Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Одежда народов Индии

Одежда народа Индии заслуживает хотя бы небольшого упоминания; в основном она похожа на традиционно установленную форму, которой одной иногда достаточно, чтобы определить место рождения, религию и социальное положение человека.
Еще недавно каждому углу Индии довольно отчетливо соотвествовал тот или другой тип костюма, но при современной легкости связи наблюдается тенденция сводить типы одежды к какому-то общему виду, а проникновение дешевых товаров фабрики с их однообразными красками и рисунками точно так же подводит под общий тип старую пестроту цветов. Вместе с изучением одежды интересно также подметить манеру носить волосы, так как каждая раса или религия предпочитает в этом случае свою. Решающим фактором, определяющим тип одежды, скорее всего, является религия; особенно сильно ее влияние на некоторые подробности, почти ускользающие от европейского глаза, но хорошо подмечаемые местным жителем.

Население Индии по признаку религии и по связанному с этим типу одежды может быть разбито на четыре главные группы:
1) мусульман, 2) индуистов, 3) сикхов и 4) парсов;
в этих группах еще и теперь заметна резкая разница в покрое платья. Рядом с ними можно поставить значительно отставшие народные группы, как-то бхилы, санталы, гонды и др., костюм которых может быть скорее характерен его почти полным отсутствием.

Сначала общее замечание. Климат Индии и жаркие лучи солнца вызывают необходимость, во-первых, очень легкой одежды, во-вторых, преобладающего белого цвета. Это мы и видим в Индии. Затем, как правило, носят один покров одежды (или общий кусок, охватывающий среднюю часть корпуса, или рубашку со штанами); двойной покров, т. е. набросок одежды поверх нижнего белья, будет иметь место реже (среди средних и богатых), и, наконец, тройной покров, т. е. верхнее платье, будет носиться лишь в более холодное время, в свежие ночи и, конечно, только людьми высокого или обеспеченного положения. Головной убор является той частью костюма, которая особенно пестра и разнообразна и в которой с большим упорством сохраняются традиционные привычки: по головному убору легче всего узнать религию или национальность носителя. Обувь много проще и однообразнее и носит общеиндийский колорит, если не считать европейских образцов, все более и более пробивающих себе дорогу в Индию.

Что касается бедных или простых людей, то их костюм, конечно, не блещет разнообразием: народ ходит босым, не изменяя этой привычке и в торжественные дни и минуты, голова его часто открыта и лучам солнца и лучам звезд, а тело окутывает белое полотнище, укладываясь вокруг фигуры настолько пышно или разнообразно, насколько позволяют размеры материала; но чаще всего им будет прикрыта лишь средняя часть тела.

Женщины из этого небогатого материала стараются делать то возможно красивое и изящное, что только может придумать их изобретательность. Нередко как мужчины, так и женщины ходят обнаженными по пояс, причем у последних это будет иногда указывать на их низкокастовое состояние. Обнажение женщины по пояс на Юге Индии прежде считалось общественно обязательным: когда в первой четверти прошлого столетия женщины, обращенные в христианство, хотели прикрыть себя выше пояса, то это вызвало угрозы, насилия и даже народные волнения; обычай имеет за собою несколько легенд, объясняющих его происхождение. Хотя нам — европейцам — подобное обнажение женщины рисуется как акт унизительный, вызывающий в последней чувство стыда и стеснения, но на социальном океане Индии мы находим в этом отношении значительное разнообразие оттенков.
Женщины-тамилки и тода, по рассказу Тёрстона, при антропометрических измерениях старались так распределять верхнюю одежду, чтобы прикрыть грудь, между тем как малабарка без всякого стеснения оставалась с открытой грудью. С другой стороны, найярки ходят открытыми, и в их районе, наоборот, верхнее платье, прикрывающее тело, указывает на низшую касту, знаменуя иногда даже неприличность ношения такого костюма.

Одежда сикхов несколько отличается как от мусульманской, так и от индусской. Сикхи не бреют и не стригут волос. Борода у них раздваивается посередине, и концы ее загибаются вверх. Волосы головы у сикха собираются в узел (кес) на темени или сзади как отличительный знак сикха. Правоверный сикх должен носить на себе какой-либо предмет из железа. Головной убор — тюрбан первого или второго вида; в первом случае он отличается большими размерами. В остальном сикхи напоминают или индусов, или мусульман, но всегда будут иметь отличия, уловимые для местного жителя.
Сикхи очень любят всякие украшения и носят сережки.
Одежда сикхских женщин мало отличается от индусской, хотя обитательницы округа Сирса заметно склоняются к мусульманской одежде.
Резко бросается в глаза одежда акали, а также нихангов. Она вся темно-голубого цвета, тюрбан также голубой, высокий и острый, с прикрепленными к нему тремя стальными дисками. Иногда несколько стальных клинков пронизывают корпус тюрбана. Акали также носят плоские железные кольца на шее и на руках.

Парсы выделяются своей одеждой среди остального населения Индии. Старики еще сохранили обычай носить на голове индусский чуб и не едят мяса — следы старого принуждения со стороны индусов по отношению к переселенцам из Персии.
Держать голову непокрытой считается у парсов грехом, почему парсы обоего пола и имеют голову всегда покрытой, остаются ли они дома или выходят на улицу. Дома парс носит тюбетейку, а на улице старый парс носит кхоку, высокую шапку, более приподнятую спереди, чем сзади, сделанную из жесткого блестящего материала. Юное поколение усвоило для ношения круглую шапочку с мерлушкой по краям вроде русских легких шапочек, но в последние годы, под влиянием движения свадеши, молодежь возвратилась к национальной кхоке. На теле парсы носят садру, или священную рубашку с поясом (касти). На садру надевается сюртук из хлопчатобумажной материи, достигающий немного ниже пояса. Штаны парсов немного схожи с мусульманскими. Молодой парс Бомбея в значительной степени усвоил европейский костюм, но он остается верен головному убору предков. Парсийка собирает свои волосы в узел, подобно древней гречанке. Она также носит садру, как и мужчины. Деревенские парсийки носят плотно охватывающий корсаж без рукавов и шаровары из цветной материи. Поверх всего этого она набрасывает шелковое сари, оно пропускается между ног, и конец перебрасывается через правое плечо. В городах сари не пропускается между ног, а свешивается свободными складками, закрывая штаны.

Относительно обуви нет никакой разницы между индуистами, мусульманами, сикхами или парсами, но первые не станут носить обуви, изготовленной из коровьей кожи. Башмаки у мусульман называются джути, а у индусов — джоре пли зоре. Башмаки обычно носят названия по имени материала, из которого они сделаны: нарпка-джути — кожаные башмаки, банати-джути — войлочные и т. д. Имеется большое число видов башмаков, в общем похожих на обычные европейские туфли, но отличающихся формой носков, задников, высотою и т. д. Обувь женщин отличается кроме величины более тонким материалом и разными вышивками. Индуски редко носят обувь.

Всякая обувь снимается при входе в мечеть или другие священные места. Обычно ее также снимают при входе в дом. Восточные люди обычно сидят на полу, предпочитая его всяким креслам и стульям; отсюда получается необходимость, чтобы ковры, маты или куски материи, покрывающие пол, оставались чистыми; почему и создается требование ко входящим снимать обувь. Но если считается неприличным входить в дом, не сняв предварительно башмаки, то довольно давно уже сделано исключение для тех индийцев, которые носят европейские сапоги или ботинки. Местная интеллигенция, особенно бенгальская, давно носит английские ботинки, надетые на белые носки или чулки.

читать про одежду мусульман и одежду индусов

Автор и источник публикации: 

Снесарев А. Е., фрагмент книги "Этнографическая Индия", М., Наука, 1981, Книга написана на основе этнографических исследований начала 20 века


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Д
и
ш
А
ю
Введите код без пробелов, учитывая регистр