Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Каламкари. Штрихи художника

Каламкари – искусство рисования стилом или каламом на специально обработанной хлопчатобумажной ткани красками, получаемыми из растений, является древним промыслом, который ныне вполне процветает.
Прекрасное искусство каламкари – одно из самых совершенных. Когда художник непрерывным потоком выдавливает краску из своего стила, опущенного прежде в краситель, на обработанную хлопчатобумажную ткань, это выглядит волшебно. На темной поверхности появляются линии.

В эпоху своей популярности настенные панно со сказочным «Древом Жизни» пользовались большим спросом в модных салонах и лучших домах Европы. В Южной Азии раскрашенные на Коромандельском побережье ткани служили для обмена подарками с королевскими домами Таиланда, на стенах которых до сих пор можно наблюдать индийские мотивы.

Искусство каламкари переживает постоянный эволюционный процесс. При самом простом варианте работа проходит на менее двадцати этапов, когда кусок ткани погружается в различные растворы, красится, припечатывается, чернится и сохнет, чтобы на выходе получить готовое изделие. В некоторых случаях ткань украшается золотой и серебряной краской (или кхади), прошивается люрексом и т.д.

Раньше изделия каламкари создавались для практических целей, это были молитвенные коврики и настенные панно. Сегодня они используются в качестве декорации в одежде, аксессуарах и обшивке мебели. Подобное разнообразие подразумевает, что стали доступны дешевые каламкари, имеющие простой дизайн, а также изделия высочайшего качества, каждый фрагмент которых является произведением искусства.

Если проехаться по сельской местности вблизи портового города Мачилипатнам (около 330 км к югу от Хайдерабада), можно легко увидеть только что изготовленные каламкари, сушащиеся на берегу канала или реки. Среди некоторых новейших изделий – тонкие ручного изготовления хлопчатобумажные маты, скатерти и занавески.

Один из основных центров изготовления каламкари – школа в Масулипатаме – сохранил персидский стиль цветочного орнамента, прекрасные бордюры, использование разнообразия прекрасно сочетающихся форм и элегантность в цветовой гамме. В своем лучшем виде работа наполнена мотивами персидских ковров, и помимо многочисленных растений и деревьев здесь присутствуют животные и птицы, как на сценах охоты из персидских миниатюр.
Спрос на продукцию Масулипатама в конце XVIII – XIX вв. способствовал использованию ручной штамповки. Вероятно, это привело к распространению искусства в регионе. В последние несколько десятилетий наблюдается оживление интереса к каламкари, а дизайнеры охотно изучают методы старых мастеров, что расширяет рынок спроса.

Школа Шри Калахастхи, если ее можно так назвать, находится вблизи знаменитого храма Тирупати. Интересно отметить совершенно другую эстетику художников, работающих в этой традиции. Здесь можно увидеть, как они обращаются к более раннему периоду, когда бродячие рассказчики надевали эти красочные ткани, путешествуя от деревни к деревне, исполняя песни и читая истории из «Махабхараты» и «Рамаяны». Некоторые местные каламкари представляют собой прекрасные панно, поражающие яркими красками и мелкими деталями.
Как бы то ни было, школа Шри Калахастхи использует жесткий набор цветов при иллюстрации своих персонажей: боги всегда имеют синюю кожу, женщины – золотую, демоны и злые духи – черную. Стоит отметить и экспрессивность создаваемых мастером, хранящим традицию, героев. Подобно ветвям «Древа Жизни», изображенного на панно, с их способностью привлекать к себе самые разные формы, сок воображения индийского умельца продолжает течь по тонкому бамбуковому стилу и пропитанному растительной краской хлопковому шарику на его конце.

Автор и источник публикации: 

Гита Доктор Incredible India по журналу Индийский вестник, №12 за 2009 год

Каламкари - роспись южной Индии


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Г
Г
е
х
Ф
Введите код без пробелов, учитывая регистр