Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

История индийского кино: эра звукового кино

В 1927 г. в Нью-Йорке был показан первый звуковой фильм – «Джазовый певец» (Jazz Singer). Через два года в Индии с успехом прошел другой звуковой фильм – «Мелодия любви» (Melody of Love).

  Ардешир Ирани, занимавшийся сначала продажей музыкальных инструментов, а потом – прокатом зарубежных фильмов, очень хотел стать первым индийским режиссером звуковой картины.
Конкуренцию ему составила калькуттская компания Madan Pictures, занимавшаяся созданием звуковой комедии Jamai Shastri.

Фильм Ирани Alam Ara вышел 14 марта 1931 г., на месяц раньше продукции его конкурентов из Калькутты. Премьера Alam Ara прошла в Бомбее, и желающих попасть на нее было столько, что спекулянты на черном рынке заламывали за них невообразимые цены. Alam Ara был создан компанией Imperial Film. Сценарий картины основывался на популярной пьесе. Роли исполняли Зубейда, Мастер Витхал, Притхвирадж Капур и В.М. Кхан.
В фильме прозвучали десять песен, которые имели огромный успех у публики.
Ирани рассказывал, что в то время не было никаких профессиональ ных студий звукозаписи, и им приходилось озвучивать картину любительским образом, рядом с железной дорогой. По ней не прерывно проходили поезда, и все звуковые фрагменты были созданы в редкие промежутки между громыханием железнодорожных составов. К несчастью, до нашего времени не дошел ни один фрагмент этого исторического фильма.

С появлением звуковых картин в Индии начался подъем кинематографа. Появились постоянные киноактеры, постоянные сценаристы и, конечно, постоянные зрители.
Киностудии возникали по всей Индии, но крупнейшими стали три студии: New Theatres (Калькутта), Prabhat (Пуна, ныне это Индийский Институт кино и телевидения) и Bombay Talkies.

New Theatres была основана в 1931 г. Б.Н. Сиркаром. Этот квалифицированный инженер, получивший образование в Лондоне, имел собственные взгляды на то,   каким должно быть кино. Он считал, что в фильмах должны отражаться социальные проблемы и литературная классика. Встал вопрос творческого подхода к озвучиванию фильма. В связи с этим заслуживает упоминание фигура Дебаки Боса, занимавшегося в New Theatres звуком. Его первый фильм Chandidas (1932 г.) рассказывал историю вайшнавского поэта и святого XVI в.
Зрители отмечали превосходное ка чества звука и музыки. Другим за мечательным художником звука был П.Ч. Баруа, чей фильм Devdas (1935 г.) также послужил тому, что New Theatres стала считаться элитной студией.

Компания Prabhat Film была основана В. Шантарамом в 1929 г. Основатели компании, обосновавшейся с 1933 г. в Пуне, были выходцами из среднего класса и   не стремились к какой-либо элитарности.
Их целью были фильмы, ориентированные на социальную тематику и массового зрителя. Несмотря на то, что первые фильмы компании были на языке маратхи, они стали популярны по всей стране. Картина Duniya Na Mane (1937 г.) до сих пор оста ется одной из самых актуальных в таком вопросе как права женщин в традиционном обществе.
В ней героиня по имени Нирмала стойко сопротивляется по пытке выдать ее за мужчину, являющегося ровестником ее отца. Аналогично, картина В. Шантарама Admi (1939 г.) бросает вызов сложившимся общественным устоям.

Bombay Talkies была основана в 1934 г. Химансу Раем и его женой Девикой Рани. Эта пара приобрела известность еще во время своего пребывания в Европе. Совместно с европейскими кинематографистами супруги создали четыре фильма.
Картина The Light of Asia (1926 г.) рассказывала о жизни
Будды (роль которого сыграл сам Химансу Рай). Директором фильма был немецкий продюсер Франц Остен. История великого просветителя с огромным успехом прошла в Европе, однако, на индийского зрителя она особого впечатления не произвела.
Другие три фильма также с большим интересом были встречены именно европейцами. Тогда супруги перебрались в Индию и сделали попытку завоевать местную аудиторию, используя новейшие технологии киносъемки, привезенные ими из Европы.
Первый их фильм Achchut Kanya (1936 г.) был посвящен классическому конфликту: мальчик-брахман влюбился в девушку из касты неприкасаемых. В это вре мя Махатма Ганди развернул свое движение в защиту неприкасаемых, и на фоне этого картина прошла с успехом. Кстати, именно в Bombay Talkies начал свою кинокарьеру еще совсем тогда юный Радж Капур.

Автор и источник публикации: 

Журнал Индийский вестник, осень 2009 года


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
взаимозаме_яемость: