Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Восприятие индийской классической музыки

Страница для печатиSend by email

Индийская классическая музыка основана на мелодии и ритме, а не на гармонии, контрапункте, аккордах, модуляции и других основных элементах западной классической музыки.

Система индийской музыки, известная как Рага сангит, берёт своё начало в ведических гимнах, исполнявшихся в индусских храмах ещё 2 тысячелетия назад. Эти гимны считаются фундаментальным источником всей индийской музыки. Так что, подобно западной музыке, индийская классическая музыка уходит корнями в религию. Для нас музыка - духовная дисциплина которую нужно усвоить на пути к самосовершенствованию, ведь мы следуем традиционному учению о том, что звук есть бог - Нада Брахма. Знание музыки подводит сознание личности к пониманию истинного значения мира и даёт возможность радостно ощутить его вечную и неизменную сущность. Эта сущность может быть постигнута именно через раги.

Древние ведические тексты учат нас, что существуют два вида звуков. Один из них - вибрация эфира, верхнего, более чистого слоя воздуха, близкого к небесным сферам. Этот звук называется анахата над, или неслышимый звук. Только великие просвещённые йоги могут услышать его. Некоторые считают, что этот звук Вселенной - та самая музыка сфер, о которой писал Пифагор в VI веке до н. э. Другой звук ахата над, слышимый звук, - вибрация воздуха околоземных слоёв атмосферы. Это - любой звук, который мы слышим в природе или издаём сами. Он может быть как музыкальным, так и немузыкальным.

Традиции индийской классической музыки передавались изустно, непосредственно от учителя к ученику, а не при помощи нотного письма, принятого на Западе. Душой индийской музыки является рага, мелодическая форма, в рамках которой импровизирует музыкант. Рамки импровизации устанавливаются традицией и оживляются творческим духом музыканта-виртуоза.

Чрезвычайно трудно объяснить, что такое рага, в нескольких словах. Хотя индийская музыка ладовая по своему характеру, раги не следует путать с тональностями, которые можно услышать в музыке Ближнего и Дальнего Востока, с гаммой, собственно мелодией или композицией. Рага - научная, точная, изысканная и эстетическая мелодическая форма со своими особенными восходящими и нисходящими рядами, которые состоят из полной семинотной октавы или пяти-, шестинотных циклов (а так же их комбинаций), называемыми арохана и аварохана. Незначительная разница в порядке нот, пропуск диссонантной ноты, ударение на какую-нибудь определённую ноту, переход одной ноты в другую, использование микротонов и другие тонкости создают различия между рагами.

В санскрите есть выражение: "Ранджаяти ити рага" - "именно рага услаждает душу". Для того чтобы рага действительно услаждала душу, она должна строиться не только на нотах и музыкальных украшениях, но и создавать у слушателя определённые эмоции или настроение, присущее каждой раге. Таким образом, благодаря мелодическому богатству нашей музыки любую человеческую эмоцию, тончайшее ощущение человека или природы можно выразить и пережить в музыке.

Искусство Индии - музыка, танец, театр и поэзия - основано на концепции "нава раса", или девяти настроений.
Дословно "раса" означает сок или экстракт, но в данном контексте понимается, как чувство или настроение. Обычно эти настроения ставятся в следующем порядке: "шрингара" (романтическое или эротическое настроение), "хасья" (юмористическое), "каруна" (печальное или патетическое), "раудра" (гневное), "бхаянака" (слезливое или испуганное), "вибхатса" (чувство отвращения), "адбхута" (удивление), "шанта" (ощущение покоя).
В основном каждая рага определяется одним из этих девяти настроений, хотя исполнитель менее звучно может выразить и другие чувства. Чем лучше ноты одной раги приспособлены для выражения единой идеи или чувства, тем она более впечатляет.
Помимо того, что рага ассоциируется с определённым настроением, каждая рага ещё и тесно связана с определённым временем дня или временем года. Смена дня и ночи, смена врёмен года похожи на течение самой жизни.
Каждая часть суток: предрассветные часы, полдень, разгар дня, сумерки, глубокая ночь - ассоциируется с определённым настроением. Указание на время, к которому относится рага, можно найти в характере составляющих её нот или в связанных с ней исторических анекдотах. Хотя раги основываются на 72 мелах, или основных гаммах, индийские теоретики музыки подсчитали, что со всеми перестановками и комбинациями насчитывается более 6000 раг!
Но рага не только восходяще-нисходящая структура. В ней должен быть чалан, или определённый нотный рисунок, узор, характерный для раги. Главная нота этого рисунка - вади, вторая главная нота - самавади и его главный отличительный признак - джан (жизнь) или мукхда (лицо) - группа нот, которая помогает сразу же распознать рагу. С эстетической точки зрения рага - проекция внутреннего мира художника, проявление его наиболее глубоких чувств и ощущений с помощью тонов и мелодий. Музыкант должен оживить рагу по мере раскрытия и разработки темы. Индийская музыка почти полностью строится на импровизации, поэтому многое зависит от понимания духа и тончайших оттенков искусства; отношения между музыкантом и наставником - краеугольный камень этой древней традиции. С самого начала музыкант, стремящийся постичь секреты мастерства, требует к себе особого внимания. Неповторимый аромат, душа раги - в её духовном строе и манере выражения, а этому нельзя научиться по книгам.

Только годы длительных и упорных занятий под руководством гуру (садханы) и благословения учителя дадут музыканту умение оживлять рагу. Это достигается использованием приёмов, переданных наставником, например шрути - микротона (помимо 12 полутонов в октаве, индийская музыка использует меньшие интервалы, чем западная; в индийской октаве 22 микротона), гамаков - особой разновидности глиссандо, которые связывают одну ноту с другой, и андолана - раскачивания, но не вибрато. В результате в каждой ноте начинает пульсировать жизнь, и рага становится трепетной и яркой.

Далее следует остановиться на талах - ритмических комбинациях раги. В индийской музыке есть уникальные по сложности и ритмической изысканности талы. В них бывает от 3 до 108 ударов. Наиболее известные талы - те, в которых бывает 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14 и 16 ударов. Есть также комбинации из 9, 11, 13, 15, 17 и 19 ударов, которые исполняются в редких случаях наиболее выдающимися мастерами. Деление в тале и акцент на первый удар, называемый сам, - важнейшие ритмические факторы. Талы с одинаковым количеством ударов различаются внутренним делением и акцентами. Например, тала Дхамар состоит из 14 ударов, разделённых следующим образом: 5+5+4, тала Ада Чаутал состоит из того же количества ударов, но они разделены иначе: 2+4+4+4, ещё одна тала, Чанчар, разделена так: 3+4+3+4. В вокальной музыке ударник аккомпанирует певцу в быстром, среднем и медленном темпе, в зависимости от того, какую талу выбирает певец. Ударник поступает так же, аккомпанируя инструменталисту в гате - третьей части раги. Как и раги, талы имеют свои характерные черты. Например, такие традиционные талы, как Чаутал (12 ударов) и Дхамар (14 ударов), исполняются на двустороннем барабане пакхавадж. Такой аккомпанемент используется в старой традиционной форме пения Дхрупад - Дхамар и в инструментальных композициях на вине, рабабе, сурбахаре. Сегодня большая часть вокальной и инструментальной музыки построена на современной форме Кхьял и сопровождается игрой на сдвоенном барабане табла.

Импровизационный характер индийской музыки требует, чтобы музыкант принимал во внимание обстановку, время исполнения произведения, настроение аудитории и своё. Поскольку индийская музыка религиозна в своей основе, исполнение требует духовности.
Традиционно исполнение начинается с алапы, величественного и спокойного показа характера избранной раги. После этого медленного, прочувствованного, иногда печального начала музыкант постепенно переходит в джор. В этой части появляется и разрабатывается ритм, а также звучат бесчисленные вариации основной темы раги. Алапа и джор не сопровождаются барабаном.

Далее алапа и джор переходят в гату, фиксированную композицию раги. Здесь к прекрасной ритмической структуре гаты и её ритмическому циклу - тале присоединяются ударные. Эта часть строится на форме Кхьял. С этого момента и далее гата, имеющая от 4 до 16 тактов фиксированной композиции, становится для музыканта той темой, к которой он должен вернуться после импровизации. Хотя исполнитель имеет полную свободу импровизации, он не должен преступать границ выбранной раги и талы. Эта свобода в рамках художественной дисциплины приходит к музыканту после многих лет упорных занятий. Вот почему нельзя ставить знак равенства между импровизацией в индийской музыке и импровизацией в джазе.
Постепенное ускорение ритма в гате приходит к кульминации в четвёртой части исполнения - джхале. Здесь рага становится всё более мажорной и волнующей. Савал - джаваб - чарующий и быстрый диалог ситара и таблы не может не восхитить даже самого неискушённого слушателя.
Часто в конце выступления музыкант исполняет тхумри и дхун. Это - полуклассические стили, гораздо более свободные, романтические, чувственные.

В наше время музыка Индии стала неотъемлемой частью западной культуры. Она оказала влияние на творчество многих композиторов и музыкантов. Желание познавать и учиться, искренний энтузиазм западной аудитории - неистощимый источник творческого удовлетворения и вдохновения.

Автор и источник публикации: 

Журнал "Индия", архив 1980-х, Рави Шанкар


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
путешест_енник:
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников