Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

ИндоАфрика

Ветер треплет молитвенные флаги на башне индуистского храма. Мотоцикл «Баджадж Бóксер» летит по улице, обгоняя грузовик «Тата» и поднимая в воздух клубы кирпично-красной пыли. Смуглый парень несет на голове корзинку, монотонно выкрикивая: «Чапати! Чапати!» Бросаются в глаза вывески Bank of Baroda, Hare Krishna Dairy, Tirupati Metal Works и т.п. Типичная картина из жизни индийского города… Индийского? Как бы не так – вы в столице Уганды!

В стране проживает более 12 тысяч выходцев из Индии и ничего удивительного в этом нет. Обе страны когда-то входили в Британскую Империю, что подразумевало взаимную интеграцию.

Малабарские купцы появились на побережье Восточной Африки еще в средние века. На Занзибаре и островах Ламу главным украшением традиционного дома служат резные двери – один из типов таких дверей называется гуджаратским.

Целый поток индийцев хлынул в Восточную Африку в конце XIX в. с началом строительства железных дорог. Как это выглядело, можно узнать, посмотрев американский фильм 90-х «Призрак и тьма» (The Ghost and The Darkness): там огромная толпа индийских гастарбайтеров строит мост через африканскую реку, а их главного бригадира играет известный индийский актер Ом Пури.
Когда дорогу дотянули от Момбасы до озера Виктория, водить паровозы и проверять билеты стали сикхи. Они же пришли в полицию и таможню, а в администрации засели мадрасские тамилы и бомбейские парсы. В семье одного из таких клерков на Занзибаре потом родился певец Фредди Меркьюри. Толстосумы из Гуджарата и нынешнего Пакистана вкладывали деньги в сахарные и хлопковые плантации, а их земляки победнее держали лавки и мастерские.

Особенно отличились Нанджи Калидас Мехта (1887-1969) из Гуджарата – земляк Махатмы Ганди. Он основал несколько отраслей угандийской экономики и подарил Кампале ее единственный приличный парк, ныне прихватизированный отелем «Шератон». Британские сахибы затеяли в Восточной Африке строительство современной цивилизации, в которую индийцы вписывались лучше африканцев – тем сильно мешали природная лень и простодушие (акуна матата!).

Во время Первой Мировой войны сахибам из Найроби понадобились солдаты, чтобы одолеть бравого немецкого генерала фон Леттов-Форбека с его мобильной ратью. Учитывая сложную ситуацию на европейских фронтах, взять служивых можно было только в Индии. Под влиянием антибританской пропаганды сипаи не больно стремились в Африку. Сахибам пришлось посулить солдатам земельку и экономические льготы. «Папа» Хемингуэй рассказывал об этом устами одного из персонажей «Зеленых холмов Африки»:

«Кандиский объяснял нам, почему здесь столько переселенцев из Восточной Индии.
— Видите ли, во время войны сюда были переброшены индийские войска. Из Индии их пришлось удалить, так как власти боялись нового мятежа. Ага-хану * было обещано, что, поскольку индийцы воевали в Африке, они получат право свободно селиться здесь и приезжать по делам. Нарушить обещание уже нельзя, и теперь индийцы почти начисто вытеснили отсюда европейцев. Они здесь денег не тратят и все отсылают в Индию. Сколотят капиталец и возвращаются на родину, а вместо них приезжают их бедные родственники, чтобы продолжать грабить страну
».

* Ага-хан – это наследственный титул имама шиитской секты исмаилитов. Она возникла в Иране, а затем ее последователи осели в Индии. После Первой Мировой исмаилиты в огромном количестве перебрались в Кению: даже нынешний Ага-хан IV в молодые годы жил в Найроби. Там же в 1957 г. его венчали на царство. Впрочем, приверженцы этой ветви ислама жили в Африке и раньше: самый известный купчина-исмаилит Алидина Висрам родился в 1851 г. в танзанийском Багамойо.

Из охотничьих записок Хемингуэя видно, как относились к индийцам в Восточной Африке в 30-е годы. Причиной этого были индийские деловые успехи:

«— Шамба — это плантация, — пояснил Кандиский. — От моей ничего не осталось, кроме грузовика. На нем я последнее время возил рабочих на шамбу одного индийца. Это очень богатый индиец, он выращивает сизаль. Я служу у него управляющим. Индийцы, знаете ли, умеют извлекать прибыль из сизалевых плантаций.
— И вообще из чего угодно, — сказал Старик.
— Да. Там, где нас неизбежно ждет неудача, где мы попросту умерли бы с голоду, они наживаются
».

