Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Храм Кайласанатха, сравнение

Страница для печатиSend by email

Храм Кайласанатха в Элуре имеет два прототипа - одноименный храм Шивы в Канчипураме, законченный около 700 года, и храм Вирупакши - около 740 года. Обе эти выдающиеся постройки представляют расцвет деканского стиля архитектуры, развившегося впервые при Паллавах [10].
Храм Кайласанатха в Канчипураме состоит из колонного зала для молящихся и камеры святилища, над которым возвышается пирамидальная ступенчатая башня южного типа. Позже оба строения были соединены промежуточным вестибюлем, а святилище окружено пятью малыми храмиками [11].
Другой прототип элурского Кайласанатхи был создан в Паттадакале по велению Вирупакши, супруги одного из раджей династии Чалукья, в период наибольшего расцвета архитектуры этого города [12].

И у храма в Канчипураме и у храма Вирупакши почти одинаковый план, но в последнем нет вестибюля, а вокруг святилища сделан путь для церемонии обхода (прадакшина). Впереди стоит павильон священного быка Найди. Оба храма богато украшены пилястрами, карнизами, кронштейнами и рельефами и в целом очень пластичны.

Царственный супруг Вирупакши Викрамадитья II Чалукья (733 - 746), занявший паллавскую столицу Канчипурам, был так поражен архитектурными достоинствами храма Кайласанатха в этом городе, что увез с собой местного тамильского мастера, который ввел в оба упомянутых храма элементы зодчества Паллавов. Надписи на постройках подтверждают связи Чалукьев с Паллавами и тот факт, что архитекторами в обоих случаях были южане [13]. Храм Вирупакши и храм в Канчипураме представляют лучшие черты зодчества Паллавов.

Храм Кайласанатха в Элуре - последнее, крупнейшее скальное сооружение, завершающее своей оригинальной формой длительный этап развития, который прошли скальные монолиты. В окружении гор, глубокого двора и пещер еще полнее выявляются художественные достоинства этого прославленного сооружения.

Скальное, в частности пещерное, зодчество Индии достигло огромного размаха, смелости замысла, разнообразия и величия форм. Ксли не считать пещерных погребальных камер 8 века до н. э., сохранившихся на Малабаре, то историю этого вида зодчества можно начинать со времен императора Ашоки (268 - 232 гг. до н. э.), откуда идет непрерывный хронологический ряд сохранившихся памятников и подлинная история индийского искусства. С конца 8 века н. э. скальное зодчество постепенно угасает и окончательно прекращается в 12 веке.

Всего в Индии было создано около 1200 пещерных храмов и монастырей, причем они высекались не в мягком грунте, а в скалах твердых пород.
Развитие пещерной и монолитной скальной архитектуры не было результатом неумения индийцев строить из тесаного камня и не служило заменой конструктивного зодчества. По всей видимости, и пещерная и монолитная скальная архитектура были воспроизведением построек из дерева и тесаных каменных блоков.

Храм Кайласанатха в Элуре, как уже отмечалось, создан по образцу структурных каменных храмов.
Индуистские пещерные храмы имеют планы, близкие к более древним храмам буддийских пещер, и посвящены главным образом Шиве.
В основном они распадаются на два типа. Один из них, представленный в Элуре (например, храм Рамешвара) и в других местах юга Индии, характеризуется верандой, огороженной колоннадой. Веранда, как правило, вытянута по фасаду с углубленными в ее задней стене камерами святилищ, числом от одного до трех, иногда окруженных обходным коридором. Второй тип имеет вид обширного колонного зала, в центре которого возвышается целла с четырьмя входами и с лингамом внутри. С двух или трех сторон зал окружен вестибюлями и открытыми дворами (Дхумар Лена в Элуре и другие).

Все эти пещеры отличаются широтой замысла и величием.
К концу 8 века пещерное зодчество исчерпало все свои возможности по масштабам, "этажности" и сложности планов. Так, буддийская пещера Тхин-Тхаль в Элуре имеет три этажа и площадь почти в 800 квадратных метров (в одном этаже). У пещеры Дас Аватар (в Элуре) - 928 квадратных метров. В храме Шивы на острове Элефанты появились открытые дворы и вестибюли.

Однако широкий доступ света в значительной мере уничтожал основной смысл пещеры как подземного помещения. Увеличение "этажности" не могло продолжаться свыше известного предела, обусловленного наличием подходящих утесов с отвесно падающими стенами. Развитие обычного строительства из тесаного камня тоже подрывало значение пещерного и вообще монолитного зодчества.

Неся на себе черты стиля предшествующих построек, храм Кайласа-натха отошел от обычной техники создания храмов-монолитов. Он не оформлен из отдельно стоящей скалы, что было бы несравненно легче, чем высекать его в массиве горы путем выемки горных пород вокруг огромного рва. Ров этот образует двор, в центре которого и возвышается храм. Таким образом, сохраняя старые традиции южной и деканской архитектуры, комплекс Кайласанатхи представляет собой уже наземный храм, и в сохранившейся его скульптуре мы видим появление новых черт, знаменующих развитие средневекового искусства.

об архитектуре храма Кайласантха

Примечание

11 Колонный зал мантапам, вестибюль перед святилищем-антарала и святилище гарбха-гриха (лоно храма). Башенная надстройка над святилищем, имеющая южную форму, дравида-шикхара (дравидийская вершина).

12 Этот небольшой храм носит название храма Вирупакши.

13 В Индии издревле существовало два главных течения в архитектуре: северное и южное. Северное оформилось как школа, приписываемая полулегендарному архитектору Манасара, а южная зодчему Майя. У северных храмов башня святилища круто вздымается вверх, а у южных она имеет вид массивной уступчатой пирамиды. В Паттадакале сохранилось четыре храма северного типа и шесть южного.

Автор и источник публикации: 

Тюляев С. А. Искусство Индии. М., 1988, фрагмент статьи "Xрам Кайласанатха в Элуре"


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
путешеств_е:
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников