Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Вечные истории

Мотивы вышивки представляют собой нечто большее, чем декоративные украшения тканей, радующие глаз. На протяжении веков они были неотъемлемой частью женского приданного. Вглядитесь в прошлое, чтобы узнать о значении этого традиционного искусства для индийского общества и о разных культурных веяниях, повлиявших на современную вышивку.

Вышитые ткани в Индии, будь то для повседневного использования или в качестве свадебного приданого, остаются способом визуаль ного рассказа, они наполнены значением, выражающим их культурную идентичность. Будучи традицией, передаваемой устно, вышивка играла ведущую роль в истории индийского текстиля, отражая культурные веяния, повлиявшие на синкретическую культуру общества.
Навыки шитья существовали в этой стране со времен начала культивирования в Индии хлопка и ткацкого промысла. Хотя и не обнаружено никаких наглядных свидетельств о существовании на индийском субконтиненте вышитых тканей до конца пятнадцатого века, во время археологических раскопок в Долине Инда найдены бронзовые иголки, являющиеся доказательством существования практики шитья около 2000 г. до н.э. Т.е., искусство вышивки на индийском субконтиненте существует уже несколько тысячелетий.
Культурный ландшафт в Индии неразрывно связан с историей торговли, миграций и завоеваний, что способствовало культурным взаи модействиям, повлиявшим на стили вышивки и обогатившим их. Свежие веяния в технике вышивки, в мотивах и символизме привноси лись с распространением разных религий. По древним торговым путям распространялись всевозможные товары, среди них были ткани и вышивки религиозного и светского характера. Проникая во все уголки Индии, стили вышивки из дальних стран смешивались с местными стилями, создавая новые техники и формы.

Вышивка чиканкари, использующая лучший белый муслин и белую нить, как считается, появилась в Индии во время правления могольского императора Джехангира (1605-27) благодаря его персидской жене императрице Нур Джехан. Ее цветочные мотивы до сих пор создаются в городе Лакхнау и окрестностях.

Монастырская вышивка Тамилнада была привнесена в Индию христианскими миссионерами, прибывшими вместе с Ост-Индской компанией, но за столетия на эту традицию сильно повлиял местные стили.

Вышиваемые яркими красками буддистские танки можно видеть в монастырях от Сиккима до Химачала.

Эклектичная смесь культурных влияний Персии, Китая, Индии и Британии в сочетании с зороастрийским символизмом – отличительная черта изысканных вышивок парсов, используемых для гара (сари), джхабла (жакетов) и кор (окантовок).

И культурные веяния, и вышивки, зародившиеся внутри одной культуры и привнесенные в другую, приобретают на новом месте новое значение, новые мотивы, цвета и приемы, приближающие их к местной культуре.
Прослеживается параллель с развитием вышитых профессионально товаров в мастерских (кархана) для придворных вельмож и одно временным развитием домашней вышивки. Почти всегда создаваемые женщинами дома для себя или нужд семьи, для подарков или в качестве свадебного приданного, эти вышивки были функциональными, полезными и всегда прекрасными.

Женские вышивки всегда выражали индивидуальную эстетику. Представляя поколения собранных вместе верований, мотивов, цветов и шаблонов, они хорошо понимались теми, кто был знаком с данной культурой. Характеризуя сообщества и племена, вышивки помогали отдельным группам выразить свою идентичность.
Этническая и племенная принадлежность сообществ, таких как джаты, садха-раджпуты, рабари и другие сообщества животноводов и земледельцев регионов Куч и Саураштра в Гуджарате, соседних областей западного Раджастхана и пояса пустыни Тар в Синде и Пакистане читается по их одежде и вышивкам.
Точно так же характерная красная, голубая и черная вышивка по грубой, специально вытканной ткани из белого хлопка, известная как путхукули, отличает племена тода, живущие в горах Нилгири в Южной Индии.

Женщины излагают при помощи вышивки свои мечты о хорошем муже, детях, богатом урожае и защите от болезней. Иконография выражает веру, что мотивы вышивки обладают могуществом и представляю нечто большее, чем украшение и декоративную отделку, радующую глаз. Появившись в качестве средства вторичного использования старых хлопковых сари и дхоти, вышивка кантха из Западной Бенгалии дает жизнь юбкам, покрывалам и оберточным тканям.

Символизм вышитого изделия дополнительно выражен символами счастья, защиты и оберега. В Карнатаке вытканные сине-черные сари чандракали для молодоженов украшаются особыми мотивами касути и символами благополучия. Расшитый торан, расстилаемый перед входной дверью в Гуджарате, выражает не только гостеприимство; мотивы этой вышивки представляют могущественные символы, оберегающие жилище.
Точно так же, кочевые племе на банджара, путешествующие на пространстве между Андхра Прадеш, Махараштрой и Карнатакой, используют в вышивке зеркала для отвода злого глаза, а в зороастрийской вышивальной традиции парсов мотив божественного гриба дает защиту и символизирует дол гую жизнь и бессмертие.

По всей Индии, от бескрайних пространств Гуджарата и Раджастхана, до Карнатаки на юге и Пенджаба на северо-западе, вышивки женщин представляют неотъемлемую часть их приданного. Вышивка требует времени, концентрации, навыков, чувства прекрасного и глубокого понимания традиции – всех этих качеств ждут от хорошей невесты. Девочек обучают искусст ву вышивки с ранних лет в качестве подготовки к замужеству. Из штата Пенджаб в Индию пришли пхулкари, жанр, включающий в себя стили вышивки багх и чоп, которые начинают расшиваться бабушкой по материнской линии и самой матерью с момента рождения ее ребенка.

Свадебная вышивка служит для наряда невесты, выступая в качестве покрывала на свадьбе и подарка для семьи жениха. Желтые или красные изделия Чоп расшиты по желаниями процветания, плодородия и любовного союза. То же отно сится и к прекрасным вышивкам для приданного в регионах Куч и Саураштра в Гуджарате и западном Раджастхане. Фактически, изготовление вышивок для приданного стало таким сложным и трудоемким процессом, что старейшины деревень племени дхебария-рабари в Куче наложили запрет на их про изводство, чтобы женщины перестали испытывать давление от необходимости предаваться этому занятию.

Совокупность историй, которые можно рассказать посредством вышивки, отражен в домашних изобра зительных традициях, которые переносятся на ткань, передавая фольклор, легенды и религиозные сказа ния. Вышитые румалы из Чамбы, появившиеся в старинных царствах народности пахари в Химачал Прадеш, наглядно это демонстрируют.

Используемые в качестве покрывал для ритуальных приношений, для даров по случаю всяких церемоний и как настенные панно, румалы содержат картины из великих эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата» и сказаний о Кришне. Изысканные вышивки, исполненные в изящной цветовой гамме, расшивались женщинами из высших классов при дворах. Иллюстрации подводились углем, и их характеризует цветовая палитра, использовавшаяся придворными авторами миниатюр. Используя пряжу из необработанного шелка на хлопковой основе, мастера наносили живые иллюстрации на обе стороны изделия.
В последние два десятилетия современные живописные суджни из Бихара, расшиваемые на продажу, в меньшей степени рассказывают религиозные истории, будучи предназначенными для повседневных нужд. Они все более превращаются в способ выражения своего творческого потенциала командой женщин, их смелости и энергии. Изображения становятся более свободного содержания.
Значение вышивок заключается в историях, которые они рассказывают. И когда социумы растут и меняются, и навыки мастеров признаются и поощряются в современных условиях, у вышивки появляются возможности и идти в ногу со временем, и сохранять живыми старые традиции.

Автор и источник публикации: 

Риту Сетхи An Indian Journey Индийский Вестник № 09-10/2010

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
г
Ы
и
ф
Е
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Комментарии Disqus

Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников

register