Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Религии Непала

Непал. Буддийская ступа Буднатх

До последних дней Непал являлся последним индуистским королевством, а индуизм – национальной религией. Король считался инкарнацией Вишну. Но в связи с последними событиями в стране, Непал перестал быть королевством, а индуизм – официальной религией. В мае 2006г. Непал стал светской страной. В Непале также практикуется ислам, христианство, джайнизм, сикхизм и бон. Тхару практикуют анимизм, часть киратов почитание предков.

Невозможно кратко написать о религии в Непале без сверхупрощения. Согласно сухой статистике, в Непале 80% индуистов и 10% буддистов. А в жизни индуизм и буддизм, две мировые религии, так переплетены в Непале между собой, что их невозможно разделить. Непальская религиозная мозаика может быть понята, если мы заглянем в религиозную историю страны. Идеи раннего индуизма и буддизма имеют мало общего с религиями настоящего времени. Религиозные концепции создавались благодаря слиянию различных религиозных школ, теорий и тенденций. Анимизм, тантризм, шактизм, ламаизм оказывали сильное влияние на основные вероучения.

В середине I тысячелетия до н.э. в Непал с востока пришло племя Кирати, которое исповедовало буддизм, и на целых восемьсот лет буддизм стал здесь господствующей религией. Его влияние ослабло, когда около 300 г. нашей эры в долину Катманду из Индии вторглись другие народности. Индуизм – религия этих пришельцев – с тех пор стала официальной религией Непала. Смена одной господствующей религии другой прошла мирно и безболезненно, многие святыни Непала одинаково почитают как индуисты, так и буддисты. Объясняется это тем, что в индуизме никогда не было законченной богословской системы, он легко вбирает в себя другие культы, признавая новые божества воплощениями своих древних богов. На практике религия в стране представляет странную смесь индуистских и буддистских верований, дополненную пантеоном тантрических божеств и анимизмом – древней духовной религией, возникшей в Тибете. Это память о древних временах, когда люди и природа составляли гармоничное целое; боги универсума проявлялись во всём, и люди запросто ежедневно общались с богами. Непальцы и сейчас рассматривают свои старинные храмы и святилища не как культурное наследие, а как священные места, где боги и люди контактируют друг с другом.
Непал недаром называют «страной фестивалей». Наиболее важные из них – фестиваль света Тихар; Дасаин – праздник победы добра над злом; красочный, поистине раблезианский фестиваль Холи. Религиозные фестивали в Непале не фольклор, не абсурдное развлечение для туристов. Это торжественные и священные церемонии под эгидой богов и людей. Непальцы с одинаковым рвением участвуют в фестивалях обеих религий и чтут святыни обеих вер.

Непал, индуистский храм в Пашупатинатхе

Индуизм.

Современный индуизм включает в себя массу различных метафизических систем и точек зрения, зачастую взаимопротиворечивых. Каждый верующий выбирает то или иное верование, наиболее подходящее для него. В Непале бесконечный пантеон богов и богинь, их инкарнаций, манифестаций и аспектов. Европейский ум с большим трудом может охватить эти понятия и едва уловимые отличия, тем более, что индуизм насчитывает до 33 млн. богов…
Главным богам посвящены храмы, менее значительным - алтари. Один из храмов – святилище обезьяньего царя Ханумана. Сразу же после рождения, гласит легенда, Хануман схватил Солнце, приняв его за съедобный плод, и богу Индре едва удалось отобрать светило у прожорливого младенца. В эпосе “Рамаяна ” рассказывается, как самоотверженно благородный и могучий Хануман – он обладал такой силой, что отрывал от земли холмы и горы, – помогал богу Раме вызволять из плена его невесту Ситу. В Индии и Непале обезьян считают если не прямыми потомками божественного Ханумана, то во всяком случае его родственниками. Непальцы верят, что обезьяны понимают человеческую речь и умеют разговаривать - просто они это скрывают, чтобы их не заставили работать.
В индуизме нет священства в привычном для нас понимании. Брахманы, которые выполняют обязанности жрецов, не дают каких-либо особых обетов, живут обычной жизнью в миру, ведут хозяйство и имеют семью. Люди, отрешившиеся от мира и посвятившие себя одному из индуистских богов, называются садху. Они ведут аскетический образ жизни, и народ их считает мудрецами. Именно к садху, а не к жрецам-брахманам обычно идут непальцы со своими горестями или когда надо принять какое-то решение. Каждый что-то приносит с собой – других источников существования у садху нет.

Иностранцам весьма трудно разобраться в индуизме из-за огромного пантеона богов, пока они не представят их как картинки-представления многих атрибутов бога. Один вездесущий бог обычно имеет 3 физических образа: Брахма-создатель, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель и созидатель. Вишну, часто изображаемый летящим на Гаруде, человеке-птице, может похвастаться 10-ью инкарнациями, включая Раму, Кришну, Будду … Шива же может называться тысячью имен, но это его манифестации (проявления). Шива, вероятно, наиболее почитаем в Непале как разрушитель и созидатель. Он странствует по свету на быке Нанди и держит в руке трисул (трезубец). Часто Шива предстаёт как фаллический лингам, символ его креативной роли. Шива известен и как Натарадж, бог танца, чей танец потряс космос и создал мир. Иногда Шива изображается как странствующий садху-отшельник, заросший и в лохмотьях, курящий гашиш – словом, позор пантеона!

Ганеш, сын Шивы с головой слона, весьма любим и популярен в Непале. Это бог удачи, мудрости и процветания, покровитель мужской потенции. Боги везде – внутри храмов и рядом, боги – не грозные, а поддерживающие, подмигивающие, словом, как расписные игрушки!

Но есть ли живые боги? В Непале всё есть. Это живая богиня-девственница – Кумари. И снова парадокс: король, сам воплощение бога Вишну, получал благословение у Кумари, девочки 5-6 лет, избранной богиней из буддистской семьи. Богиню выбирают из девочек в возрасте 5-6 лет, руководствуясь весьма сложными критериями. Девочка остается богиней до тех пор, пока по любой причине не потеряет хотя бы каплю крови. После этого ей дают хорошее приданое, но выйти замуж отставной богине не так легко – считается, что брак с ней будет омрачен всякими несчастьями. Культ Кумари – это яркий пример переплетения двух религий, а также крайнего религиозного либерализма и широты взглядов непальцев.

Долина Катманду - настоящий тигель религий. Смешение религий наиболее очевидно в долине Катманду. Не удивляйтесь, если вы найдёте изображения индуистских богов в буддистских храмах или буддистские ступы в индуистских храмах. Шиваистский символ плодородия – лингам, находящийся в йони, – почитается буддистами как «пламенеющий лотос в священном источнике». Индуисты рассматривают лингам и йони как основные элементы мужской и женской энергии. В наиболее священном индуистском храме Пашупатинатхе, лингам Шивы раз в году накрывается маской Будды! В Сваямбунатхе (буддистском комплексе), индуисты поклоняются божеству Сваямбу как Шиве, хотя для буддистов Сваямбу – это Будда. Мужское божество Локешвара/Мачендранатх – это смесь Шивы, святого йога Мачендранатха и бодхисатвы Авалокитешвары. Женское божество Кали/Дурга почитается буддистами как Тара.

Буддизм.

Строго говоря, буддизм – это не религия (в нём нет идеи бога), а философская система и моральный кодекс. Будда развил «правило среднего пути», т.е. умеренность во всём. В Непале сильное влияние на буддистское учение оказал тибетский буддизм, впитавший в себя элементы шаманизма Бон и особенно практики тантризма, наследия средневековой Индии. В Непале превалирует Ваджраяна, или «Путь громового раската», где упор делается на медитацию с использованием мантр и мандал, прямой опыт и эзотерику.

Из всех святых для буддистов мест, а их в Непале великое множество – самый почитаемый храмовый комплекс в Лумбини, небольшом городке рядом с индийской границей. По преданию, именно здесь за 700 лет до н.э. в день майского полнолуния на берегу озера под сенью раскидистого дерева царица Майя родила сына Сиддхартху, чье имя переводится как “исполнивший свое предназначение.” Появление мальчика на свет сопровождалось множеством знамений, и чтобы истолковать их, в Лумбини собрались сто восемь мудрецов. Они объявили, что Сиддхартха станет либо великим правителем, либо учителем, какого еще не бывало на Земле. Принц с годами достиг полного просветления и стал первым Буддой, основателем новой религии.
О том, что Будда родился в Лумбини, свидетельствуют письмена на колонне, установленной через 300 лет после его кончины царем Ашокой. Именно стараниями Ашоки буддизм распространился на большую часть Южной Азии.

Несмотря на то, что Непал родина Будды, буддизм пришел в страну с северо-востока, с территории современного Китая. И поныне в Непале действуют китайские буддистские храмы и монастыри. Над входом в один из храмов вместо санскритской вязи начертаны китайские иероглифы, а пузатые статуи Будд, украшающие его внутреннее пространство, выполнены явно в китайской, а не индо-непальской манере. Искусство изготовления традиционных фигурок Будды особенно развито в городе Патане, втором по величине после Катманду. Основные материалы – мягкий вулканический камень и бронза. Работа эта кропотливая, а больших денег за статуэтки простые непальцы платить не могут. Удачей считаются, когда поступает заказ от европейских буддистов или от монастырей.

В Гималаях, и особенно в Непале, сосредоточена масса геомантических точек-центров, дарящих силы и энергию тем, кто посещает их. Три выдающихся религиозных комплекса - индуистский Пашупатинатх и буддистские Сваямбунатх и Боднатх – это только часть многочисленных энергетических центров долины Катманду.

Автор и источник публикации: 

сайт Непальского департамента по туризму http://welcomenepal....


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
высоконравств_нный: