Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Восприятие индийской классической музыки

Индийская классическая музыка основана на мелодии и ритме, а не на гармонии, контрапункте, аккордах, модуляции и других основных элементах западной классической музыки.

Система индийской музыки, известная как Рага сангит, берёт своё начало в ведических гимнах, исполнявшихся в индусских храмах ещё 2 тысячелетия назад. Эти гимны считаются фундаментальным источником всей индийской музыки. Так что, подобно западной музыке, индийская классическая музыка уходит корнями в религию. Для нас музыка - духовная дисциплина которую нужно усвоить на пути к самосовершенствованию, ведь мы следуем традиционному учению о том, что звук есть бог - Нада Брахма. Знание музыки подводит сознание личности к пониманию истинного значения мира и даёт возможность радостно ощутить его вечную и неизменную сущность. Эта сущность может быть постигнута именно через раги.

Древние ведические тексты учат нас, что существуют два вида звуков. Один из них - вибрация эфира, верхнего, более чистого слоя воздуха, близкого к небесным сферам. Этот звук называется анахата над, или неслышимый звук. Только великие просвещённые йоги могут услышать его. Некоторые считают, что этот звук Вселенной - та самая музыка сфер, о которой писал Пифагор в VI веке до н. э. Другой звук ахата над, слышимый звук, - вибрация воздуха околоземных слоёв атмосферы. Это - любой звук, который мы слышим в природе или издаём сами. Он может быть как музыкальным, так и немузыкальным.

Традиции индийской классической музыки передавались изустно, непосредственно от учителя к ученику, а не при помощи нотного письма, принятого на Западе. Душой индийской музыки является рага, мелодическая форма, в рамках которой импровизирует музыкант. Рамки импровизации устанавливаются традицией и оживляются творческим духом музыканта-виртуоза.

Чрезвычайно трудно объяснить, что такое рага, в нескольких словах. Хотя индийская музыка ладовая по своему характеру, раги не следует путать с тональностями, которые можно услышать в музыке Ближнего и Дальнего Востока, с гаммой, собственно мелодией или композицией. Рага - научная, точная, изысканная и эстетическая мелодическая форма со своими особенными восходящими и нисходящими рядами, которые состоят из полной семинотной октавы или пяти-, шестинотных циклов (а так же их комбинаций), называемыми арохана и аварохана. Незначительная разница в порядке нот, пропуск диссонантной ноты, ударение на какую-нибудь определённую ноту, переход одной ноты в другую, использование микротонов и другие тонкости создают различия между рагами.

В санскрите есть выражение: "Ранджаяти ити рага" - "именно рага услаждает душу". Для того чтобы рага действительно услаждала душу, она должна строиться не только на нотах и музыкальных украшениях, но и создавать у слушателя определённые эмоции или настроение, присущее каждой раге. Таким образом, благодаря мелодическому богатству нашей музыки любую человеческую эмоцию, тончайшее ощущение человека или природы можно выразить и пережить в музыке.

Искусство Индии - музыка, танец, театр и поэзия - основано на концепции "нава раса", или девяти настроений.
Дословно "раса" означает сок или экстракт, но в данном контексте понимается, как чувство или настроение. Обычно эти настроения ставятся в следующем порядке: "шрингара" (романтическое или эротическое настроение), "хасья" (юмористическое), "каруна" (печальное или патетическое), "раудра" (гневное), "бхаянака" (слезливое или испуганное), "вибхатса" (чувство отвращения), "адбхута" (удивление), "шанта" (ощущение покоя).
В основном каждая рага определяется одним из этих девяти настроений, хотя исполнитель менее звучно может выразить и другие чувства. Чем лучше ноты одной раги приспособлены для выражения единой идеи или чувства, тем она более впечатляет.
Помимо того, что рага ассоциируется с определённым настроением, каждая рага ещё и тесно связана с определённым временем дня или временем года. Смена дня и ночи, смена врёмен года похожи на течение самой жизни.
Каждая часть суток: предрассветные часы, полдень, разгар дня, сумерки, глубокая ночь - ассоциируется с определённым настроением. Указание на время, к которому относится рага, можно найти в характере составляющих её нот или в связанных с ней исторических анекдотах. Хотя раги основываются на 72 мелах, или основных гаммах, индийские теоретики музыки подсчитали, что со всеми перестановками и комбинациями насчитывается более 6000 раг!
Но рага не только восходяще-нисходящая структура. В ней должен быть чалан, или определённый нотный рисунок, узор, характерный для раги. Главная нота этого рисунка - вади, вторая главная нота - самавади и его главный отличительный признак - джан (жизнь) или мукхда (лицо) - группа нот, которая помогает сразу же распознать рагу. С эстетической точки зрения рага - проекция внутреннего мира художника, проявление его наиболее глубоких чувств и ощущений с помощью тонов и мелодий. Музыкант должен оживить рагу по мере раскрытия и разработки темы. Индийская музыка почти полностью строится на импровизации, поэтому многое зависит от понимания духа и тончайших оттенков искусства; отношения между музыкантом и наставником - краеугольный камень этой древней традиции. С самого начала музыкант, стремящийся постичь секреты мастерства, требует к себе особого внимания. Неповторимый аромат, душа раги - в её духовном строе и манере выражения, а этому нельзя научиться по книгам.

Только годы длительных и упорных занятий под руководством гуру (садханы) и благословения учителя дадут музыканту умение оживлять рагу. Это достигается использованием приёмов, переданных наставником, например шрути - микротона (помимо 12 полутонов в октаве, индийская музыка использует меньшие интервалы, чем западная; в индийской октаве 22 микротона), гамаков - особой разновидности глиссандо, которые связывают одну ноту с другой, и андолана - раскачивания, но не вибрато. В результате в каждой ноте начинает пульсировать жизнь, и рага становится трепетной и яркой.

Далее следует остановиться на талах - ритмических комбинациях раги. В индийской музыке есть уникальные по сложности и ритмической изысканности талы. В них бывает от 3 до 108 ударов. Наиболее известные талы - те, в которых бывает 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14 и 16 ударов. Есть также комбинации из 9, 11, 13, 15, 17 и 19 ударов, которые исполняются в редких случаях наиболее выдающимися мастерами. Деление в тале и акцент на первый удар, называемый сам, - важнейшие ритмические факторы. Талы с одинаковым количеством ударов различаются внутренним делением и акцентами. Например, тала Дхамар состоит из 14 ударов, разделённых следующим образом: 5+5+4, тала Ада Чаутал состоит из того же количества ударов, но они разделены иначе: 2+4+4+4, ещё одна тала, Чанчар, разделена так: 3+4+3+4. В вокальной музыке ударник аккомпанирует певцу в быстром, среднем и медленном темпе, в зависимости от того, какую талу выбирает певец. Ударник поступает так же, аккомпанируя инструменталисту в гате - третьей части раги. Как и раги, талы имеют свои характерные черты. Например, такие традиционные талы, как Чаутал (12 ударов) и Дхамар (14 ударов), исполняются на двустороннем барабане пакхавадж. Такой аккомпанемент используется в старой традиционной форме пения Дхрупад - Дхамар и в инструментальных композициях на вине, рабабе, сурбахаре. Сегодня большая часть вокальной и инструментальной музыки построена на современной форме Кхьял и сопровождается игрой на сдвоенном барабане табла.

Импровизационный характер индийской музыки требует, чтобы музыкант принимал во внимание обстановку, время исполнения произведения, настроение аудитории и своё. Поскольку индийская музыка религиозна в своей основе, исполнение требует духовности.
Традиционно исполнение начинается с алапы, величественного и спокойного показа характера избранной раги. После этого медленного, прочувствованного, иногда печального начала музыкант постепенно переходит в джор. В этой части появляется и разрабатывается ритм, а также звучат бесчисленные вариации основной темы раги. Алапа и джор не сопровождаются барабаном.

Далее алапа и джор переходят в гату, фиксированную композицию раги. Здесь к прекрасной ритмической структуре гаты и её ритмическому циклу - тале присоединяются ударные. Эта часть строится на форме Кхьял. С этого момента и далее гата, имеющая от 4 до 16 тактов фиксированной композиции, становится для музыканта той темой, к которой он должен вернуться после импровизации. Хотя исполнитель имеет полную свободу импровизации, он не должен преступать границ выбранной раги и талы. Эта свобода в рамках художественной дисциплины приходит к музыканту после многих лет упорных занятий. Вот почему нельзя ставить знак равенства между импровизацией в индийской музыке и импровизацией в джазе.
Постепенное ускорение ритма в гате приходит к кульминации в четвёртой части исполнения - джхале. Здесь рага становится всё более мажорной и волнующей. Савал - джаваб - чарующий и быстрый диалог ситара и таблы не может не восхитить даже самого неискушённого слушателя.
Часто в конце выступления музыкант исполняет тхумри и дхун. Это - полуклассические стили, гораздо более свободные, романтические, чувственные.

В наше время музыка Индии стала неотъемлемой частью западной культуры. Она оказала влияние на творчество многих композиторов и музыкантов. Желание познавать и учиться, искренний энтузиазм западной аудитории - неистощимый источник творческого удовлетворения и вдохновения.

Автор и источник публикации: 

Журнал "Индия", архив 1980-х, Рави Шанкар


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Я
Ф
Я
э
Д
Введите код без пробелов, учитывая регистр