Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Санскара - обряд в индуизме

Санскритское слово संस्कार может читаться как санскара и самскара и обозначает в индуизме обряд (ритуал) или религиозное таинство, которое знаменует собой переход из одного состояния, социального статуса или периода жизни в другой, подобно например "таинству крещения" и подобным в христианстве.
Далее привожу текст фрагмента книги Танец с Шивой, где объяснение санскар дается в форме ответов и вопросов.

В чем состоят индуистские обряды перехода из одного состояния жизни в другое?

Индуист отмечает важнейшие моменты жизни святыми обрядами или переходными ритуалами, самскарами, которые воздействуют на подсознание, вдохновляют семью и общину делиться друг с другом и призывают благословение богов. Аум.

Для индуиста жизнь - это священное путешествие, в котором каждая веха, отмечающая главные биологические и эмоциональные стадии, освящается священной церемонией. Семья и друзья собираются на такую церемонию, оказывая поддержку, давая советы и ободряя. Посредством ведических ритуалов и мантр члены семьи и священнослужители призывают благословение богов и защиту во время важных переходных моментов, молясь о духовном и социальном развитии человека.
Существует много обрядов - от ритуала зачатия до погребальной церемонии. Каждый из них, если его правильно выполнять, усиливает духовную жизнь и сохраняет индуистскую культуру в то время, как душа сознательно принимает каждое очередное открытие и обязанность в порядке Божьего мироздания.

Главные самскары - это ритуалы зачатия, благословения трехмесячного плода, разделения волос, рождения, имянаречения, обрития головы, первого кормления, прокалывания ушей, первого обучения, вступления в половую зрелость, брака, принятия обетов старейшин и последние ритуалы.

Каковы обряды, связанные с детством?

Главные религиозные обряды детства - это намакарана, имянаречение; чудакарана, обритие головы; аннапрашана, первое кормление твердой пищей; карнаведха, прокалывание ушей, и видьярамбха, начало формального обучения.
Аум.

Самскары сообщают свою святость ребенку и дают внутренние возможности для его духовного роста. Намакарана проводится в храме или дома в период с одиннадцатого по сорок первый день после рождения ребенка.

Имя ребенка, выбранное астрологически, отец шепчет ему в правое ухо, что символизирует формальное присоединение к индуизму.
Обритие головы, чудакарана, совершается в храме в период между тридцать первым днем и четвертым годом жизни ребенка.
Аннапрашана отмечает первое кормление ребенка твердой пищей, когда отец или семейный гуру кормит его сладким рисом.
Протыкание ушей, карнаведха, совершаемое как девочкам, так и мальчикам в течение первого, третьего или пятого годов, одаряет ребенка духом здоровья и богатства. Девочки украшаются золотыми сережками, ручными и ножными браслетами; мальчики - двумя серьгами и другими золотыми украшениями.
Видьярамбха отмечает начало формального образования, когда дети пишут свое первое письмо на подносе с рисом.
Упанаяной начинается, а самавартаной заканчивается религиозное обучение молодежи.

Каковы обряды взрослых?

Наиболее важный обряд взрослых - это виваха-самскара, или ритуал брака, которому предшествует обручение. Совершеннолетие юноши или девушки также освящается специальной домашней церемонией. Аум.

С наступлением половой зрелости домашняя церемония риту-кала отмечает первую менструацию у девушки, а кешанта-кала - первое бритье бороды у юноши. Подросткам дарят новую одежду и украшения, достойные членов королевской семьи, и с радостью принимают их в сообщество молодых взрослых людей. Девушки получают свое первое сари, юноши - свою первую бритву. Они дают обет целомудрия до брака.

Следующий обряд - это церемония обручения, которая называется нишитартха, или вагдана, в результате которого мужчина и женщина объявляются их родителями формально помолвленными, при этом происходит обмен драгоценностями и другими дарами. Приняв это обязательство, молодые люди и их семьи планируют общее будущее.

В обряде брака, или вивахи, семь шагов перед Богом и богами и связывание новобрачных символизируют союз мужа и жены. Этот обряд выполняется перед огнем хомы в брачном зале или храме и отмечается затем пышным праздником.

Каковы обряды, связанные с рождением ребенка?

Главные самскары, связанные с рождением ребенка, - это гарбхадхана - ритуал зачатия; пумсавана - ритуал благословения трехмесячного плода;
симантоннаяна - церемония разделения волос и джатакарма - приветствование новорожденного. Аум.

Зачатие, основные стадии беременности и само рождение освящаются сакральными церемониями, выполняемыми мужем. В обряде зачатия, гарбхадхане, физический союз освящается молитвой, мантрой и призыванием с сознательной целью привести высокую душу к физическому рождению.
При первых признаках жизни в материнской утробе, в ходе ритуала, называемого пумсавана, читаются специальные молитвы для защиты и нормального развития ребенка и матери.
Между четвертым и седьмым месяцами в обряде симантоннаямы, или разделения волос, муж любовно расчесывает волосы жены, шепчет нежные слова, хваля ее красоту, и дарит ей ювелирные украшения, чтобы выразить свою любовь и поддержку.

В обряде джатакарма-самскары отец приветствует приход в мир новорожденного, дает ему попробовать меда и топленого масла и молится о его
долгой жизни, уме и благосостоянии.

Существуют ли ритуалы для возраста мудрости?

Вступление в стадию старшего советчика в возрасте сорока восьми лет, обновление брака в возрасте шестидесяти лет и отречение в возрасте
семидесяти двух лет могут быть ознаменованы специальными церемониями. Погребальный ритуал, антьешти, знаменует переход, называемый смертью. Аум

Индуистское общество ценит и защищает своих старших членов, почитая их опыт и прислушиваясь к их мудрым советам. Возраст 48 лет знаменует вступление в ванапрастха-ашраму, отмечаемую в некоторых общинах специальной церемонией.

В возрасте 60 лет муж и жена подтверждают брачные обеты в церемонии омовения, называемой шаштьябда-пурти.

Возраст 72-х лет - это время удаления от общества, санньяса-ашрамы, и достижение этого возраста иногда отмечается соответствующим ритуалом, но это не то же самое, что санньяса-дикша.

Антьешти, или погребальная церемония, - это домашний обряд, выполняемый семьей с помощью священнослужителя. Ритуалы включают направление перехода человека в более высокие планы, подготовку тела, кремацию, собирание костей, разбрасывание пепла, очищение дома и поминальные церемонии - шраддхи - через неделю, через месяц и через год после смерти, а иногда и дольше, в соответствии с местными обычаями. Через антьешти душа высвобождается, попадая к стопам Шивы.

Автор и источник публикации: 

фрагмент книги Садгуру Шавайя Субрамуния Свами "Танец с Шивой"


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
н
Е
5
П
Г
Введите код без пробелов, учитывая регистр