Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Племена, касты и готры Индии

Племя эндогамно (т.е. браки заключаются только между членами племени), хотя оно подразделяется на роды, являющиеся строго экзогамными (брак между членами 1 рода запрещен). Все члены рода проникнуты верой в свое общее происхождение, причем прародитель рисуется в их воображении в виде растения или животного, у которого род заимствует свое название. Наконец, совет является важной чертой древнего общества: все дела рода вершит его совет, и существует также совет племени, власть которого распространяется на всех членов племени. Изгнание из племени представляет собою главную форму наказания в племенном обществе.

Мы упомянули эти черты племенной организации по той причине, что они представляются основными чертами кастового строя.

1. Эндогамная группа, имеющая внутри себя строго экзогамные подгруппы, носящие названия животных

Эта черта, что поразительно, свойственна и кастовой организации. Ниже мы приводим некоторые выдержки из работы Рассела и Хиралала "Племена и касты Центральных провинций Индии".

"Каста ахиров включает в себя подкасты, которые в свою очередь делятся на экзогамные группы. За этими группами обычно закрепляется название титула или животного-тотема".

"Андх – это земледельческая каста Берара. Она делится на две группы: 1) вартати, или чистая, и 2) кхалтати, или незаконная. Члены обеих этих групп совместно принимают пищу, но не вступают друг с другом в брачные отношения. Эти группы делятся на большое количество более мелких экзогамных групп, некоторые из которых имеют тотемические названия, например: маджирия (кошка), рингни (разновидность дерева), думаре (от слова "думар" – "муравейник"), дукаре (от дукар – "свинья") и титаве (от титва – "птица") и т. п.".

"Байга – примитивное дравидийское племя. Оно делится на семь подплемен, которые в свою очередь делятся на многочисленные экзогамные роды, названия которых идентичны названиям гондов: маркам, марави, нетам, текам и т. п.... Члены одного рода не могут вступать в брак с членами другого рода, который также почитает того же бога".

"Экзогамный род" – это известное понятие; строго говоря, оно является уместным лишь в применении к племенной организации. Так, народ байга, относительно которого авторы допускают, что он является племенем, с должным основанием описывался как состоящий из ряда более мелких человеческих коллективов, экзогамных родов. Однако эта же самая черта сохранилась у ахиров и андхов, которых наши авторы считают кастами. Иногда при описании данной особенности они совершенно неоправданно использовали видоизмененный термин "экзогамные группы", хотя иногда и придерживались термина "экзогамные роды". Кроме того, наиболее неоспоримым свидетельством того, что эти кастовые организации сохраняли значительные пережитки племенной организации, было закрепление за данными экзогамными родами названий животных.

Следует заметить, что упрочение элементов племенного уклада внутри кастовой организации не является чертой только так называемых "низших каст". Существенные черты племенной организации обнаруживаются даже и в так называемых "высших кастах", хотя в менее отчетливой форме и в переплетении со многими другими факторами.

Так, члены брахманской касты подразделяются на ряд более мелких групп, называемых готрами. Эти группы строго экзогамны и обычно носят название животных. Например, считают, что брахман принадлежит к готре кашьяпа. Это название готры происходит от слова, обозначающего черепаху. Другими соловами, предполагается, что прародителем всех членов готры Кашьяпа была черепаха. Предполагается, что, принадлежа к группе "черепаха", брахман строго соблюдает два табу. Во-первых, он не должен есть мясо черепахи. Во-вторых, он не может вступить в брак с каким-либо членом из этой же готры, то есть группы "черепаха". Это ясно свидетельствует о том, что готра кашьяпа, членом которой он является, есть всего лишь пережиток рода "черепаха", в котором жили его предки, когда им еще предстояло преодолеть племенную стадию социальной организации.

Мы попытаемся показать, что система готр (то есть готры, объединяемые в группы по более широким категориям – правара) слишком сложна, чтобы можно было судить о ней так просто. Брахманская литература по этому вопросу обширна и отчасти почти безнадежно запутана. Но это только доказывает, что в брахманской литературе о готрах находят свое проявление лишь попытки дать рационалистическое объяснение пережиткам весьма архаической системы. Тем не менее в этой литературе брахманов содержатся некоторые ясные указания на то, что даже готры "высших каст" являлись не чем иным, как пережитками родовой системы племенного общества. Мы коснемся некоторых из таких указаний.

В "Ригведе" слово "готра" означало хлев или стадо коров. Пока можно только догадываться о том, каким образом это слово стало впоследствии служить для обозначения групп внутри касты. Кане высказал мнение, что уже в ведической литературе проявляется тенденция к изменению значения этого слова.

"В некоторых случаях "готра", по-видимому, значит лишь "собрание" (самуха), например в "Ригведе" (II, 23,18; VI, 65, 5). От значения "собрание" легок и быстр переход к значению "группа людей". В "Ригведе" нет убедительного примера беспрепятственного употребления слова "готра" в значении "потомки общего предка по отцовской линии", однако то понятие, которое лежит в основе значения слова "готра", было, несомненно, весьма обычным даже в эпоху "Ригведы". В "Атхарваведе" (V, 21, 3) встречается слово вишваготрьях ("принадлежащий всем семьям"). Здесь слово "готра" ясно означает группу людей, связанных узами (кровного родства). В "Каушика сутре" (IV, 2) приводится мантра, в которой "готра", несомненно, означает группу людей".

Можно допустить, что это так. Но нет сомнения в том, что в более поздний период это слово стало служить для обозначения кровного родства и общего происхождения. Панини и его комментаторы использовали это слово в данном значении, и, как указал Фик281, "индийские лексикографы объясняют слово "готра" как синоним слов "сантати" (родословная), "джанана" (род), "куда" (семья), "абхиджана" (происхождение), "анвая" (потомство), "ванша" (род), "анвавая" (родословная), "сантана" (потомки семьи) – "Амаракоша", II, 7, I".

Все это свидетельствует о правильности следующего заключения Кане.

"Общая концепция готры состоит в том, что готра обозначает всех людей, которые прослеживают свое происхождение от общего прародителя – мужчины по непрерывной мужской линии"

Прародители, которыми гордились члены брахманских готр, представлялись в виде древних мудрецов, или риши. Таким образом, эти риши рассматривались как готракарин. Готракарины – это "основатели многочисленных брахманских семей; их потомки образуют различные готры".

Но такая трактовка, несомненно, возникла позднее в результате мысленного построения, ибо в этих брахманских теориях было много явных несуразностей, противоречий и неразберихи.

"Материал о готрах и праварах, содержащийся в сутрах, пуранах и сборниках, столь обширен и настолько противоречив, что почти невозможно привести его в порядок и изложить последовательно. Ученый автор "Правараманджари" (основной работы по данному вопросу) писал в отчаянии: "Здесь, в разделах цитируемых сутр, имеются большие расхождения в порядке (касающемся названия правар) текстов некоторых сутракаров, особенно в тексте "Ашвалаяна шраута сутры".

Ниже приводятся некоторые примеры путаницы и противоречий.

Согласно легенде "Матсья пураны", от Брахмы произошли семь риши, или мудрецов, по имени Бхригу, Ангирас, Маричи, Атри, Пулаха, Пуластья и Вишвамитра. "Шатапатха брахмана", однако, приводит несколько иной перечень семи первоначальных риши, которые считаются прародителями: Гаутама, Бхарадваджа, Вишвамитра, Джамадагни, Васиштха, Кашьяпа и Атри. К этому списку традиция добавляет еще одно имя, а именно Агастья. Итак, перечислены восемь готракаринов. Однако число готр, которые, как предполагается, произошли от этих риши, в брахманской традиции далеко не постоянно. Согласно "Ашвалаяна шраута сутре", их было сорок девять. Согласно отрывку, цитируемому Радхакантхом, их насчитывалось двадцать четыре. В "Куладипике" говорится, что полное количество готр равняется сорока, хотя сам текст упоминает название только тридцати двух. Согласно "Готраправара-нибандхана-кадамбам", их было не менее семидесяти трех. Согласно же Баудхаяне, готр было намного больше.

"Брахманские готры группируются в более крупные единицы (соответствующие, вероятно, фратриям), называемые обычно праварами. Баудхаяна признает существование сорока девяти таких групп при гораздо большем – почти безграничном – количестве готр".

Есть много других противоречий, касающихся системы готр, на которые уже указали современные ученые. Нет необходимости снова вдаваться в подробности.

Коснемся прежде всего вопроса о названиях готр, ибо они наиболее показательны. Ниже мы отметим некоторые из наиболее известных названий, указав при этом на виды животных и растений, ставших источником этих названий.

В перечне готр, приводимом "Ашвалаяна шраута сутрой", встречаются следующие названия: ватса – телята, шунака – собаки, рикша – медведи, бхарадваджа – вид птиц, мудгала – вид рыб, капи – обезьяны, аджа – козы, рену – пыльца, вену – бамбук, кашьяпа – черепахи, шандила – вид птиц, готама – коровы.

В перечнях готр, приводимых другими брахманскими текстами, мы встречаемся с такими интересными названиями, как кушика (совы), мандука (лягушки), дарбха (трава), титгира (попугаи) и т. п. Из этого явствует, что готры с точки зрения происхождения первоначально, должно быть, являлись тотемическими родами. Иначе нельзя объяснить такие своеобразные названия.
...
Это подтверждается распространяющимся на готры правилом строгой экзогамии. Правда, положения системы готр считались весьма важными в таких делах, как наследование имущества человека, не оставившего после себя потомства, шраддха, или похоронная церемония, совершение определенных обрядов, подношение воды мертвому, отрезание волос.

"Но разнообразие готры в отношении ритуала не оказало на практическую жизнь такого глубокого влияния, какое оказали правила, запрещающие браки между членами одной и той же готры или же браки между людьми, принадлежащими к определенным группам готр".

В различных трудах это правило экзогамии излагалось по-разному. Так, например, в "Гобхила грихья сутре" и "Апастамба дхарма сутре" говорилось, что жених не должен быть из той же готры, к которой принадлежит невеста. О том же самом говорил и Каутилья. Но согласно дхарма сутрам Гаутамы и Васиштхи и дхарма сутрам, носящим имена Манава и Вараха, запрещалось вступление в брак с девушкой из той же правары. Ману и Вайхаяса утверждали, что жених не должен быть сапинда (иначе говоря, кровным родственником) матери невесты. Яджнявалкья, Гаутама, Висамтха и другие пошли еще дальше: они запретили девушке сапинда вступать в брак с людьми семи степеней родства со стороны отца и пяти степеней родства со стороны матери.

Нет необходимости приводить еще примеры. Вопрос совершенно ясен. Брахманы считали готры строго экзогамными. Снова напрашивается мысль, что они являли собою пережитки древних родов.

Таким образом, если мы не позволим себя завлечь в лабиринт путаницы, созданной последующими авторами, стремившимися рационалистически объяснить и прославить древнюю систему готр, и если мы сосредоточим наше внимание на основных чертах этой системы, а именно: 1) идея об общем происхождении всех членов данной готры, 2) приписывание готрам обычно названий животных, 3) правило строгой экзогамии, распространяющееся на каждую готру, – тогда родовое происхождение этой системы станет очевидным. Система готр была существенной чертой кастовой организации брахманов. Поэтому весьма значительные пережитки племенной организации не были чужды даже так называемым высшим кастам.

Но система готр была характерной не только для брахманских каст. Это уже показал Фик.

"Мы не можем в этом исследовании опираться исключительно на санскритскую литературу. Мы должны также принять во внимание палийский канон буддистов и книги джайнов. Если мы затем с полученными таким образом результатами сопоставим те данные, которые содержатся в этнологических материалах, обнаруживаемых в современной англо-индийской литературе, то мы сможем смело вывести из этих различных источников ряд заключений относительно происхождения и характера готр в древности".

Высказанная мысль весьма важна, и при дальнейшем обсуждении вопроса о системе готр мы можем руководствоваться концепцией Фика.

Будда, потомок семьи Шакья, называл себя Готамой. Это" же имя употреблялось при обращении к его отцу и двоюродному брату Ананде. Они были кшатриями. Это показывает, что кшатрии тоже были организованы в готры.

"Тот факт, что к данным лицам обращались, употребляя не название семьи-кула (Шакья), а название готры (Готама), показывает, как высоко ценилась – в частности, среди кхаттия (кшатриев) – принадлежность к одной из древних готр. Это также находит свое выражение в стихе, который часто повторяется в буддистских сутта (сутрах): "Кхаттия (кшатрий) считается лучшим среди людей, высоко ценящих готу (готру)".

Данные, приводимые в книгах джайнов, являются, возможно, более точными и конкретными.

"То, что готры не были чисто брахманским институтом, подтверждается, далее, священными книгами джайнов. Основатель данной секты Махавира, являвшийся, как и Будда, членом касты кшатриев, ...принадлежал к готре Кашьяпа. И, конечно, к этой же готре также принадлежали его отец Сиддхартха, его дядя со стороны отца Супаршва, его старший брат Нандивардхана и его старшая сестра Сударшана. С другой стороны, мать Махавиры Тришала принадлежала к готре Васиштха, его жена Яшода – к готре Каундинья, тогда как его дочь, принадлежа до замужества к готре Кашьяпа, после вступления в брак перешла в готру мужа, и ее дочь, внучка Махавиры, была членом готры Каушика. Таким образом, традиции джайнов тоже склоняют нас к заключению, что семьи кшатриев ценили готру так же высоко, как и брахманы, и что они соблюдали предписание, запрещающее вступать кому-либо в брак внутри готры, ибо семья Махавиры не была связана ни готрой, ни праварой с теми двумя родами, с которыми она, как было только что указано, смешалась в результате брака".

Значительно позднее у людей, заявлявших о своем происхождении от кшатриев, появилась такая же или похожая организация.

"Раджпуты, которые заявляют о том, что они являются законными преемниками арийских кшатриев, делятся на множество родов или племен, причем каждый род или каждое племя прослеживает свою родословную к какому-нибудь знатному предку... Раджпуты как целое, то есть как каста, заключают браки только в рамках своей среды, ни один раджпут не может жениться на женщине, не принадлежащей к раджпутам. Однако в некоторых родах система экзогамии проявляется в том, что мужчины должны искать себе жен в других родах".

То же самое наблюдалось и у касты джатов.

"Джаты, которые тоже считают себя потомками кшатриев и во многих отношениях не уступают раджпутам, как каста строго эндогамны, но они также походят на раджпутов тем, что делятся на роды, так называемые готры, которые тоже являются экзогамными. Джатские роды Дешвал, Ман, Далал и Дивал имеют общее происхождение и не должны смешиваться друг с другом в результате браков. То же самое касается раджпутских родов Муал, Суал и Реквал".

Как мы видели, Фик хотел сопоставить все эти результаты наблюдений с этнографическими данными, содержащимися в современной англо-индийской литературе. Это привело его к наиболее важному из всех его замечаний о системе готр и кастовой системе.

"Среди низших индийских каст и туземных горных племен и в особенности среди дравидийских народов Южной Индии мы находим почти повсеместно систему подразделения на небольшие экзогамные группы, известные в некоторых местах под названием готы (готры), которые родственны брахманским готрам. Они уподобляются брахманским родам в том отношении, что их признанием пользуется происхождение по мужской линии, так что дети принадлежат к готре своего отца, а не матери, тогда как женщина, выйдя замуж, переходит в род мужа, а люди одной и той же готры не могут заключать браки между собой. Однако эти группы отличаются от готр высших каст своей нескрываемой приверженностью к тотемизму. Каждый из экзогамных родов носит название животного, дерева, растения или какого-либо естественного или искусственного предмета, и членам рода не позволяется есть, возделывать, сжигать, носить или каким-либо другим образом использовать этот особый предмет. Можно привести несколько особо характерных примеров. Так, все бхилы чтят тотем и опасаются причинить ему вред или использовать его, а когда им случается проходить мимо тотема, они совершают церемониальный поклон, тогда как женщины закрывают свое лицо. Род Авабхилов называется по имени тотема, мотылька, и члены этого рода не причиняют вреда мотылькам. Среди голла, большой пастушеской касты народа телугу, членам готры Рагхиндала запрещается использовать в качестве блюд для еды листья этой священной фиговой пальмы".

Можно привести множество подобного рода примеров. Итак, мы снова вернулись к тем отсталым народам: ахирам, андхам и байга, – которые характеризуются такими авторами, как Рассел и Хиралал, то как касты, то как племена. Об этих отсталых народах, все еще сохраняющихся в Индии, написаны целые тома, и можно привести бесчисленное множество примеров в доказательство того, что этот основной образец социальной организации, то есть экзогамные подгруппы (обычно носящие название животных или растений) внутри более широких эндогамных групп, следует искать среди этих народов. Однако то обстоятельство, что именно здесь мы должны искать ответ на вопрос о происхождении кастового строя, недостаточно подчеркивается современными учеными, занимающимися проблемой касты. Неприязнь, которую питали к этим отсталым народам члены так называемых высших каст, то есть брахманы и кшатрии, была сильна. Они были чрезвычайно заносчивы и горды своей принадлежностью к высшим кастам. Тем не менее остается фактом, что их предки жили в условиях такой же социальной организации и что черты этой организации сохранились – вероятно, вследствие замедленного экономического развития страны – в неприкосновенности в их собственных организациях более позднего времени. Это была их собственная кастовая организация. Другими словами, племенная организация – это верный ключ к пониманию тайны кастовой организации. Когда такой ключ утерян, тогда даже наиболее выдающееся монографическое исследование по вопросу о кастовой системе становится образцом наукообразной бессмыслицы. Даже такой известный знаток санскрита, как Уилсон, не найдя этого ключа, заметил, что в конечном итоге каста является продуктом индийского климата и индийского характера.

"Каста, которая, подобно буйно и пышно разросшимся растениям джунглей, могла родиться лишь под возбуждающим влиянием знойного климата, была не в малой степени увековечена, пока она не стала всемогущим фактором в социальной жизни индусов в результате сильной расслабленности, вызванной жарой, и несклонности изменять то, что уже установилось"

Далее, Рисли и Гейт вопреки тому, о чем говорит собранный ими ценный этнографический материал, хотели объяснить касты психологическими особенностями индийцев.

"Ясно, что развитие кастового инстинкта, должно быть, в значительной мере поддерживалось и вызывалось некоторыми характерными особенностями индийского интеллекта... такими, как: свойственное ему игнорирование фактов, его безразличное отношение к действию, его погруженность в мечты, его преувеличенное почитание традиций, его страсть к все новому и новому делению, его острое чутье мельчайших формальных различий, его прямолинейное стремление к тому, чтобы довести какой-либо принцип до его логического завершения, и его замечательная способность заимствовать и приспособлять для своих нужд социальные идеи и обычаи любого происхождения. Благодаря именно этой способности к подражанию в качестве образца, которому должно соответствовать индусское общество, получил широкое распространение миф о четырех кастах, развившийся сперва в устах какого-то отвлеченно мыслящего брахмана и затем воспроизведенный в популярных текстах эпических произведений, которые грамотный индиец – житель деревни изучает так же усердно, как деревенский житель Англии – библию"

На самом деле мы не знаем, кто был тем "отвлеченно мыслящим брахманом", который впервые дал развитие мифу о четырех кастах, но мы точно знаем, что подобное объяснение каст гипотетическими факторами расовой психологии, даваемое этими отвлеченно мыслящими чиновниками, является не в меньшей мере мифическим по своему характеру.

Продолжение

Автор и источник публикации: 

Фрагменты работы Дебипрасад Чаттопадхьяя ЛОКАЯТА ДАРШАНА, ИСТОРИЯ ИНДИЙСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА Lokayata: A Study In Ancient Indian Materialism by Debiprasad Chattopadhyaya Издательство иностранной литературы. Москва, 1961 Перевод В.Липеровского http://psylib.org.ua/


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
8
Т
Л
р
ю
Введите код без пробелов, учитывая регистр