Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Великий Шейх Чираг Дехлеви

"Мистик не должен вести себя так, будто он отличается чем то от других людей. Он должен смешаться с людьми различных характеров и профессий и вести себя так, как будто он - один из них"
Насируддин Чираг Дехлеви

Шейх Насируддин Мухаммад (1274-1356), более известен как Чираг Дехлеви (Roshan Chirag-i-Delli, что означает в переводе с урду «Светильник Дели»), был пятым и последним великим учителем ордена Чишти («эра великих шейхов» – главнейшая и первая из четырех фаз существования суфийского ордена Чишти).
Чираг Дехлеви был мюридом Низамуддина Аулийя и позже, после смерти Низамуддина стал его преемником во главе ордена Чишти.

Чираг Дехлеви родился в небольшом городке в Уттар Прадеше, его отец, тогроговец шерстью, умер когда Насируддину было 6 лет. Его мать всячески способствовала тому, чтобы Насируддин стал алимом, но он не интересовался научными исследованиями – аскетизм, уединение и духовные практики занимали все его свободное время. В возрасте 43 лет он пришел в Дели чтобы стать учеником (мюридом) суфийского шейха. К тому времени Насируддин имел уже большой опыт в изучении суфийских упражнений.

В Дели в это время в результате череды дворцовых переворотов, при которых погибли Гийясуддин Туглак и его сын Махмуд, при активной поддержке улемов и суфиев в 1351 г. на трон пришел Фироз Шах Туглак.
Фироз Шах Туглак, чувствуя себя обязанным перед суфийским обществом в Дели, одаривал суфиев подарками и всевозможными подношениями, однако Чираг Дехлеви не принимал ничего из рук правителя и продолжал вести жизнь в бедности и строгости, как и прежде. Фироз Шах даже пытался навещать Чирага Дехлеви, но суфий неизменно отказывал ему в этом.
Чираг Дехлеви, в отличие от своего мюршида Низамуддина Аулийа, не признавал Сему, так как считал что это не способствует истинному аскетизму. Чираг, как и все предшествующие шейхи ордена Чишти, огромное внимание уделял дыхательной гимнастике – особая система суфийских дыхательных упражнений во время которых с каждым вздохом и выдохом произносятся определенные фразы из Корана. Полная концентрация, контроль над дыханием вообще характерны для всех суфийских таррикатов.

У шейха Чирага Дехлеви было огромное количество учеников, но ни одного из них он не считал достойным наследования реликвий первого великого учителя ордена Чишти – Муинуддина Хасана Чишти, с которого началась индийская силсила (духовная преемственность) руководителей ордена Чишти.

После смерти Чирага Дехлеви все реликвии (деревянная обувь, посох (аса), четки (вокруг указательного пальца) были помещены в могилу великого учителя.

Последнее завещание Чирага Дехлеви своим ученикам было следующее: «Все должны нести свое бремя собственной веры и не может быть никаких сомнений в отношении бремени других людей».

В 1358 г. султан Фироз Шах Туглак построил мавзолей для Чирага Дехлеви в Южном Дели. С тех пор этот район так и называется – Chiragh Delhi.
Со смертью Чирага Дехлеви завершилась «эра великих шейхов ордена Чишти».

Автор и источник публикации: 

Георгий Мельников, по материалам индийских сайтов, посвященных тематике суфийского ордена Чишти

Мавзолей Чирага Дехлеви Мавзолей Чирага Дехлеви Мавзолей Чирага Дехлеви у входа на территорию мавзолея Чираг Дехлеви у входа на территорию мавзолея Чираг Дехлеви


Комментариев : 10

Эпиграф с цитатой, имхо,

achadidi аватар

Эпиграф с цитатой, имхо, очень хорош, если человек на самом деле идет духовным путем, то он должен быть скромен, о чем многие часто забывают.
А вот кто такие мюршида и Сему не понятно :(

Сема

george аватар

Сема это суфийские ритуалы, включающие каввали (суфийские песнопения) у братства Чишти, танцы дервишей у братства Мевлеви ("Кружащихся дервишей").
Вы спросите, что значит Сема?
Приветствие таинственных солдат души.
Душа их, получив послание,
Вдруг обретет покой и ширь.
Раскроются порывом ветра
Все ветки пылкого ума.
Звучит струна под лаской плектра,
Свободно тело и легка душа

(Руми)

Руми говорил - Сема это "Птица влюбленных, потому что в ней есть мечта о встрече с любимым человеком и Богом".

Мюршид - это духовный наставник, учитель. Пир-о-Мюршид это высшее звание учителя в суфийских общинах. Шейх - руководитель суфийских общин.

Это фото я сделал во время каввали в Низамуддине в марте 2012 года -
DSC05787.JPG

ага, теперь понятнее

achadidi аватар

а то, мы ж не местные :)

фото на большой выдержке и без штатива, потому размытое, но даже при этом очень праздничное :)

Размытое фото

george аватар

именно размытое фото по настоящему передает настроение, когда слушаешь каввали. У меня много четких контрастных фото, но это мне нравится больше других

Скромность - это хорошо.

А вот интересно, если он старательно скрывал свою мистическую природу, то как он стал известен? Значит - либо не хотел скрывать, либо не смог. Может есть другое обьяснение, подтверждённое его биографией?

В традициях

george аватар

братства Чишти была изначально заложена существенная особенность - учителя и их последователи не должны уединяться в малолюдных местностях, а жить среди бедных людей, помогая всем нуждающимся. Суфии Чишти не имели собственных доходов или сбережений, все дары, подношения не позднее чем на следующий день должны были распределяться среди неимущих. Были случаи, когда ученикам разрешалось занимать государственные должности, как например поэтам Амиру Хосрову Дехлеви и Хасану Хосрову. Что касается самого Чирага Дехлеви, то в исторических хрониках сохранились некоторые интересные факты. Например, когда султан Мухаммад Туглак после подстроенного убийства своего отца Гийясуддина Туглака перенес столицу султаната из Дели в Даулатабад, он потребовал, чтобы все улемы, суфии и т.д. последовали за ним. Насируддин Чираг отказался выполнить приказ султана и остался в Гийяспуре (ныне это квартал Низамуддин в Дели). Чираг произнес: "я не поеду за султаном, потому что его ожидает там трагическая смерть". Вскоре по прибытии в Даулатабад султан Мухаммад Туглак погиб. Еще один случай - накануне большого собрания учеников братства Чишти, которое должно было состояться поздно вечером, султан Мухаммад запретил доставку лампового масла для этого собрания. Насируддин обратился за советом к своему учителю Низамуддину и тот ответил ему: "налей в лампы воды". Собрание состоялось, а Насируддин Чираг получил прозвище "Светильник Дели".
Суфийская пословица гласит: "Истина не нуждается в том, чтобы быть завуалированной, ибо она сама скрывает себя от глаз невежественного".

Интересная история про

achadidi аватар

Интересная история про "светильник Дели", остальные знаю.
А вот пословица очень хороша! только имхо не она, истина себя скрывает, а глаз невежественного ее просто не в состоянии увидеть из-за своего собственного несовершенства, так же как и прочие органы чувств

Ну хорошо, а как же

следование сказанному: "Мистик не должен вести себя так, будто он отличается чем то от других людей. Он должен смешаться с людьми различных характеров и профессий и вести себя так, как будто он - один из них".

получается, что он является примером неследования своему же правилу?

Суфийский мистик это член социума

george аватар

Нельзя объяснять суфизм используя общепринятые рамки «это хорошо, а это плохо, это белое, а это черное», для того, чтобы понять суфизм, необходимо использовать интуитивный разум, который в обычном состоянии подавляется разумом логическим. Великий суфий 20 века Идрис Шах писал: « Избегайте суфиев и пользуйтесь только ограниченными, понятными и самоочевидными их услугами до тех пор, пока не научитесь понимать нелогичность и всю глубину скрытого в ней".
Суфизм понять можно только через суфийские практики -
суфий является мистиком, т. к. верит, что может добиться гармонии с целями всего творения. Его можно назвать и практичным человеком, потому что он верит, что этот процесс происходит в рамках обычного общества. Суфийский мастер служит человечеству, т. к. он является его частью.
Суфии считают, что люди способны к бесконечному совершенствованию. Совершенство приходит к тем, кто достигает гармонии со всем существующим. Но при этом, суфии существуют только в социуме, отдельно от социума существуют только отшельники.

а мне почему то кажется...

achadidi аватар

касательно вопроса как стал известен, если проповедовал скромность, но демонстрировал сверх-возможности... что нет никакого противоречия. если чел светиться как лампочка остальные все равно это заметят, и если он не занимается показухой, а использует свои способности на благие дела ничего нескромного в этом нет. а вот если он фокусы показывает, то способности которые ему были дадены для других целей могут и исчезнуть.
в каждой религии и нации есть святые люди, не все называют себя пророками, мессиями, аватарами и т.д. но то, что господь наделяет человека большим, чем других, уже означает, что он это заслужил и, в том числе, наверное, своим бескорыстным служением миру и отсутствием гордыни. и имхо это очень даже логично и вполне понятно, по крайней мере мне.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
р
в
э
6
г
Введите код без пробелов, учитывая регистр