Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Йога. Ступени к озарению

Умение завязываться в узлы, лежать на гвоздях, ходить по раскаленным углям, останавливать дыхание и продолжительное время жить без еды и воды — всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов.
То, что они делают, — не цирковые трюки и не упражнения каскадеров, а демонстрация полного контроля над телом, дыханием, ощущениями и эмоциями.
Физическое совершенство для йоги — не главное. Главное — управлять психикой и мыслями, чтобы достичь высшей точки в самадхи, или сверхсознании.

Слово «йога» происходит от санскритского корня yui, который имеет около 20 значений, но чаще всего переводится как «объединять», «связывать», «соединять». Если спросить у индийцев, что же надо связать или соединить, чтобы стать йогином, то в ответ услышите: «Брахмана и Атмана», или просто «Душу» и «Вселенную». Найти ответ на вопрос «как это сделать?» могут лишь избранные, самозабвенно посвятившие свою жизнь физическому и духовному тренингу. Единого рецепта в этом искусстве нет, каждый должен найти путь к вершине самостоятельно. Даже самым усердным приходится упражняться долгие годы. Поэтому среди носителей йогической культуры не так много тех, кто сумел достичь просветления и стать гуру.

Наиболее полная система йоги объединяет восемь основных ступеней. «Яма» — обуздание, воздержание; «нияма» — очищение, самообуздание; «асана» — дисциплина тела; «пранаяма» — регулирование дыхания; «пратьяхара» — изоляция чувств; «дхарана» — внимание; «дхьяна» — размышление; и, наконец, «самадхи» — сосредоточенность, озаренность. Только поднявшийся до верхней ступени человек, пребывая в состоянии транса, может ощутить себя единым целым с миром, природой, космосом. Некоторые йогины так и называют это состояние — космическим сознанием.

Кто придумал йогу?

Когда возникла йога, знают только просвещенные мудрецы. Так говорят индусы. Поэтому судить о дате рождения этой древнейшей науки мы можем исключительно по археологическим находкам, самая древняя из которых — печати с изображением сидящих в позе лотоса йогах, найденные в долине Инда, — датируется 3000 годом до н. э. Также йога упоминается в Ведах, но основная часть учения содержится в упанишадах (VI— III века до н. э.), религиозно-философских трактатах.
В III—II веках до н. э. мудрец Патанджали систематизировал все знания о йоге, взятые из разных древних источников, в трактате «Йога-сутры», с которого начинается известная многоступенчатая традиция. Заслуга Патанджали состояла в обобщении и комментировании йогических знаний и придании этим знаниям уникальной формы — 194 сутр — своеобразных афоризмов, которые раскрывают смысл практики, описывают средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути практикующего.
Наиболее видными представителями классической индуистской йоги были Вивекананда, развивавший идеи так называемого интегрального направления (конец XIX века), и Йогананда (40—50-е годы XX века).
Буддийская йога получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологической практики, позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается современной клинической медициной, экспериментальной психологией и физиологией.

Начальная школа
Первые четыре ступени объединены под общим названием хатха-йога («ха» символизирует солнце, «тха» — луну, а союз солнца и луны означает равновесие активности и расслабления). Эта практика направлена в основном на развитие физических и физиологических функций организма.

Исследования независимых экспертов показали, что у занимающихся хатха-йогой улучшается работа всех систем организма, в частности увеличивается объем легких, улучшается дыхание, уменьшаются параметры тела, снижается содержание холестерина и сахара в крови, стабилизируется артериальное давление, а также нормализуется работа желез внутренней секреции, что положительным образом отражается на общем состоянии здоровья, повышая иммунитет. Причем в контрольные группы входили добровольцы разных возрастов, и большая часть из них страдала хроническими заболеваниями вроде астмы, атеросклероза, остеохондроза, синдрома хронической усталости, ожирения. Так, при помощи занятий йогой основатель Клиники снижения стресса Жон Кабат-Зин сумел редуцировать боли нескольким тысячам своих пациентов, страдающих СПИДом, раком и другими болезнями, вызывающими сильные физические страдания.

Правда, надо сказать, что йога — не средство скорой помощи. Для достижения положительных результатов необходимо научиться строгой самодисциплине. То есть, иными словами, нужно научиться отказываться от материальных и физических излишеств и вести аскетический образ жизни. Только после этого можно подняться на третью ступень и начать изучение асан, физических поз, а затем уже на четвертом уровне — правильного дыхания.

Йога не терпит суеты.

Каждое движение, каждый вдох здесь являются частью общего смысла, обязательными составными для преодоления круга рождений и постижения наивысшего освобождения. Для большинства же людей, которые иначе относятся к жизни и смерти, нежели индусы, наиболее привлекательная сторона тут — возможность физического развития и оздоровления. Ну что же, и в таком усеченном виде йога имеет ряд «волшебных» свойств, позволяющих не только улучшить самочувствие человека, но даже изменить жизнь в целом.

В Индии существует несколько известных школ хатха-йоги. Несмотря на единство конечной цели, в каждой из них результата добиваются собственными методиками. Так, в школе Шри Паттабхи Джойса обучают динамическому стилю аштанга виньяса йога, в котором асаны (йогические позы) чередуются с динамическими связками (виньясами). Это направление годится только для людей в хорошей физической форме. Иначе перегрузка может привести к тяжелым последствиям и травмам.

Более спокоен и поэтому более популярен статический стиль Шри Б.К.С. Айенгара. В Институт йоги, открытый им в Пуне, приезжают со всего света не только те, кто хочет совершенствовать свои познания в этом искусстве, но и те, кому нужно лечение. Здесь занимаются люди, для которых раньше самое простое упражнение было затруднительно. Для помощи в выполнении асан в ход идут ремни, веревки, скамейки, одеяла, валики. Все эти приспособления ассистенты гуру размещают под определенным углом, выбирают нужную высоту и степень страховки, необходимую для конкретного ученика. И таким щадящим образом достигают определенной асаны, необходимой для лечения недуга.

Мантры ниргуна
Ом
В «Мандукья-упанишад» написано: «Ом — вечное слово — означает все: что было, что есть и что будет». Это изначальная мантра, источник языка и мышления. Повторение ее в течение 20 минут позволяет достигнуть полного расслабления
Сохам
Эта мантра повторяется каждый раз, когда мы дышим. «Со» во время вдоха, «хам» — выдоха
Мантры сагуна
Рам
Энергия для истины, справедливости и добродетели в их мужском аспекте
Сита
Женский аспект энергии «рам», олицетворяющей энергию, существующую в идеальном браке или союзе
Шьям
Мантра преобразует эмоции в безусловную любовь
Радха
Женский аспект «шьям», символизирующий космическую любовь божественной материи
Ом намах шивая
Очищающая энергия, уничтожающая негативные качества. Предназначена для аскетов
Ом нам нараяная
Энергия для гармонии и равновесия. Мантра используется в моменты беспокойства с надеждой получить силы сохранить гармонию в жизни
Ом аим сарасваьяи намах
Женский аспект творческой энергии и мудрости. Мантра часто выбирается художниками, поэтами, музыкантами

Воспитание чувств

Если хатха-йога — это наука о контроле над телом и его функциями, то раджа-йога (то есть «царская») «занимается» собственными мыслями и сознанием человека. Первая задача, которую должен постичь адепт, — умение останавливать мысль или попросту не думать. На первый взгляд это кажется легко, но на практике — совсем иначе. Всем известно, что некоторые вещи, особенно волнующие нас, крутятся в головах постоянно, мы возвращаемся к ним снова и снова, абстрагироваться от них невозможно, и их присутствие мешает сосредоточиться. Выбросить из головы лишнее — значит, остановить бесполезную трату психической энергии.

Тот, кто сумел это освоить, может со временем научиться не думать, например, о боли, голоде, холоде или жаре, не обращать внимания на то, что происходит вокруг. Человек начинает жить в каком-то своем измерении, в замкнутом мире, вход в который другим запрещен. Именно постигшие эту ступень йоги и удивляют зрителей необыкновенными способностями.

Следующая ступень — медитация. Один из самых известных во всем мире специалистов по йоге, Свами Вишну-девананда, писал: «Медитация дается нелегко. Прекрасное дерево растет медленно. Нужно дожидаться его цветения, зрелости его плодов и вкуса. Цветение в медитации — это спокойствие, которое пронизывает все существо. Его плод описанию не поддается». Медитируя, человек может, сосредоточившись на определенном предмете или теме, рассмотреть их во всех подробностях, познать досконально и, возможно, сделать для себя неожиданные открытия в вопросах, казалось бы, хорошо знакомых. Иными словами, в состоянии транса пробуждаются и развиваются способности, находившиеся дотоле в пассиве. В школе Айенгара, например, рассказывают такую историю. Один йог был приглашен в Америку для организации курсов инструкторов. Он плохо изъяснялся по-английски, и его слушатели, заплатившие немалые деньги за занятия, начали роптать. Тогда он взял «паузу», закрылся в номере на несколько дней, после чего стал прекрасно говорить по-английски, и конфликт со слушателями был исчерпан.

Погрузиться в высшее состояние сознания медитирующему помогает чтение мантр. Считается, что произносимые звуки сливаются с вибрацией мысли и усиливают ее. Есть три основных типа: мантры сагуна («имеющие качества»), обращенные к силе определенных божеств; мантры ниргуна («не имеющие качеств») — абстрактные, которые позволяют отождествлять медитирующего с Абсолютом, и последний тип — биджа, представленная первобытными звуками. Биджа очень сильны и предназначены только для опытных гуру.

Независимо от типа мантр произносить их можно громко, распевая, шепотом или про себя, главное, чтобы они совпадали с дыханием (во многом именно поэтому правильному дыханию и придается такое значение). Подобрать наиболее подходящую мантру можно самому, опираясь на свои собственные ощущения и интуицию, или при помощи Учителя. Усилить ее действие помогает перебирание 108 бусин четок-мала. Если их нет, то можно считать большим пальцем сгибы на суставах пальцев.

Научиться медитировать — приблизительно то же, что научиться любить. Это либо дано человеку, либо нет. Однако ускорить процесс можно, для чего нужно регулярно упражняться, пока подобные занятия не станут потребностью. Лучше всего заниматься медитацией на восходе солнца или в сумерки. Йоги говорят, что именно в это время атмосфера заряжена духовной энергией, столь необходимой, чтобы погрузиться в нирвану.

Зарядка по-индийски

Асаны — одна из практических форм индийского аскетизма. Классическим текстом считается хатхайога-прадипика, в которой описываются различные асаны и дыхательные упражнения, ставшие основой для современной йоги. Эти позы называют «неподвижными и удобными» (стхира-сукхам). И действительно, по мере накопления индивидуального опыта они становятся настолько удобными, что перестают отвлекать внимание йогина. Во время выполнения асаны человек может отдыхать, контролировать физические процессы в отдельных частях организма, сосредотачиваться на определенных вопросах. Стоя на голове, уже не надо думать о том, как удержаться в таком положении, можно размышлять о вечном.

В современной йоге можно найти множество знакомых с детства поз, например сарвангасана — это «березка», пашимоттанасана — наклон вперед из положения сидя, а бхуджангасана — «рыбка». Однако, выполняя их, не стоит думать, что вы занимаетесь йогой. Для претворения асаны нужно не только принять определенное положение тела, но и соблюдать правильный дыхательный режим. Кроме того, важна очередность поз.

Комплекс составлен таким образом, чтобы за каждой серией асан следовала серия с противоположным растяжением.

Покорение мира

История йоги за пределами Индии началась с Чикагского парламента религий в 1893 году, на одном из заседаний которого выступил йог Свами Вивекананда, имя которого переводится с санскрита как «блаженство различения» (настоящее имя — Нарендранатх Датт). И хотя его миссией был призыв общественности помочь голодающим народам Индии, он сумел разъяснениями веданты завоевать сердца иноземцев.

Однако для большинства это стало, скорее, очередной забавой. Отбросив философские аспекты, йога приобрела новую, упрощенную и искаженную форму. Она превратилась исключительно в гимнастику, способную сделать человека сильным и здоровым физически, улучшить память и внимание. Йога на долгое время оказалась тем модным занятием, о котором можно забыть при выходе из спортзала.

Занятия йогой и выполнение сложных асан начали проводить новоиспеченные тренеры, хотя по традиции за действиями учеников должны следить опытные гуру. В Индии на поиски своего Учителя, которому предстояло научить подопечного преодолевать немало препятствий, могла уйти вся жизнь. «Болезнь, леность ума, сомнение, вялость, остановка, ложное восприятие, неудачное сосредоточение и падение с высоты суть мешающие преграды. И только так человек придет к «величайшему могуществу», — говорят древние источники.

Сегодня положение вещей изменилось. Появились большие центры, где подготовку инструкторов и занятия с желающими изучать йогу проводят специалисты. Здесь обучают детей, взрослых, беременных. Все большую популярность приобретает медитация. Конечно, россиянам пока еще далеко до американцев, которые увлечены таким способом релаксации. Они медитируют везде: дома, в спортзалах, школах, вплоть до военной академии Вест Пойнт. Для любителей медитировать с комфортом дизайнеры даже разработали специальные кресельные спинки, прикручиваемые к полу.
Но как знать, может быть, в скором времени и в российских офисах снимать стресс, повышать умственный и физический потенциал и концентрироваться на производственных задачах будут подобным образом.

Йога танцевальная

Танец бхаратанатьям зародился более 5 тысяч лет назад как одна из форм йоги, соединяющая в себе физическую энергию и духовную силу. Для выполнения этого танца исполнительнице-девадаси (храмовой жрице) требовались долгие годы физических тренировок и духовного самопознания, после чего ей разрешалось участвовать в ритуалах. Танец состоит из трех важнейших частей. Первая основана на статических, геометрически точно выверенных позах-асанах. Во второй части к йоге добавляются яркая мимика и набор выразительных жестов, повествующих о любви девушки к царю или Богу. В третьей — слова. Со временем бхаратанатьям вышел из стен монастырей и во времена колониальной Индии приобрел статус развлекательного танца. Потеряв сакральный смысл, теперь этот танец «сосредоточен» лишь на правильном выполнении движений (что напоминает выполнение асан).

Автор и источник публикации: 

Зинаида Новикова http://www.vokrugsve...


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ж
р
П
с
Д
Введите код без пробелов, учитывая регистр