Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Праздники и фестивали Непала

Непал недаром называют «страной фестивалей». Наиболее важные из них – фестиваль света Тихар; Дасаин – праздник победы добра над злом; красочный, поистине раблезианский фестиваль Холи. Религиозные фестивали в Непале не фольклор, не абсурдное развлечение для туристов. Это торжественные и священные церемонии под эгидой богов и людей. Непальцы с одинаковым рвением участвуют в фестивалях обеих религий и чтут святыни обеих вер.

Все фестивали и праздники Непала делятся на 4 категории:
Религиозные праздники: Дасаин, Индра Джатра, Тихар, Рато Мачендранатх, МахаШиваРатри, Ччхат, Рождество и другие
Исторические фестивали: Гайджатра, Ганту
Сезонные фестивали: Холи, Лхосар, Лочар и
Легендарные, то есть все остальные.

Непальский Новый год / Бискет Джатра

Непальский Новый год начинается в апреле, в начале месяца Байсакх. Праздник Бискет в Бхактапуре – наиболее красочная встреча Нового года и одно из наиболее впечатляющих ежегодных событий в долине. В Катманду и Патане – это торжественная процессия, в которой проносят на паланкине Махендранатха в компании Бетала, а в другом паланкине путешествует богиня Бхадракали. Из Таумадхи Тол, за храмом Бхайрава, паланкины проносят через город, и останавливают для сражения между восточной и западной частью города. Победившая сторона получает право хранить изображения богов в течение недельного праздника на берегу. После сражения, процессия продолжает движение вниз по улице, ведущей к реке, где возвышается огромный 25-метровый столб-лингам. Вечером этого же дня столб стараются уронить на землю. Когда он падает, официально наступает Новый

В Бхактапуре проходят и другие праздники за неделю до нового года и в течение недели после. Члены касты носильщиков устанавливают и сбрасывают на землю свой лингам. Вокруг города торжественно проносятся изображения Ганеши, Лакшми и Махакали. Новый год в долине – время для ритуального купания и паломничества к святым местам, и толпы людей стекаются к буддистским ступам Сваямбунатх, Боднатх и Балкумари Джатра. Тхими, маленький городок недалеко от Бхактапура, встречает Новый год по-своему великолепным празднованием. Это традиция была установлена королем Джагат Джоти Малла в начале 1600 года. В Тхими чествуют Балкумари, другое воплощение Бхайрава. В течение всего дня люди торжественно обходят храм в Тхими, а когда становится темно, зажигают сотни специальных масляных светильников.
Некоторые из паломников неподвижно лежат вокруг храма всю ночь с горящими лампадами на ногах, руках, груди и лбу. На следующее утро к храму собираются жители Тхими и окрестных деревень, торжественно несущие паланкины (известные как Кхаты) с изображениями разных богов. Когда процессия с 32 кхатами обходит храм, ее обсыпают красным порошком. Церемония достигает своего пика, когда кхат с Ганешей прибывает из деревни Нагадиш. Процессия движется по улице до тех пор, пока Ганеша, которого несут сотни людей, не сталкивается с другими кхатами, которые его преследовали. Если они ловят Ганешу, праздник продолжается, но в конце концов Ганеша отправляется дальше, а праздник переходит в храм Таледжу.

Будда Джаянти

Одним из главных праздников буддийского календаря и верующих Непала – это Будда Джаянти. В этот день празднуется три события в жизни Будды. Ег о последнее рождение на земле, великое просветление и достижение Нирваны Шакьямуни. Еще этот праздник называется Будда Пурнима, но в Непале он называется Будда Джаянти. В этот день верующие особенно предаются молитве, так как считается, что именно в этот день их молитвы умножаются. По той же причине, они не грешат, не делают злых поступков.

Ночью, при полной луне, жители Непала совершают молитвы, которые сопровождаются звуками музыкальных инструментов ритуала и делаются многочисленные жертвоприношения: фрукты, свежие цветы, священная вода. Всю ночь во всех ступах и гомпах (монастырях) горят масляные светильники. Весь следующий день монахи, простые люди, последователи Будды приносят дары. Одеяние и тех и других праздничное, великолепное. Народ Непала очень гордится тем, что в Лумбини, по преданию, родился Будда. В праздничную ночь толпы людей едут именно в Сваямбунатх и Лумбини, чтобы почтить Великого Будду. В связи с этим великим праздником в Сваямбунатхе выносят для всеобщего обозрения старинные тханка.

Дасаин , то же что и Дуссера (Дашера) в Индии

Один из главных индуистских праздников Непала. Дасаин известен также под названием Дурга Пуджа, так как посвящен великой богине Дурге. По преданиям, именно богиня Дурга спасла мир от зла. Как покровительница непальской королевской семьи, она известна под именем богини Тележу, а живая богиня Кумари является одной из ее инкарнаций.

В течение 10 дней Дасайна непальские индуисты обмениваются подарками и поздравлениями, стараются забыть противоречия и помириться. Праздник обычно начинается по завершению периода муссонных дождей в конце сентября – начале октября, за две недели до полнолуния, и сопровождается многочисленными церемониями и жертвоприношениями. Каждая из девяти ночей праздника посвящается одной из инкарнаций богини. В первый день праздника – Гхатастхапана (установка сосуда) в молитвенной комнате непальского дома, перед изображением богини устанавливается священный сосуд с водой (кайлаш) и тарелка с землей, в которую сажают ячмень и ежедневно поливают из кайлаша. Появившиеся ростки ячменя называются джамара и считаются знаком благословления Дурги. В первую ночь праздника на улицах городов и деревень выступают танцоры в живописных костюмах и масках, изображающих восемь главных богинь и бога Шиву. Представления танцоров в Патане проходят каждую ночь праздника и привлекают множество зрителей.

Центральный ритуал выращивания джамары проводится в Горкхе, столице одноименного княжества и родине королей Непала. На пятый день от старинного королевского дворца Горкхи стартует процессия, которая прибывает в Катманду на седьмой день праздника. На украшенном красной материей паланкине брахманы несут джамару, королевский кайлаш и стебли сахарного тростника. Процессия сопровождается королевской гвардией в военной форме 19 века, периода войны за объединение Непала. Седьмой день Дасайна называется Фулпати (день святого сосуда). В этот день вокруг центрального водоема Катманду Рани Покхари собираются толпы народа, чтобы быть свидетелями прибытия процессии. В церемонии встречи процессии участвовали король и королева. По завершении церемонии встречи священные дары переносят в молитвенное помещение дворца Хануман Дхока.

Восьмой день, Астхами, является днем строгого поста. В храмах, посвященных богине Дурге, идет подготовка к Калратри (черной ночи) – массовому жертвоприношению тысяч буйволов, козлов, баранов, кур и уток.

Девятый день праздника называется Навами. В этот единственный день в году, храм Дурги (Таледжу) на площади Дарбар в центре Катманду открыт для публики. В храмах продолжаются жертвоприношения богине Дурге.

Своей кульминации праздник Дасайн достигает на десятый день (Виджайя Дасами), когда отмечается победа Дурги над всемирным Злом. В этот день, часто называемый Днем тика (тика – знак, который наносится на лоб из смеси натуральной красной краски, риса, а в Дасайн и с добавлением джамары при совершении религиозных обрядов), индуисты посещают старших родственников и начальников для получения благословления. Тысячи непальцев выстраивались в очередь в королевский дворец, чтобы получить тику от короля и королевы, что считается большой удачей и почетом.

Последняя ночь Дасайна (Коджаграт Пурнима) приходится на полнолуние. В эту ночь непальцы предпочитают долго не ложиться спать, играют в кости или беседуют, веря, что те, кто дождется полуночи, получит благословение богини удачи Лакшми. С этого времени для женщин начинается месячный пост.

Тихар, или Дивали

Дивали в переводе с санскрита означает «огненная гроздь» или «ряд огней». Это яркий фестиваль огня и света, включающий в себя пять праздников. Этопраздник торжества добра над злом, победа истины над ложью. Длится пять дней, из которых - три дня выходных. И с ним совпадает неварский Новый год. В это время молодежь танцует, разъезжает полными машинами по улицам, гремит барабанами, в общем, веселье льется через край. Неотъемлемым элементом праздника являются фейерверки, хлопушки, петарды. Огни видны повсюду. На улицах, деревьях, на крышах каждого дома. Везде продают море сладостей и множество подарков. Ну и конечно же, какой праздник без музыки и танцев?!

Для привлечения богатства, непальцы особенно старательно украшают свои дома как можно большим количеством огней. А все потому, что, согласно легенде, Лакшми, богиня благосостояния, спускается в это время на землю и заходит только в самые красивые и светлые дома, поселяя в них счастье и благополучие. У женщин до восхода солнца особый ритуал – они принимают ванну с ароматными маслами и зажигают маленькие свечи, лампады и окружают себя разными благовониями. После принятия такой ванны они обязательно покупают себе золотые или серебряные украшения, и еще какую – нибудь кухонную утварь. Дивали символизирует собою начало нового года, поэтому непальцы верят, что все начинания в этот день непременно будут успешными.

Ситхинакха

Праздник почитания матери - Земли. Обычно на улицах Непала проводятся красочные фестивали в честь земли. Люди благодарят ее за щедрость и за то,что она дарует нам жизнь. Ведь, согласно учению Дигу, земля – основа человеческой жизни.

А еще в этот день празднуется рождение бога Кумара, сына Шивы и Парвати. За его вечно юный возраст его еще называют «Девственник», Сенапати, «Военачальник», Агнибху, «Сын огня», Картикея, «Сын Плеяд», Гуха, «Таинственный». Но женщинам и девушкам не рекомендуется смотреть на его изображение, так как считается, что долгое созерцание его образа приводит к вдовству. Специальные традиционные блюда готовят в этот день. Это чечевичные блины. В поклонении блюда из зерновых вместе с сезонными фруктами предлагаются и земле. Почему именно из зерновых? Потому что они, в большинстве своем, имеют круглую форму Земли и других планет во Вселенной. Так, например, выкладывают на земле изображение Будды из песка и фасоли: красной,черной и белой, красной и зеленой чечевицы и прочих зерен, и все это - вперемешку с маргаритками… Устраиваются всевозможные крестьянские ярмарки, где фермеры хвалятся своими урожаями и зарабатывают при этом призы. Накануне праздника люди в городах и деревнях приводят в порядок территорию вокруг домов, устраивают своего рода субботники, чистят свои колодцы и бассейны. Преданность и признание к благосклонной земле – вот сущность праздника Ситхинакха.

Басанта Панчами

Праздник наступления весны и время почитания трех богинь, покровительствующих образованию, артистам и ткачам. Он начинается на новолуние (амавасью) в начале месяца Чаитра и длится девять дней. Первые три дня празднования почитают Богиню Дургу в ее разгневанных формах. Ее молят об уничтожениидемонов внутри себя, а также о разрушении невежества и несовершенства. Следующие три дня чтят богиню Лакшми, которая дарует благополучие и удачу. Последние же три дня посвящены Богине Сарасвати. Считается, что она одаряет людей знанием и мудростью. И именно в ее святилище на холме Сваямбустуденты и школьники уже с раннего утра приходят освятить свои книги, карандаши, ручки, и даже ноутбуки. Традиционно во время этого фестиваля детей первый раз учат письму, а большинство образовательных учреждений организовывает специальную молитву к Сарасвати.

Желтому цвету придается особое значение во время празднования. Люди обычно носят желтые одежды, молятся Сарасвати также только одетыми в желтое , едят желтые конфеты и сладости. А еще в это время празднуют свадьбы, так как поклоняются еще богу любви Камадева. И, если в Непале индусы чтят Дургу, Лакшми и Сарасвати, то у непальских буддистов это - Бодхисаттва Манджушри, олицетворяющий высший разум, мудрость и волю, персонифицирующий всеведение и осуществляющий полную просветлённость.

Магхе Санкранти

В преддверии прихода весны отмечается окончание самых холодных месяцев в январе, 1-го числа. Это один из немногочисленных праздников, дата которого привязана к солнечному календарю, а не к лунному, и соответствует перемещению солнца с юга на север. Именно во время начала солнечного движения начинается празднование. Поэтому праздник Магхе Санкранти - сродни солнцестоянию в других религиях. Этот день завершает зловещий месяц Пауш, припадающий на зимнее время с 22 декабря до 20 января. «Нехорошим» он считается потому, что во время него в королевстве не происходит никаких религиозных церемоний.

И вот приходит час празднования Магхе Санкранти. Совершаются массовые ритуальные омовения, чтобы смыть грехи и получить процветание. Люди едя т священную пищу гхи (топлёное сливочное масло), ладду (сладости из нутовой муки) и сладкий картофель. Мать непременно желает здоровья всем членам своей семьи. Как сказано в Махабхарате, одном из крупнейших литературных произведений мира, царь Бхисма, который имел власть над своей смертью, решил в этот день умереть. Непальцы благодарят его за то, что на смену зимним коротким дням приходит тепло и увеличивается день. Считают также, что это подходящее время для осознания философии Мокша.

Трибени Мела

Праздник приходится на новолуние и отмечается повсеместно, включая Девгхат, на берегу реки Нарайяни недалеко от города Нарайянгхат в Тераях.

Лхосар.

Тибетский Новый год приходится в февральское новолуние. Его встречают особым обрядом у большой буддистской ступы Бодднатх. Одетые в живописные одежды ламы с флагами и портретами Далай Ламы торжественно обходят ступу. Церемония встречи тибетского Нового Года также проходит в Сваямбунатхе и в Тибетском сообществе в Дхаулакеле недалеко от Патана.

Маха Шиваратри.

День Рождения Шивы попадает на новолуние месяца Фалгун. Праздник отмечают во всех храмах Шивы, но особенно в большом храме Пашупатинатх. Он собирает людей не только со всего Непала, но и со всей Индии. Многие садху совершают долгое путешествие в Непал ради этого праздника. Король Непала прибывал на этот праздник в день, когда Шива, как Пашупати, был призван защищать Непал. В этот праздник принято совершать ритуальные омовения. Толпа, купающаяся в реке Багмати, выглядит пестро и красиво. Садху, как обычно, обсыпают себя пеплом и выполняют невероятные позы йоги.

Холи / Фагу

Этот замечательный праздник восходит к празднику воды в Таиланде и Мьянме и отмечается в день полнолуния в месяце Фалгун. К этому времени становится довольно жарко, и вода, щедро текущая повсюду, напоминает дни прохладного муссона. Холи также известен как праздник красок. Люди обсыпают друг друга цветным порошком или обливают разноцветной водой. Этот праздник вдохновлен подвигами Кришны. На площади Басантапур в центре Катманду устанавливается столб, поддерживающий ритуальный зонт. В конце дня зонт снимается и сжигается. Гуру Мапа, демон Йитум Бахал в Катманду, получает свою ежегодную еду в ночь Холи. Жители Йитум Бахал готовят вечером угощение, а в полночь несут его в Тундикхел, где в этот день обитает демон.

Чайтья Дасаин.

Также известен как Малый Дасаин. В противоположность Большому Дасаину в месяц Картик, этот праздник отмечается за 6 месяцев до него. Так же, как и Большой Дасаин, он посвящен богине Дурге, и это печальный день для коз и буйволов, которых приносят в жертву богине рано утром в Кот Сквер.

Света Махендранатх

Жертвоприношения Чайтья Дасаин указывают на начало праздника Света Махендранатх, проходящим за месяц перед более важным праздником Рато Махендранатх в Патане. Праздник начинается с перемещения изображения Света Махендранатха из храма в Кел Толе на переносной деревянной колеснице. В течение следующих четырех вечеров колесница перемещается из одного исторического места в другое, и в конце концов останавливается в Лаганкхеле на юге Катманду. Здесь изображение вынимается из колесницы и уносится назад на свое место в паланкине, а колесница разбирается и убирается до следующего года.

Наг Панчами

Праздник приходится на пятый день после полнолуния месяца Саон и в этот день чествуют змей (нагов). Люди верят, что змеи обладают большими магическими силами, и даже влияют на муссонные дожди. Разноцветные изображения змей вешают над входными дверями домов, и это делают не только в знак уважения к змеям, но и для сохранения благополучия домашнего очага. В этот праздник змеям преподносят всевозможные лакомства, в том числе их любимые рис и молоко.

Джанай Пурнима.

Праздник отмечают в день, предшествующий полнолунию в месяце Саон. Это день почитания бога Шивы, во время которого совершаются ритуальные омовения, очищающие от грехов. В этот день, раз в год, происходит и ритуальная смена джаная (священного шнура), который носят мужчины всех высших каст. Три нити, из которых сплетен шнур,символизируют тело, речь и мысль человека.

На ритуал первого повязывания джанай юношам приглашаются родственники и единоверцы. Любой человек, даже иностранец, может носить этот священный желтый шнур, причем мужчины – на правом запястье, а женщины – на левом. Считается, что к носящему этот шнур удача будет благосклонна. В долине Катманду центром праздника является расположенное к северу от города священное озеро Госайнкунд и храм Кумбешвар Махадев в Патане.

Гайджатра

Гайджатра проводится после Джанай Пурнимы в день после полнолуния в месяце Саон и посвещается священному для индуистов животному – корове. В этот день также поминают тех, кто умер в предыдущем году. Существует поверье, что после смерти человека коровы провожают людей к богу подземного мира – Яме. Путь в этом великом путешествии будет легким, если в момент смерти человек будет держать коровий хвост. В этот праздник также отмечают событие, произошедшее с королем Пратап Малла (1641-1674).

У короля умер маленький сын, и королева был в большом горе. Ничто не могло вызвать улыбку на ее лице. Вдруг на следующий день перед дворцом появилась целая толпа людей, одетых в диковинные костюмы. Они пели, танцевали и веселились. Королева не смогла сдержать улыбку и рассмеялась, глядя на это безудержное веселье. С тех пор король учредил праздник Гайджатра, в который проводятся карнавалы, их участники одевают необычные и смешные головные уборы с изображением коровы, яркие маски и одежды.

Кришнастхами

На седьмой день после полнолуния в месяце Бхадра празднуют день рождения Кришны – восьмой инкарнации Вишну. Согласно индуистским легендам, для того чтобы очистить землю от многочисленных демонов зла, Вишну пришел на землю в облике Кришну. Отважные подвиги Кришну, доброта и великая любовь к людям сделали его одним из любимейших богов индуистского пантеона. Храм Кришны в Патане является центром празднования Кришнастхами. Всю ночь в храме светятся лампады и звучат молитвенные песнопения.

Тидж.

Женский праздник продолжается три дня, со 2 дня молодой луны в месяце Бхадра. В эти дни замужние женщины соблюдают пост и молятся за семейное благополучие, а девушки за доброго и любящего жениха. Особенно живописно выглядит утро последнего дня, когда женщины, одетые в свои лучшие наряды, собираются у храма Пашупатинатх для молитвы и ритуального омовения в священной реке Багмати.

Гунла

Священный месяц Гунла (15 дней перед и после полной луны в августе – начале сентября) посвящен Будде. Он сопровождается постом, молитвами и другими ритуалами.

Гокарна Аунси

В августе отмечается день отца. В этот день, как и в день матери, дети собираются в родительском доме, чтобы выразить почтение и уважение отцу. В день Гокарна Аунси принято поминать умерших родственник

Индра Джатра

Праздник бога дождя Индры проводится в конце месяца Бхадра и переходит в Ашвин. Это один из древнейших праздников, значение которого определяется зависимостью сельского большинства населения страны от благоприятных погодных условий. Главная цель праздника – умилостивить Индру. Если он будет доволен, то пройдут обильные дожди, а если нет, то страну ждет засуха и голод. Праздник сопровождается многолюдными и красочными шествиями. На ярко украшенных колесницах устанавливаются изображения Индры, которого возят по улицам городов и поселков. В Катманду в этот день проходит процессия с колесницей живой богини Кумари.

Ганеш Чата.

Четвертый день сентября посвящен Ганешу. Считается, что в этот день произошла ссора между Ганешем и лунной богиней, и непальцы стараются не выходить из дому в эту ночь и не смотреть на луну.

Сита Бубаха Панчами.

На пятый день растущей луны, в конце ноября – начале декабря, паломники со всех концов Непала и Индии собираются в Горакпуре для празднования женитьбы Ситы и Рамы. Женитьба состоялась в Горакпуре, где родилась Сита и находятся храмы Ситы и Рамы. Венчание символизирует процессия на слонах с изображением Рамы, идущая к храму Ситы. День рождения Рамы отмечается в марте в Горакпуре и Катманду.

Автор и источник публикации: 

архивная копия удаленной русской версии сайта welcomenepal.com


Комментариев : 2

Случилось мне во время

achadidi аватар

Случилось мне во время путешествий по Непалу застать 2 праздника, так что могу немного раскрасить статью своими фото.
В день рождения Будды - Будда джаянти в Патане проходят шествия, народу много, улицы украшены гирляндами, носят алтари по улицам
patan-buddha-jayanti.jpg

На непальский новый год я поехала в Бхактапур, где празднование, говорят, наиболее пышное. Так же непальцы носят по улицам алтари, ходят оркестры и играют на ходу, вечером от набережной катят гигантскую колесницу, это самое массовое зрелище конечно
bhaktapur-biscet-yatra.jpg

Собачья Пуджа во время Тихара

Собачья Пуджа во время Тихара - это чисто непальский праздник. Очень трогательный. По сеседству, в Индии, собак презирают. А в Непале сразу заметно что даже уличные собаки весьма довольны своей жизнью. Еще бы - ведь в Непале они священные животные и у них есть свой день. С утра для них готовят специальный прасад, а потом ставят на лоб собаке тику, и вешают на шею веночек и многие собаки так и ходят с важным видом целый день! Вот за это я люблю Непал!
А еще мне нравятся девичьи пляски во время Тиджа (если я не путаю, поправьте, может быть тоже во время Тихара?). Это когда девочки готовят костюмы и танцы заранее, а потом три дня праздника выходят танцевать на улицу, для них выносят колонки с музыкой, можно идти и возле каждого большого дома встречать новый перформанс. Это довольно необычный день для страны, где девочек пасут почти так же строго, как в Индии.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Пакист_н: