Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Племена, касты и готры Индии 2

2. Кастовый совет и наказание изгнанием из касты

Мы теперь переходим к краткому рассмотрению некоторых других черт кастового строя, которые тоже могут быть поняты лишь как пережитки племенной организации.

Наличие совета племени является важной чертой племенного общества, и изгнание из рода является самым суровым наказанием для члена племени. Эта форма наказания все еще существует среди санталов и других народов.

Аналогичны принципы правления и наказания в кастах.

"Порядок в касте поддерживается членами коллектива через своих признанных руководителей... Иногда они занимают посты с четко определенным кругом обязанностей, но обычно, особенно в функциональных кастах, они. образуют постоянный комитет, или панчаят, в ведении которого находятся все стороны кастовой дисциплины и все дела, затрагивающие интересы коллектива. Решения панчаята являются окончательными, и их действенность не вызывает сомнений. Небольшие нарушения кастовых правил и ограничений могут быть искуплены путем совершения обряда очищения или путем угощения всей общины, но наказанием за более серьезные проступки и за неподчинение является исключение из касты. Человек, приговоренный к этому наказанию, лишается возможности каким-либо образом общаться со своими братьями по касте, которые уже больше не будут ни есть, ни курить вместе с ним, ни поддерживать с ним отношений. Его избегают, как прокаженного, его жизнь столь жалкая, что вскоре он готов принять любые условия, которые могут быть ему навязаны. Если его проступок в силу своей тяжести не может быть искуплен, то он вынужден искать себе прибежище в какой-либо более низкой касте, стать мусульманином или скрыться в городе, где тенеты кастовой системы слабее и менее обременительны, чем в деревне"

3. Функциональные касты и профессиональные роды

Могут возразить, что та точка зрения на кастовую организацию, которую мы стараемся обосновать, является неприемлемой, потому что она не объясняет очень важную черту этой организации, а именно постоянный и неизменный характер занятия различных каст.

Однако неизменный характер занятия не является и не являлся таким основным признаком кастовой организации, как часто думают по ошибке, основываясь на том теоретическом рассуждении, которое содержится в брахманских кодексах. Так, Фик уже показал, что в "Дашабрахмана джатаке" брахманы изображаются овладевшими многочисленными и разнообразными профессиями. Это, конечно, не значит, что "функциональные касты" не существовали или что неизменность профессии совсем не составляла какую-либо черту кастовой организации. На самом деле с самого раннего времени многие касты были известны по их профессии, и даже в современную эпоху некоторые профессии остаются присущими лишь определенным кастам. Однако все это не опровергает нашей гипотезы о существовании пережитков племенного уклада в кастовой организации, ибо эта неспособность к изменению профессии сама по себе характерна для племенной организации, находящейся на сравнительно высоком уровне. По словам Томсона,

"на самой ранней стадии племенного общества единственное разделение труда было по половому признаку, но с развитием скотоводства, земледелия и ремесел появилась тенденция к тому, чтобы определенные виды профессий стали традиционными в отдельных кланах.

...как показал Гронбех, гильдия выросла из клана. Единственное затрагивающее структуру этих организаций различие состоит в том, что принадлежность к гильдии не определяется рождением, если не считать, что сын может стать членом гильдии, наследуя профессию отца. Даже первобытный клан обычно принимает чужаков. Раз ремесленный клан является широко распространенной чертой высших стадий развития племенного общества, то ничто нам не мешает предположить, что он существовал в первобытной Аттике, а. если не существовал, то по крайней мере существовали первобытные кланы, на основе которых впоследствии развились ремесленные кланы".

Именно с этой точки зрения Томсон объяснил ремесленные роды древней Греции: гомериды (рапсоды), асклепиады (врачи), иамиды, бранхиды и кронтиды (сказители), евнеиды (музыканты, играющие на лире), керики и теокерики (герольды). Нет сомнений в том, что касты древней Индии, описанные как сута (возницы), вена (мастера по выделке свирелей), ната (танцоры), кайварта (рыбаки), либо являлись настоящими ремесленными родами, либо представляли собою ремесленные роды, застывшие в форме профессиональных каст, многочисленные образцы которых мы можем наблюдать в современной Индии. Итак, экзогамия готры, профессиональное постоянство некоторых каст и подкаст были не чем иным, как рудиментами племенной организации. Однако, к несчастью, в этом не отдавали себе ясного отчета даже более, выдающиеся исследователи кастовой системы. В результате вместо научного объяснения появлялись иногда необоснованные предположения. Например, Слейтер полагал, что "профессиональные группы стали эндогамными благодаря магии, религиозным обрядам и естественному желанию сохранить секреты профессии". Такое предположение, конечно, не имеет под собой почвы: экзогамия, вероятно, была первоначальным свойством ранних родов. Подобным же образом Рой в своей во всех других отношениях замечательной статье, посвященной проблеме касты, подчеркнул "большое значение первобытных идей табу, мана и души в формировании кастовой системы, а также концепции кармы и святости некоторых табу, которая связывалась с брахманом, так как он считался обладающим духовной силой".

Нет сомнения в том, что такие идеологические факторы содействовали тому, что некоторые стороны кастовой системы оказались сложными. Но тем не менее ключ к разрешению проблемы касты нужно, как мы видим, искать не здесь. Его нужно искать в племенной организации. Касты – это не племена, однако они в значительной мере сохраняют характерные особенности племени. В этом состоит наша гипотеза о неполной утрате признаков племенного уклада.

Автор и источник публикации: 

Фрагменты работы Дебипрасад Чаттопадхьяя ЛОКАЯТА ДАРШАНА, ИСТОРИЯ ИНДИЙСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА Lokayata: A Study In Ancient Indian Materialism by Debiprasad Chattopadhyaya Издательство иностранной литературы. Москва, 1961 Перевод В.Липеровского http://psylib.org.ua/


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
беспе_спективность: