Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Одежда мусульман Индии

Страница для печатиSend by email

Голова мусульманина, согласно хадисам, должна быть бритой, а борода иметь «узаконенную» длину до 7—8 дюймов. Борода нередко будет окрашена хной или индиго по тем же мотивам, что красят волосы старики в Европе. Ношение бакенбардов с пробритием подбородка в XVII и XVIII вв. было моголь-ской модой, теперь она встречается только среди деканских мусульман. Усы у мусульман обычно коротко подстрижены, так что обе губы делаются открытыми. Волосы на теле, за исключением груди, всегда удаляются.

Одежда мусульман состоит из трех главных частей: головного убора, платья и обуви. Головной убор бывает двух видов: тюрбан (чалма) и шапочка (тюбетейка или феска). Первый носится главным образом в Северо-Западной Индии, вторая — в Ауде и Соединенных провинциях. То, что в Европе называется тюрбаном (от персидского слова сарбанд, т. е. головная повязка), делится в Индии на два вида. Первый, состоящий из куска материи 50—75 см шириною и 4—6 м длиною, обертывается вокруг головы (слева направо или наоборот) так, что остается открытым небольшой кусок лба и затылка.
Этот вид тюрбана носит название амамах (арабское название), дастар (персидское), шимли или шамла, сафи, люнги, села, румалъ или до-патта. Первые два носятся по преимуществу духовными и улемами; они обыкновенно белого цвета (раньше сайиды носили зеленые чалмы). Лунги делается из специальной материи, приготовляемой больше всего в Лудхиане, обычно голубого цвета с особой каемкой. Патаны и иногда пенджабские мусульмане наматывают чалму вокруг головы вместе с высокой красной конической шапочкой, называемой куллах; она возвышается своей вершиной над поверхностью чалмы. Концы материи часто свешиваются над плечами. Остальные названия отвечают разным видам чалмы. Села обычно бывает роскошнее и более украшенной; ее носят знатные люди или наиболее богатые.
Вторая форма тюрбана известна под именем пагри. Эта форма —индусского происхождения, но много носится и мусульманами. Она состоит из отдельного полотнища 15—20 см шириною и 7—10,5 м длиною. Пагри также наматывается на голову, но не плотно и не глубоко, так что может отделяться от головы и вновь надеваться. Способы наматывать пагри крайне разнообразны, и каждый из них имеет свое название.

Шапка или тюбетейка не повязывается вокруг головы, а надевается на нее. В зависимости от формы шапка носит различные названия: допалпляри — шапка-чепец, киштинума — шапка-лодка, безви — шапка-яйцо, сигошия — треуголка, чаугошия — четвероуголка и т. д. Некоторые шапки называются по местам их изготовления. В Бенгалии и Западной Индии в большом ходу персидская шапка (ирани куллах), имеющая форму
- тарбуша (высокая цилиндрическая шапка), но без кисточки наверху; она барашковая. Шапки, носимые в холодную погоду, называются топи, топа или каптар (наушник). Шапки в большом употреблении среди мусульман Дели, Агры, Лакхнау и других городов Соединенных Провинций.
Тарбуш (или турки-топи) внесен в Индию Сайидом Ахмадом; он в ходу среди мусульманской интеллигенции и учащейся молодежи. Снять головной убор, безралично какого вида, считается на Востоке актом неделикатности, сорвать же его с головы — это значит нанести глубокое оскорбление.
Относительно одежды мусульмане хранят в памяти много указаний Мухаммеда, но выполняют таковые в последнее время лишь особенно усердные, например ваххабиты или улемы, или старые ученые люди. Уклонение от традиций стало наблюдаться еще при Моголах, в начале XVIII в., особенно при Мухаммаде Шахе (1719—1748), тогда же мусульмане стали носить цветное платье, золотые украшения и шелковые одежды.
Главный предмет одеяния для верхней части тела называется курта, соответствующее нашей рубашке. Курта обычно шьется из белого коленкора и имеет открытую часть (гала)илн впереди, или сзади, или по бокам. Прежде она завязывалась веревочками, а теперь застегивается посредством гхунди (пуговица старой формы) и тукмах (петли). В Южной Индии, в Гуджарате и Соединенных провинциях курта той же длины и фасона, как европейская, но по мере движения на северо-запад рубашка становится длиннее, просторнее, пока у патанов она не делается совсем длинной (до щиколотки), с очень широкими рукавами.

Мусульмане всегда носят той или иной формы штаны; они называются изар (арабское слово) или пайджама (персидское слово). Штаны бывают или всюду просторные, или всюду тесные, а иногда просторные до колен и тесные ниже. У талии они закрепляются шарфом или веревкой (камарбанд или изарбанд) из белого коленкора. Виды штанов: шараи, или конические, достигающие до лодыжки и напоминающие европейские образцы; руми или гхараредар, которые так же длинны, как и первые, но гораздо шире еврепейских (их чаще носят шииты); танг или чует, той же длины, но от колен книзу они плотно охватывают ноги; если последние засучены на концах, они зовутся чуридари и чаще носятся простым людом. Тип шаровар (shalwar), т. е. штаны, широкие у талии и свешивающиеся широкими складками, встречается у патанов, белуджей, синдхов, мултанцев и т. д.
Одежда для наружного ношения носит название анга или ангаркха, чапкан, ачкан, или шервани. Первый и третий виды напоминают собою род женской кофты, длиною несколько ниже колен, застегнуты они бывают или на пуговицы, пли посредством веревок; шьются из всякой материи, белого или иного цвета. Анга считается старомодной одеждой, но все же еще встречается в Дели, Агре, Лакхнау и при туземных дворах, больше носится старыми и религиозными людьми. Чапкан похож на наш кафтан, но с открытой грудью. Поверх анги набрасывается иногда чога, очень просторный костюм, свободно ниспадающий ниже колен. В холодную пору патаны и другие пограничные горцы носят постины (или полушубки) из овечьей шерсти, обращенной внутрь. В Индии далее к югу в холодное время года носится дагла. Это та же анга, по подбитая ватой. В Индии носится и жилет, но не под сюртуком, как в Европе, а поверх анги или чапкана (но не ачкана). Жилет трех видов: садари, или безрукавка, нимастин, имеющий полурукава, и мирзан с полными рукавами.

Мусульмане Гуджарата и Западной Индии в своих костюмах несколько отличаются от обрисованных выше, но эти подробности мало интересны. Среди мусульман только патаны носят серьги.
У мусульманок одежда, по существу, не отличается от одежды мужчин, но изящнее, из более тонкого материала и более ярких цветов; кроме того, всегда будет наблюдаться некоторая разница между костюмами девушки и женщины. Головным убором будет рупатта (или дупатта), род покрывала или вуали разных цветов и разных материалов; длина около двух метров, ширина около метра; носится на голове и спускается через левое плечо. Считается необходимым признаком скромности, чтобы женщина имела голову покрытой94. Как правило, замужние носят более яркие цвета, чем девушки. В Кашмире женщины носят на голове небольшую шапочку (голтопи). Кассава — платок, который повязывают вокруг головы и завязывают узел позади; женщины носят его дома, чтобы держать волосы в порядке. Мусульманки плетут волосы в косы и свешивают их позади.
В качестве одежды женщинами носится короткая жакетка с застежками позади и с короткими рукавами; может быть из-любого материала. В Синде и Западной Индии она называется чоли, более же распространенное название ангия; другие названия — махрам и синабанд (покров груди). Курта — род безрукавной рубашки, открытой спереди и достигающей пояса: бывает из разного материала. Если носится в соединении с анги-ей, то курта надевается поверх; но такое соединение носится только молодыми замужними женщинами. В Кашмире и Северной Индии носится особая курта в роде рубашки (камне) мужчины: длинные рукава, открытая спереди и украшенная вышивками, спускающаяся ниже колен. У патанов два сорта женских сорочек: гирадана-кхат — темно-красного пли голубого цвета, вышитая шелком спереди, носится замужними и джалана-кхат— менее яркая и пышная, носится девушками.

Пайджама (также изар) —того же типа, как и у мужчин, и носит те же названия. Разница лишь в том, что женские шаровары будут из шелка или другой более тонкой материи и будут цветные. У патанов они зовутся партог или партек, у девушек — белого цвета, у замужних — из цветного шелка или ситца. Как общее правило, ношение изара будет главным отличием мусульманки от индуски. Но в Шахпуре и других округах, где мусульмане усвоили индусские обычаи, мусульманки вместо шаровар носят маджлу, полотнище в два метра длиной и метр шириной, которым они плотно обматывают поясницу, спуская до колен складки; даже мужчины носят маджлу. В Раджпутане, Гуджарате и южном Пенджабе женщины иногда носят льхенгу или гхагру — рубашку без шаровар. Жилет женщины так же носят, как и мужчины. Тиллаком, или пешвазом, называется одежда или платье, в котором рубашка и корсаж сделаны из одного куска, обыкновенно красной или иной цветной материи: тиллак обычен в Гуджарате, Раджпутане и округе Сирса. Это — стиль одежды, обычно применяемый баядерками при танцах.
В Дели, Лакхнау, Агре и других городах Пенджаба и Соединенных провинций невеста надевает специальное подвенечное платье: оно должно быть приготовлено без применения ножниц. Пояс для шаровар — не обычный камарбанд, а несученая хлопчатобумажная нитка. Вне дома мусульманки носят бурку — длинную и просторную накидку, совершенно укутывающую голову и корпус; имеются для глаз два отверстия. Мусульманки подводят глаза углем или сурьмой, для зубов применяют missi и окрашивают ладони и ногти хной. Кольцо в носу женщины — признак замужества.

Читать с начала Одежда народов Индии

Автор и источник публикации: 

Снесарев А. Е., фрагмент книги "Этнографическая Индия", М., Наука, 1981, Книга написана на основе этнографических исследований начала 20 века

Мусульманская женщина с дочерями. Бангалор,  южная Индия, фото thehindu.com


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 1

re:

madina аватар

Волосы на теле, за исключением груди, всегда удаляются....)))это совсем не так,просто ухаживать надо за ростительностью на теле,а не удалять) . А всё остальное зачётно) !!шукран;)

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
3
т
у
н
ы
э
Введите код без пробелов, учитывая регистр
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников