока Лондон просыпался, творилась история.

Немногие поняли бы, что это был исторический момент для Индии. В 1890-х гг. британское правительство не разрешило Джамсетджи Тате собрать средства. Тогда он собрал средства в Индии от индийцев, среди которых были Мотилал Неру и Мохаммад Али Джинна, и в 1907 г. основал компанию Tata Steel. Через девяносто девять лет Tata Steel снова доказала свою правоту, когда относительно небольшая компания, производившее всего лишь 5 млн тонн стали в год, купило Corus, вторую по величине в Европе сталелитейную компанию, способную производить 18 млн тонн стали ежегодно, и стала пятым по величине производителем стали в мире.

Сделать это было не так-то просто. В начале июля Джим Ленг и Филипп Варен, генеральный директор компании Corus Steel, встретились с Ратаном Татой в Дубаи, где впервые и возникла эта идея. В течение последующих 100 дней команда из 60 специалистов, среди которых были советники по инвестициям из ABN Amro и Deutsche Bank, утрясали разнообразные вопросы. В ходе этого процесса, который был назван Операция "Цвет", команда Tata Steel, получившая название "Зеленой команды", проводила бесконечные часы в похожем на поле боя зале заседаний юридической формы Slaughter and May and Herbert Smith в Лондоне. Каждая точка, каждая запятая в тексте сделки должны были соответствовать правилам британского Совета по приобретению компаний, и когда сделка была готова, полный текст договора был представлен в 55-страничном документе, названном "Заявление для прессы 2.5". Когда сообщение об этом поступило на биржи Мумбаи, Лондона и Нью-Йорка, в Индии только что наступил полдень, и сделка стала "новостью дня".

Празднование ограничилось негромко произнесенным "хорошо поработали" и несколькими дружескими объятиями от Таты. Это был лишь один из шагов на пути к глобализации, который он наметил для своей группы компаний. Конечно, 20 октября состоялся небольшой ужин с Джимом Ленгом, после чего он улетел обратно в Штаты. И пока на выходных мир еще обсуждал "обратную колонизацию", плоды которой все наблюдали в понедельник, в Лондоне приземлился Венугопал Дхут, председатель компании Videocon, чтобы объявить о еще одном приобретении. Его компания предложила за испытывающий трудности южнокорейский гигант Daewoo Electronics 750 млн долларов (34 млрд рупий). Это стало вторым по величине предложением Дхута после приобретения в 2005 г. у электронного гиганта Thomson сети заводов по производству цветных электронно-лучевых трубок, разбросанных по четырем континентам. В той же Великобритании, председатель UB Group Виджай Маллья предложил не обнародованную до сих пор сумму за шотландскую компанию Whyte&Mackay. Кажется, что волна скупщиков из затерянного мира, которым Индия когда-то была для развитых стран, теперь нацелилась на империю.

И правда, с 2000 г. объем приобретений постоянно растет. По данным исследования, проведенного Федерацией индийских торгово-промышленных палат, между 2000 и 2006 гг. было сделано 307 приобретений на общую сумму более 20 млрд долларов, т.е. более, чем на 900 млрд рупий (и это еще не считая сделок с участием Videocon и UB), но дело еще и в том, что сами сделки становятся крупнее. Количество приобретений выросло с 46 в 2004 г. до невероятных 130 в 2005 г. Текущий год обещает новые высоты. Сделки этого года, например, занимают более половины 20-миллиардного объема за все пять лет. Началась эта волна с того, что компании, работающие в сфере ИТ и ИТ-услуг, приобрели более 92 компаний, начиная с 2000 г. Однако в результате высоких темпов экономического роста и повышения собственного оборота за счет приобретений общий доход этих компаний превысит 40 млрд долларов (1,81 трлн рупий).

В сентябре 2005 г. Videocon была компанией с оборотом в 50 млрд рупий. Благодаря приобретению заводов у компании Thomson, в сентябре 2006 г. ее оборот составил 130 млрд рупий, а доход от операций за рубежом вырос с нескольких сот миллионов до 60 млрд рупий. Более того, если пройдет сделка с Daewoo, компания добавит к своему зарубежному доходу еще 90 млрд рупий. Та же тенденция наблюдается и в росте фармацевтических компаний. Зарубежные доходы компании Ranbaxy сейчас составляют более 75% ее общих доходов, а зарубежные доходы компании Dr Reddy’s, которые в прошлом году составляли 66% от общих доходов, по результатам первого квартала текущего финансового года должны достичь 83%. Такая же ситуация и в компании Wockhardt, 60% продаж которой происходит за рубежом.

За всеми этими приобретениями стоит четкий экономический императив. По мере глобализации Индии, индийские компании должны расти, приобретать активы и повышать стоимость своих акций, просто чтобы оставаться на плаву.
Санджив Шелгикар, финансовый гуру и советник компании Videocon, говорит: "Наш мир, может быть, еще не лишился границ, но у цены и конкуренции границ не существует".
Ананд Махиндра, вице-председатель и управляющий директор компании Mahindra & Mahindra, делится своими взглядами на перспективу. Все очень просто: вы не можете чувствовать себя в безопасности дома, пока вы не конкурентоспособны на международном уровне. А чтобы выйти на этот уровень, компании должны достичь определенных размеров. При тех высоких барьерах, которые существуют в Индии для новых предприятий, приобретения за границей предлагают быструю дорогу для неорганического роста. Как говорит Махиндра, "Индийские компании сейчас имеют огромные возможности, окно, через которое они могут прыгнуть и создать свои всемирные сети через приобретение каналов распространения, брендов и глобальных клиентских баз". Именно этим M&M занимается в течение последних трех лет. Активы, приобретенные в США и Китае, открыли перед ней новые рынки, повысили ее продажи и стоимость ее акций.

Автор и источник публикации: 

Шанкар Аияр India Today, Индийский вестник № 01/2007


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
авиаперел_т: