Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Варны Древней Индии: теория и жизнь

Варны и касты Индии настолько интересная (или модная?) тема, что о ней пишут уже на всех сайтах о туризме и Индии, даже на сделанных только ради заработка, тиражируя заблуждения, поскольку мало кто из авторов имеет представление о том, что такое варны древней Индии и каким образом они превратились в касты (джати) современной Индии. Увы...
Постараюсь развеять 1 миф об индийских варнах...И эпигафом к этой статье возьму название очень известной книги индолога А.Бэшэма:

Чудо, которым была Индия

Я уже писала о происхождении варн в древней Индии http://indonet.ru/ar... , повторяться не буду, здесь же я хочу показать разумность и логичность варновой системы древне-индийского общества и ее гибкость, которая в индийской кастовой системе полностью отсутствует.

Индийская система варн. Что это и в чем ее смысл?

Итак, традиционная система варн древней Индии представляет собой социальную организацию, построенную на известной нам из школьных уроков истории основе - 4 сословий - варн (чатурхварна): брахманы (правильнее брамины) - священнослужители и учителя, кшатрии (изначально раджанья) - правители и воины, вайшии - торговцы и ремесленники, и четвертая - шудры - рабочие и прислуга.

Отнесение человека к одному из сословий изначально происходило в соответствие с его личными склонностями и способностями.
То есть человек, который любил учиться, умел думать и излагать мысли, то есть работать головой - он становится брамином (его символ рот Пуруши). Человек с воинственной натурой, который привык пускать в дело кулаки становился кшатрием, поэтому эта варна создана из рук Пуруши, и так далее. Подробнее о происхождении варн и источниках см. http://indonet.ru/ar...
Именно это разделение и символизм имел в виду древний литературный и религиозный памятник Индии Ригведа в легенде о разделении Пуруши (божественного человека), который и считается источником системы варн.

Таким образом, древне-индийское общество формировалось на основе оптимального учета врожденных предрасположенностей человека к какому-то виду труда или профессии. Как каждый может убедиться система эта вполне логична, она позволяет использовать способности человека наилучшим образом, к тому же каждый мог заниматься тем, что ему по душе и поэтому мог достичь в своей области многого.
Таковы индийские варны, сословия древней Индии в теории...
Посмотрим как это было на самом деле в жизни...

Варны в древней Индии, пример изменения варны

Обратимся к литературному источнику - Чхандогья упанишада, датированному 1 тысячелетием до нашей эры, и являющаяся одной из самых древних упанишад, эта Упанишада рассказывает следующую весьма показательную историю о переходе человека из низкой варны шудр в высшую варну брахманов (браминов)
Часть 4 глава 4

1. Однажды Сатьякама Джабала обратился к [своей] матери Джабале: "Мать, я хочу вести жизнь ученика. Из какой же я семьи?"

2. Она сказала ему: "Я не знаю, дитя, из какой ты семьи. В юности, когда я зачала тебя, я была служанкой, очень занятой, и вот не знаю, из какой ты семьи? Но мое имя – Джабала, твое имя – Сатьякама. Называй же себя Сатьякама Джабала".

3. И, придя к Харидрумате Гаутаме, он сказал [ему]: "Я хочу жить учеником у тебя, почтенный, Могу ли я приблизиться к почтенному?"

4. Тот сказал ему: "Дорогой! Из какой же ты семьи?" Он сказал: "Я не знаю, господин, из какой я семьи. Я спросил мать, и она ответила мне: "В юности, когда я зачала тебя, я была служанкой, очень занятой, и вот не знаю, из какой ты семьи. Но мое имя – Джабала, твое имя – Сатьякама". Поэтому я – Сатьякама Джабала, господин".

5. Тот сказал ему: "Не брахман, не мог бы так объяснить. Принеси [жертвенное] топливо, дорогой, – я посвящу тебя в ученики. Ты не удалился от истины". И, посвятив его в ученики...

Трудно добавить что-нибудь к этому тексту и наверное нет смысла его как-то комментировать, скажу лишь пару слов, которая возможно не пришла в голову читателя.

Для древне-индийского общества принадлежность к варне - это в первую очередь обладание человеком теми достоинствами, которые присущи этой варне, и определенными склонностями к определенным видам деятельности. Здесь учитель - благородный брамин (брахман) признает за учеником право войти в его дом поскольку ученик демонстрирует "патологическую" честность, которая характерна именно для варны жрецов, а также учителей и врачей.
Прошу заметить, что и в древней и в современной Индии, да и во всем мире низший не может войти в дом высшего. Помимо обычных социальных условностей в индийском обществе существует такое понятие как ритуальное загрязнение, которое страшнее грязи физической, и именно это явно выражено в словах Сатьякамы: "Могу ли я приблизиться к тебе?"

Из текста упанишады ясно видно, что человек, который принадлежит к самым низам общества по рождению, мог быть принят как представитель высшей варны исключительно в силу его собственных заслуг или черт характера, что на мой взгляд оптимальный подход, учитывающий индивидуальность. Мы правда привыкли к тому, что "Каждая кухарка может управлять государством", но много ли пользы от того, кто "гвозди забивает микроскопом"?

И именно из варн впоследствии выросла кастовая система, точнее система джати, подобная гильдиям России или цехам Европы, принявшая в Индии порой уродливые и в прямом смысле убийственные формы, но об этом я и так уже много писала.
О нормативном закреплении трансформации индийской системы варн в систему каст можно прочесть в этой статье http://indonet.ru/ar...

Автор и источник публикации: 

achadidi специально для indonet.ru, использован фрагмент Чхандогья упанишада, в переводе с санскрита Сыркина А.Я., Москва 1992

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 2

Большое спасибо! Очень все

Наталия аватар

Большое спасибо! Очень все понятно. Наконец-то разобралась с кастами и варнами.

И вам спасибо за отзыв, рада

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

И вам спасибо за отзыв, рада быть полезной

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
т_ристический:

Комментарии Disqus

Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников

register