Ко времени провозглашения независимости мигрантам из Южной Азии принадлежала львиная доля экономических активов Кении, Уганды, Танганьики и Занзибара.
Дальнейшая судьба Индоафрики складывалась непросто. В 1972 г. угандийский тиран-полководец Иди Амин дал «инородцам» 90 дней на то, чтобы покинуть страну. Имущество беженцев диктатор щедро роздал своим гвардейцам. Вскоре выяснилось, что без капиталов и деловой сметки азиатов угандийское народное хозяйство ковыляет на трех ногах. В конце 80-х изгнанников пригласили обратно, однако вернуть былую собственность в большинстве случаев было уже невозможно. На Занзибаре во время революции 1964 г. индийцев топили в океане – что самое обидное, в Индийском. Не били их только в Кении – в сравнении с аминовской Угандой это вообще царство просвещения и гуманности. Как бы там ни было, экономические позиции индийцев были сильно ослаблены, причем многие предпочли из Африки уехать.

Индийский колорит сильнее всего ощущается в угандийских городах Кампала и Джинджа. На фасадах старинных домов можно часто увидеть фамилии старых хозяев-индийцев и названия давно исчезнувших фирм. У пересечения улиц Бен Киванука Стрит и Энтеббе Роуд в Кампале можно увидеть два эффектных индуистских храма: высокий Шри Гуру (Sri Guru) стоит выше супермаркета «Шопрайт», а приземистый Сваминараян (Swami Narayan) – напротив, через дорогу. В Джиндже достойны внимания две мечети в индо-сарацинском стиле, один индуистский и один сикхский храм – все они соседствуют друг с другом и расположены на участке между Белл Авеню и Наранбхай Роуд – по правой четной стороне главной Мэйн Стрит, на удалении 100-200 м от нее.

В кенийской Момбасе в начале ХХ в. построили несколько индуистских, один сикхский и один джайнский храм. Самый заметный – храм Шивы в окрестностях Старого города. Если случится идти по Нкрума Роуд в сторону форта Иисуса, стóит обратить внимание на Oriental Building (1936 г.) – административное здание в индо-сарацинском стиле с тремя белыми куполами на углу. У его дверей начинается улочка Мвенье Эбауд Роуд, на которой и находится храм.

Автор и источник публикации: 

© Дмитрий Киселёв для Indonet.ru. Отовсюду понемногу, главным образом собственные заметки. Фото автора (кроме последнего)

Джубили Парк в Кампале... ... и памятная надпись в честь его создателя на бюсте Е.К.В. Георга V Храм Шри Гуру в Кампале Храм Сваминараян в Кампале Сикхский и индуистский (на заднем плане) храмы в Джиндже Дома индийских купцов нач.ХХ в.в Джиндже Джинджа. Могольский стиль на африканской почве Джамаатхана (молельный дом) исмаилитов в Найроби, более известный, как мечеть Ходжа Индо-сарацинский стиль в Момбасе Храм Шивы в Момбасе


Комментариев : 6

Дима, спасибо!

achadidi аватар

Как всегда интересно, по этой теме мало кто пишет, хотя на сколько я понимаю она весьма обширна.
Как я помню сам махатма тоже в Африке работал. А название храма Сваминарайян как-то сразу ассоциируется с Гуджаратом и Акшардхамом.

Единственно, я не поняла, почему речь в цитатах о выходцах из Восточной Индии. Гуджарат и Бомбей - это же запад...

Да, Махатму вытурили...

Митрий аватар

...из вагона 1 класса на станции Питермарицбурх в южноафриканской губернии Квазулу-Наталь. Поскольку с этого началась вся индийская борьба за независимость, южноафриканский архив Махатмы был недавно выкуплен правительством за 1 лимон американских денег. Насколько я понял, он содержит переписку Ганди с неким прогрессивным белым сахибом, а также малозначительные бумажки из адвокатской практики Махатмы. Индийцы довольны, бывшие владельцы этого фонда довольны еще больше: даже в самых смелых мечтах они вряд ли рассчитывали получить за него такие деньги!
Почему Восточная Индия? Я тоже об этом думал. Во-первых, Папа не бывал в Индии. Во-вторых, в "Зеленых холмах Африки" на каждой странице присутствуют сцены распития виски с содовой или немецкого пивца в объеме 2-3 бутылок за раз. А на пьяную голову чего не напишешь...

Восточная Индия

george аватар

Все очень просто. В понимании американцев и в частности Хемингуэя - West India (т.е Западная Индия) это острова, в том числе и Куба, в Карибском море от устья Ориноко до полуостровов Флорида и Юкатан. Ост Индия (т.е Восточная Индия) это в общем то сама Индия и есть

Гм, странная география

achadidi аватар

Гм, странная география у американцев...
Да, похоже вы правы, ведь Британская Индия была собственностью именно Ост-Индской кампании...

Или от англичан пошло, кои

achadidi аватар

Или от англичан пошло, кои выбирая название для Ост-Индской кампании переусердствовали с профилактикой малярии, что наложило впоследствие отпечаток на глобус :)

Браво, Георгий!

Митрий аватар

Но собственная "алкогольная версия" мне тоже нравится. :)

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
п_тешественник: