Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Сравнение религий

Сравнение западных и восточных воззрений


мы попробуем сравнить восточные и западные религии по многим пунктам веры. К восточным религиям мы относим индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм. К западным — иудаизм, зороастризм, христианство и ислам. С первого же взгляда можно заметить, что самое главное различие между восточными и западными религиями — в том, что восточные монистичны и интроспективны, а западные дуалистичны и экстравертивны. Восточный ум имеет тенденцию видеть Бога повсюду и во всем, а следовательно, рассматривать все вещи как священные. Для западного же ума это ересь — верить, что Бог пронизывает все вещи.

Такой ум делает твердое различие между сакральным и профаническим. Восточное мировоззрение основывается на понятиях кармыу реинкарнации и освобождения, западное же постулирует единственную жизнь души, за которой следует награда или наказание.
Имейте в виду, что данное сравнение не является всеобъемлющим, поскольку в нем не учитываются религии Восточной Азии — даосизм, конфуцианство и синтоизм.
Если вы хотите выяснить, к каким типам религиозной веры склонны вы сами, возьмите карандаш и отметьте то воззрение — восточное или западное, — которое ближе к вашему собственному мнению по каждому пункту. Здесь следует отметить, что восточные религии, учитываемые в нашем анализе, родились в Индии, причем джайнизм, буддизм и сикхизм произошли от индуизма. Среди западных религий иудаизм, христианство и ислам имеют общий корень в лице Авраама, и поэтому иногда эти три мировые религии называют авраамическими. Конечно, внутри и западных, и восточных религий не всегда есть согласие даже по важнейшим вопросам (например, буддизм не признает Личностного Бога). Тем не менее нам кажется, что нижеследующие широкие обобщения могут быть полезны для понимания как Запада, так и Востока.

РАЗЛИЧИЯ

О творении
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вселенная существует в бесконечных циклах творения, сохранения и разрушения. Не бывает абсолютного конца мира, нет двойственности Бога и мира — они едины.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Мир был создан Богом и когда-то в будущем будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Подчеркивается двойственная природа мира.

Об истинном Боге
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный и абсолютный Бог. Все религии говорят о Нем. Всем душам суждено получить милость Бога, который проводит их через различный опыт на многих путях в соответствии с ихпониманием, темпераментом и зрелостью. Бог есть чистая Любовь и Сознание.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный Бог и одна истинная религия. Принимающие ее будут наслаждаться милостью Бога; все остальные, если только они не раскаются и не придут к моему Богу, будут вечно страдать в аду. Бог — не только любящий, но и гневный.

О доказательствах существования Бога
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство существования и любви Бога можно найти в прямом союзе или единении с Ним. Косвенными доказательствами являются просветленные гуру, богореализованные люди, которые были во все эпохи, а также откровенные писания, которые они приносили нам в каждую эпоху.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство Божьей любви и обещание человеку — в личности Его пророка и в Его неизменном и уникальном откровенном писании.

О личном переживании Бога
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Личное, внутреннее, мистическое переживание Бога — это основное содержание религии. Человек может и в конечном счете должен познать Бога в земной жизни. Восток ориентирован индивидуально и интроспективен.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Со стороны человека очень самонадеянно искать личного познания Бога. Суть религии — не в опыте, но в вере и добродетельной жизни. Запад социально ориентирован и экстравертирован.

О пути к Богу и о Божественном Суде
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Человек свободен выбирать для себя форму поклонения Богу, ибо все пути в конечном счете ведут к Нему. Грех присущ только уму, а не душе, ибо она чиста. Не будет никогда никакого Судного Дня, ибо Бог не судит и не наказывает. Он любовно ведет все души назад, к Нему.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Только один путь ведет к Богу, остальные ложны и тщетны. Все должны обратиться в одну истинную религию. Если этого не сделать, то душа, отягощенная грехом, будет проклята в Судный День.

О бедственном положении человека
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бедственное положение человека свидетельствует лишь о незрелости его души. Он постоянно находится на пути прогресса, который ведет его от невежества к знанию, от смерти — к бессмертию.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бедственное положение человека — результат непослушания воле Божьей, неверия и неприятия Его закона.

Об аде
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бог есть Любовь, Он неразделимо един с душой и ведет ее посредством карм к осуществлению дхармы и в конце концов к мокше, освобождению. Ад — это низшая астральная сфера, а не физическое место; для души он не вечен. Ад существует как период интенсивного кармического страдания, как состояние ума — при жизни или между жизнями.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: В Судный День физическое тело каждой души, которая когда-либо жила, будет воскрешено, и Бог отправит чистые души в рай, а грешников — в ад, где тело будет гореть, не сгорая, а душа будет претерпевать муку осознания того, что она уже никогда не будет с Богом.

О зле
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Нет никакого существенного, онтологического зла. Все есть добро. Все есть Бог. Никакая сила в мире или в человеке не противостоит Богу, хотя экранирующий инстинктивно-интеллектуальный ум не дает нам познать его.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: В мире есть подлинное зло, живая сила, которая противостоит воле Бога. Это зло воплощено в Сатане и его демонах и частично — в человеке, как одна из его склонностей.

О добродетели и спасении
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Добродетельное поведение и праведная вера — это краеугольные камни религиозной жизни, первый шаг к высшему мистическому союзу с Богом. Освобождение требует знания и личных достижений, а не одной лишь веры.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Если вы подчиняетесь требованиям Бога о нравственной и этической жизни и верите в Него и Его пророка — например, в Моисея, Иисуса, Мухаммеда или Зороастра — спасение обеспечено.

О происхождении религии
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия — явление космическое, вечное, трансцендентное по отношению к циклической человеческой истории. Особенно важно в религии обнаружение присутствия Бога здесь и сейчас.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия — явление историческое, она начинается с некоторого пророка или события. Особенно важно в религии прошлое, а также награда или наказание в будущем. История имеет линейный характер и никогда не повторяется.

О догматике
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религиозные догмы Востока обычно тонки, сложны и даже парадоксальны. Доминирует свобода поклоняться и верить разнообразными способами. Другие пути принимаются как воля Бога в действии. Восток — это универсализм и терпимость.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религиозные догмы Запада обычно просты, ясны и рациональны. Поклонение и вера формализованы и многого требуют от человека. Другие пути терпят, но не почитают. Запад — это эксклюзивность и догматизм.

Об освобождении и просветлении
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цели просветления и освобождения должны быть найдены в этой жизни, в контексте времени, внутри самого человека. Религиозно-философские школы могут быть дуалистическими (двайтическими) или недуалистическими (адвайтическими).
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение придет в конце мира, в конце времен и не имеет ничего общего с просветлением. Строгий дуализм (двайта). Исключение представляют мистические секты, составляющие меньшинство.

О пути к святости
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самодисциплину, очищение, концентрацию и созерцание. Особо ценны идеалы аскетизма, индивидуальная садхана, йога и пробуждение сверхсознания.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самопожертвование, подчинение Богу и заботу о благе других. Особо ценны хороший труд, общественная деятельность и изучение писаний. Йоге или аскетизму придается гораздо меньшее значение.

О природе богослужения
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение — деятельность индивидуальная, высоко ритуализированная и медитативная, сосредоточена вокруг святого храма и домашнего алтаря все дни недели.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение — деятельность конгрегациональная, с простыми ритуалами и сосредоточенная вокруг церкви, синагоги или мечети, в основном один день в неделю.

СХОДСТВА

О Боге и божественных существах (дэвах)
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в меньших божеств, дэвов и махадэвов.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в ангелов и небесные силы.

О спасении и воле Бога
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением воле Бога и благодаря нисхождению Его милости через просветленного духовного наставника.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением воле Бога, обычно выраженной через мессию, пророка или священника.

О благом поведении
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Жизнь добродетельная и нравственная необходима для дальнейшего духовного прогресса, ибо адхармичные (неправедные) мысли, деяния и слова не дают нам познать близость Бога.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия должна основываться на этичном и нравственном поведении, ибо его противоположность уводит нас от Бога.

О предназначении души
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цель жизни есть эволюция (через накопление опыта) к нашему духовному предназначению. Назначение мира — не в вещах мира.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Предначертанное человеку лежит вне этого мира, который есть всего лишь возможность заслужить вечную радость или страдание.

О природе реальности
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше того, что мы переживаем посредством пяти органов чувств. Душа бессмертна и вечна и в конечном итоге вливается в Бога.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше вещей этого мира. Душа бессмертна и вечна и будет жить всегда — в присутствии Бога или отделенная от Него.

Автор и источник публикации: 

фрагмент книги Садгуру Шавайя Субрамуния Свами "Слияния с Шивой"


Комментариев : 2

Станислав

Интересно, а вот Православие(да и вообще Христианство) которое зарождалось далеко не на Западе, а на Востоке, куда отнесет Свами? Потому что все что здесь написано (из того что бегло прочиталось), если относить к Православию, к Христиансту в глубоком смысле - выглядит, к сожалению, не корректно.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Мир был создан Богом и когда-то в будущем будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Подчеркивается двойственная природа мира.

Мир будет преобразован, а не разрушен. Не совсем ясно что значит двойственность природы мира - но мир это не Бог. Потому что истинный Бог Творец - не может быть не только миром, но и просто быть схожим с ним. Бог превыше не только всего что есть в мире, но и превыше самого имени Бог.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный Бог и одна истинная религия. Принимающие ее будут наслаждаться милостью Бога; все остальные, если только они не раскаются и не придут к моему Богу, будут вечно страдать в аду. Бог — не только любящий, но и гневный.

Бог не гневливый. Для этого стоит почитать, что разумеется в христианстве под гневом, вот, например, что говорит Антоний Великий (3 Век):
"Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми - становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения"

Во вторых, спасались и язычники - но это исключение, а не правило, потому что Бог стучится в сердце и тот кто истинно его хочет услышать, а не потакать своим желанием придет к Истиному Богу. Не бывает двух истин - или монитор перед глазами есть, или монитора нет. Христинство верит в Бога бесконечно истинного, а не говорящего то одно, то другое в сути бытия.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Со стороны человека очень самонадеянно искать личного познания Бога. Суть религии — не в опыте, но в вере и добродетельной жизни. Запад социально ориентирован и экстравертирован.

Симеон Новый Богослов:
“Если теперь, когда я еще нахожусь в мире сем, не вижу я света Божественной благодати и пребываю во тьме, то, наверное, и после смерти имею пребыть во тьме же; и всеконечно, как тать в нощи, придет на меня день Господень, и тогда внезапу обымет меня вечная пагуба. Так воистину есть, братия мои, пусть никто не обольщает вас суетными словами, и никто не надейся на одну веру во Христа”

Если дать комментарий, то тот, кто не видел Бога (конечно НЕ тождественного миру, и не Брахмана двайты, адвайты и т.д.) - вряд ли может рассчитывать вообще на спасение и ясно что мысли эти обратны тому о чем говорит Свами.

Думаю, продолжать не стоит, кто хочет, тот поймет, а Садгуру Шавайя Субрамуния Свами, мне кажется, понравилось бы ознакомится вместо Западной схоластики, тому чему учит Истинная вера, потому что ему как человеку, надеюсь ищущему, это бы помогло. Если конечно, у него нет желания быть богом, а прежде всего познать истину, а потом, если Бог удостоит стать им.

святой Афанасий, говорит: Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом, но не наоборот.

Добрых дней и истинного Богопознания.

Благодарю портал и автора за ознакомление.

Станислав, спасибо

achadidi аватар

за информативный коммент, рада, что проект стал интересен людям различных религий
не буду с вами спорить не потому, что согласна, а потому, что "и ты тоже прав" и "сколько людей - столько мнений"
отвечу немного по тексту, для начала об авторе.
Шивайя Субрамуния свами - этнический американец, который до 23 кажется лет прожил в католической\бабтистской\мормонской\иной христианской среде в США и потому знает, что пишет. в представленном отрывке даны в 2 словах общие тезисы относительно отличий и сходства западных и восточных религий, безусловно они не могут охватить все богатое наследие и все течения в каждой из описанных религий, ведь даже среди разных направлений христианства очень много различий между католицизмом, англиканской верой, протестантизмом Германии, православием (РПЦ, РЗЦ, староверы, пятидесятники...)..., в исламе как минимум сунниты и шииты, в индуизме существуют 4 ветви, в каждой из которых есть несколько школ, классификация довольно обширна.
что до самых тезисов, на мой поверхностный взгляд автор прав в главном, поясню, что я имею в виду

цитирую вас по вопросу дуализма " двойственность природы мира - но мир это не Бог", в монизме, который стар как мир по курсу философии древней Греции помню о пантеизме, где Бог - это природа, в индуизме же Бог есть и мир, и все, что за его пределами.
подобного христианству дуализма придерживаются и некоторые восточные религии, например, популярная в России нео-индуистская школа кришнаитов или ИССКОН так же отделяет индивидуума от Бога, делая для первого невозможным слияния с божеством, хотя и признавая основной тезис о том, что Бог - есть все, по крайней мере, они считают себя индуистами и говорят об авторитете Ведических писаний, которые содержат этот постулат.

автор пишет о западных религиях: Есть лишь один истинный Бог и одна истинная религия. Принимающие ее будут наслаждаться милостью Бога; все остальные, если только они не раскаются и не придут к моему Богу, будут вечно страдать в аду. Бог — не только любящий, но и гневный.
на сколько я могу судить он правильно передает их идею: разбойник, уверовавший во Христа, получил право на царствие небесное, аналогичное положение есть и в исламе.
про характер Бога вобщем тоже верно, ибо ветхозаветный Саваоф выгнал Адама из рая в наказание, христианство, на сколько я понимаю, признает и апокалипсис, огонь и медный трубы, как результат "гнева Господнего"
хотя сама постановка вопроса о характере божества как таковом носит очень популистский оттенок, и на мой взгляд может относиться только к антропоморфным и др.зримым формам. там где Божественное осознается как Абсолют характер как категория человеческой психики применить невозможно;)

и третий рассмотренный вами тезис: Со стороны человека очень самонадеянно искать личного познания Бога.
абсолютно согласна, что есть примеры обратного, но как показывает мой собственный опыт большинство христиан с автором согласны, у меня была по этому поводу дискуссия на форуме А.Кураева, где мне мотивированно с примерами из писаний и святых разъясняли, что нефига заниматься эмпирическим богопознанием и искать собственный путь личностного общения. мои апелляции к житиям русских святых и священников, входивших в личный контакт, вызывали возмущение, типа ты не Серафим Соровский.
так что скорее церковь идет именно по этому пути, неохотно признавая исключения отдельных "богоизбранных", и не признавая "богоизбранность" каждой отдельной личности и ее право на видение божественного собственными глазами, что тут же истолковывается как бесовщина.

цель публикации этой работы была дать некоторое общее представление об общих сходствах и отличиях различных религий, не вдаваясь в схоластику. с моей точки зрения такая информация необходима как некий старт для лучшего понимания индийской культуры и общества, поскольку духовность в Индии пока еще неразрывна связана со многими сторонами обыденной жизни и религия занимает одно из важных мест в умах индийцев

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ж
и
з
х
г
Введите код без пробелов, учитывая регистр