Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

"Синдхуракшак" - индийский "Курск"

Дизель-электрическая подводная лодка ВМФ Индии S63 "Sindhurakshak" затонула после мощного взрыва и пожара, произошедших ранним утром 14 августа с.г. Корабль находился у причала базы в Мумбаи, готовясь к выходу в море.
В настоящее время неизвестна судьба 18 членов экипажа. Это не первый инцидент за время службы корабля, начавшейся в 1997 г.: три года назад она уже горела в Вишакхапатнаме - погиб один и обгорело 2 моряков.

"Синдхуракшак" незадолго до катастрофы
"Синдхуракшак" незадолго до катастрофы

Лодка построена по российскому проекту 877ЭКМ (Кило) и в этом году завершила серьезную модернизацию, включающую установку новых противокорабельных ракетных комплексов Club-S для стрельбы через торпедные аппараты; новой системы управления огнем, нового гидролокационного оборудования и т.д. Во время модернизации лодка находилась в России. Все новинки обошлись в 480 кроров, но послужить не успели.

То, что осталось от подлодки видно на поверхности сейчас
подлодка после взрыва

В момент взрыва лодка имела на борту полное вооружение. Как и в случае с "Курском", взрыв произошел в передней части корпуса, где это вооружение и сосредоточено. Грохот был слышен во всей южной части мегаполиса, а светящийся шар озарил собой ночное небо. В ходе последовавшего пожара корпус корабля разломился и затонул у причала на небольшой глубине. Спасатели пытаются проникнуть внутрь прочного корпуса. Командующий ВМФ Индии адмирал Джоши призвал готовиться к самому худшему, а министр обороны страны Энтони назвал случившееся величайшей трагедией последнего времени.

Инцидент может поставить крест на программе модернизации подводного флота страны, где всего лишь 7-9 из 14 дизельных субмарин находятся в боевом состоянии.

Взрыв "Синдхуракшака", снятый очевидцем на мобилу (© REUTERS)
взрыв подводной лодки в Мумбаи

Автор или источник : 

Митрий, фото с сайта http://www.ndtv.com/


Комментариев : 13

Индийское раздолбайство на

achadidi аватар

Индийское раздолбайство на русское авось наложилось?
Дима, а вообще почему такие аварии происходят? Что чаще неполадки систем, неправильная эксплуатация и неподготовленный персонал или еще что-то?

Про фото, сейчас лого автоматом накладывается, так что во избежание его наложение на фото с других сайтов, ибо это нарушение авторских прав, пожалуйста, не загружайте их, а ставьте адрес через кнопочку (в поле над текстом).

Не вовремя конечно эта

andrey аватар

Не вовремя конечно эта трагедия произошла. Если это не попытка вогнать клин в военно-торговые взаимоотношения между Индией и Россией.
Проще всего сослаться на раздолбайство и авось, не забывай - это всетаки подводная лодка, а не байдарка. Пока не достанут, не выяснят причин.
И уж точно не вина русских спецов.
Скорей название могло служить неким предупреждением трагедии. Ракшасы (санскр. राक्षसः, rākṣasaḥ проклинать, бранить) — демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме.

Я спрашивала вообще,

achadidi аватар

Я спрашивала вообще, поскольку Дима военной темой интересуется, наверное некая статистика есть.

Байдарка или подлодка какая разница, если затонула? В любой аварии 99% это всегда человеческий фактор, просто на разных стадиях строительства или эксплуатации, не забывай, что поломка в движке это тоже результат недоработки кого-то или кем-то чего-то....

Ракшак это не ракшас... думаю индийцы гораздо лучше знаю смысл своих названий и не назвали бы плохим словом...

С торговыми отношениями у нас с Индией все кажется с каждым годом хужеет, недавно были какие-то проблемы с самолетами, и они кажется купили боинги или айбасы в результате.

Да, проверил в переводчике,

andrey аватар

Да, проверил в переводчике, есть и другие значения слово ракшас, ракшак - страж, наблюдатель, защитник.
В любом случае это трагедия для конкретных людей, с которыми не считаются в борьбе за рынки сбыта.

В принципе уже озвучены

george аватар

В принципе уже озвучены причины трагедии. Если действительно происходила погрузка ракет одновременно с зарядкой аккумулятрных батарей то это не просто грубейшее нарушение, это преступное нарушение всех правил. Очевидно, что вина за преступную халатность должна быть определена на индийское руководство военно-морской базы Мумбаи, т.к. не командир ПЛ принимает решение об одновременной загрузке БЗ и зарядке АБ, а именно флагманские специалисты штаба Западного Флота и приказ исходит в таких случаях только от флагманских электриков, ракетчиков и т.д.
Другое дело - вопрос к российским специалистам гарантийной бригады. Уверен, они знали о том, что ночью будет производится одновременно две операции и то, что они не предприняли самых радикальных мер по предотвращению, думаю в этом присутствует их равнодушие, и как результат преступная халатность также.
Сразу второй вопрос - если такое вообще могло произойти с дизельной ПЛ, как же индийцы будут обслуживать свои две атомные ПЛ (одна российская и одна собственной постройки)?

Корень зла в том, что фактически российские специалисты гарантийных бригад (на лодках и фрегатах) не имеют реального права вмешиваться в процесс обслуживания кораблей, им просто затыкают рты, не допускают к важным совещаниям (например, где было принято решение об одновременной загрузке БЗ и зарядке АБ, и т.д.), заставляют подписывать наших специалистов рекламакты (которые возникают по причине не правильной эскплуатации систем вооружения по вине индийских моряков) - под угрозой не подписания гарантийных актов уже выполненных работ и т.д.

Я сам служил 6 лет на советских атомных лодках и затем долгое время работал по линии военно-морских контрактов с Индией, в том числе с гарантийными бригадами на индийских фрегатах и лодках в Мумбаи, Калькутте и Визакхапатнаме и был неоднократно свидетелем свинского, высокомерного отношения индийских флагманских офицеров к российским гарантийщикам, поэтому с уверенностью могу утверждать, что изменить такое положение вещей - самая главная задача российских ведомств, ответственных за проведение ВТС с Индией. Не цифры увеличения подписанных новых контрактов, а суть как эти контракты исполняются - должны волновать руководство российских ведомств (РОЭ, ФС ВТС, и т.д.), в любом контракте на поставку вооружения есть статья "гарантийное обслуживание", где прописаны все детали, вплоть до проформ рекламактов. Однако нигде, ни в одном контракте не прописаны жесткие условия ответственности и фактических полномочий руководителей гарантийных бригад - это не выгодно в первую очередь индийцам. Если руководители российских оборонных предприятий хотели бы это сделать - они бы сделали это, но цифры миллиардных контрактов выше, чем сила разума. Это будет повторяться и впредь. К сожалению.

Георгий, спасибо, что

achadidi аватар

Георгий, спасибо, что поделились, исчерпывающе.... я честно говоря так и предполагала
ну возможно это индийцев чему-нибудь научит, будем надеяться
ядерные подлодки в кривых руках - это же вообще угроза очень высокая, я конечно, ничего не понимаю в ядреных движках, но судя по периодическим авариям на мирных реакторах это региональная катастрофа всегда

Индийцев это не научит. Как

george аватар

Индийцев это не научит. Как это ни печально констатировать, но я знаю о чем говорю. Это в первую очередь должно научит нас - российских производителей и внешторговцев (держателей контрактов). Да, были 90-е, когда российская промышленность загибалась, поэтому мы пошли по пути - все, что хотите, только подпишите контракт. Сейчас другие времена, - НО! Прецедент создан. Изменить условия тех старых контрактов получается очень жидко. В руководство пришли новые люди, им главное - план увеличения контрактных поставок. Мое мнение - взять паузу, все новые контракты подвергнуть жесткой редактуре, заставить покупателей российского вооружения уважать себя. Я видел как немецкие или голландские спецы приезжают в Индию - чуть малейшее отклонение от условий контракта, сразу же возвращение спецов домой и штрафсанкции. У нас этого нет. Почему? Потому что - дружба. Однако, эта дружба дорого обходится нашим производителям - и в денежном эквиваленте и в репутационном.

согласна что все это

achadidi аватар

согласна что все это подрывает репутацию производителя, но... русские привыкли прогибаться под иностранцев, и наши чиновники готовы похоже на все за деньги (((

Это Митрий, авторизация с

Это Митрий, авторизация с мобилы не проходит. Times of India со ссылкой на неких veteran submariners ("старых подводников") пишет, что нельзя-де сбрасывать со счетов возможность диверсии. Лодка готовилась к дежурству близ границы пакистанских тервод, но рука Исламабада дотянулась дальше и раньше. Те же гуру подплава указывают, что многоуровневая система защиты вооружения обеспечивала полную "антидурацкую" (именно так - foolproof) безопасность корабля, а в случае критического повышения температуры в торпедном отсеке должна была сработать аварийная система охлаждения. Проще всего обвинять шпионов, но в 1984 г.в Бхопале все вроде как тоже рвануло от того, что некий обиженный работник умышленно накачал воды в емкость с активным химикатом. Георгий, очень интересен будет ваш комментарий!

Да, конечно. Трехуровневая

george аватар

Да, конечно. Трехуровневая защита ракет (или торпед) в общих чертах подразумевается в том, что сначала необходимо снять в ручную блокировку запуска (это производится перед загрузкой в торпедный аппарат, либо в пусковую шахту), произвести ввод данных целеуказания в цифровой автомат (ЦА), далее торпеда должна выйти из ТА с запущенным двигателем. В других случая БЗ не должен сдетонировать, за исключением объемного пожара в отсеке, либо в пусковой шахте. Мы роняли при погрузке и торпеды с обычным БЗ и торпеды-ракеты с ядерным БЗ - ничего страшного не происходило, хотя и считается что ЧП. В этих случаях торпеду (ракету) возвращают на береговую торпедную площадку в цех приготовления для обследования.
Взрыв в аккумуляторной яме это всегда пожар и разрушение внутриотсечных межпалубных перекрытий.
В настоящее время перикисно-водородные торпеды уже почти не применяются, т.к. это всегда связано с опасностью воспламенения и взрыва. Электрические торпеды более надежные и безопасные в обслуживании. Однако, не существует на флоте такой защиты, которая бы обеспечивала полную безопасность, более того - я вообще не понимаю такого термина, как "полная защита от дураков". При пожаре в торпедном отсеке автоматически включается только система водяного орошения торпед, находящихся на стеллажах. Химическая система пожаротушения ЛОХ автоматически никогда не включается. При пожаре в отсеке необходимо выполнить ряд мероприятий, как в ручную, так из центрального поста - герметизация отсека, отключение вентиляции отсека, закрытие клапана подачи кислорода в отсек, отключение вводных и выводных межотсечных клапанов и т.д. Чаще всего причинами пожаров являются воспламенение электрощитовых стендов, затем человеческий фактор, разрыв магистралей трубопроводов воздуха высокого давления и т.д.

Спасибо, сахиб! В статье, к

Спасибо, сахиб! В статье, к слову, было еще что-то о возможности проникновения в торпедный отсек водорода из аккумуляторных ям - он-де и взорвался. Возможно ли такое? И как все таки быть с диверсией - допускаете?

Да, конечно. По поводу

george аватар

Да, конечно. По поводу аккумуляторных ям. Таких ям на лодке несколько в разных отсеках, в том числе и в торпедном. Взрыв аккумуляторов в аккумуляторной яме из-за утечки водорода в российском флоте явление редчайшее, всего было несколько таких случаев за последние 60 лет. СМИ утверждают, что на Сундуракшаке российские АБ были заменены на индийские по требованию ВМС Индии. Возможно система вентиляции водорода, коорый выделяется при зараядке АБ отключилась из-за перебоя в подаче электроэнергии с берега. Электротехнические стандарты в Индии подчиняются международному стандарту IEC, однако российский ГОСТ намного превосходит IEC. Плюс индийское качество при изготовлении АБ на индийских заводах, где сертификат ISO на 100% липовый, вызывает большие сомнения. Вот небольшой пример - попробуйе поставить на индийскую высоковольтную подстанцию какое-нибудь оборудование российского производства. Думаю у вас ничего не выйдет, замордуют до смерти всевозможными требованиями (организация цеха ремонта и обслуживания, сертификаты о бесперебойной работе этого оборудования на подобных подстанциях в течение не менее 2 лет и многое другое).

Если ПЛ российской постройки и прошла средний ремонт также в России, как же можно было соглашаться в течение гарантийного периода на замену российских АБ индийскими АБ, не прошедших полное тестирование на соответствие ГОСТу в российских испытательных центрах и после этого еще в течение 2 лет изучение их бесперебойной работоспособности на российских испытательных полигонах? Даже если окажется, что индийские АБ ни причем в этой трагедии, все равно это очень большой вопрос к ЦСР "Звездочка".

Если взрыв происходит в аккумуляторной яме первого (торпедного) отсека и как результат объемный пожар в отсеке, то есть большая вероятность детонирования БЗ. В любом отдельном отсеке несколько негерметичных палуб, загерметизировать отсек можно только по отношению к другому, смежному отсеку.

По поводу диверсии - такую возможность не допускаю.

ИМХО: фатальная ошибка при

Митрий аватар

ИМХО: фатальная ошибка при обслуживании новой и малознакомой
боевой техники

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
т
Н
с
2
7
Введите код без пробелов, учитывая регистр