Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

4 ветви индуизма

Четыре ветви индуизма: шиваизм, шактизм, сматртизм, вишнуизм и их краткая характеристика. Фрагменты из книги Садгуру Шавайя Субрамуния Свами "Слияния с Шивой"

Шиваизм

Путь шиваизма делится на четыре, следующие одна за другой, ступени веры и практики, которые, соответственно называются: чарья, крийя, йога и джняна. Душа развивается, воплощаясь из жизни в жизнь, проходя свой путь развития от инстинктивно-интеллектуальной

области к добродетельной и моральной жизни; затем она приходит к храмовому поклонению и преданности Господу и, в итоге, становится на путь внутреннего почитания, на путь йоги и медитации. Единение с Господом Шивой приходит благодаря милости садгуру и, в своей высшей степени, завершается духовным раскрытием, постижением джняны (мудрости). Шиваизм уделяет должное внимание как бхакти (садханам преданости), так и йоге (созерцательным практикам). В шести школах шиваизма термин "мокша" определяется по разному.

Пашупата-шиваизм акцентирует внимание на Шиве, как на Высшей Причине и личном "управителе" души и всего мира. Считается, что освобожденная душа при достижении состояния полного единения с Шивой сохраняет свою индивидуальность.
Вира-шиваизм говорит о том, что после освобождения душа переживает истинное единение с Шивой и отождествляется с Ним, что выражают терминами "Линга" и "анга". Душа, в итоге, входит в состояние шунья (небытие), которое, тем не менее, не является пустотным.

Кашмирский шиваизм учит, что освобождение достигается посредством "длительного различения", называемого пратьябхиджня. В этом состоянии познается тот факт, что истинная природа Атмана является ничем иным, как самим Шивой. После освобождения душа не сливается с Богом, так как они извечно составляют Единое Целое и, следовательно, неотделимы друг от друга.

В Шиваизме Горакхнатха (сиддха-сиддханте) мокша ведет к абсолютному единству Шивы и души, которое можно описать с помощью следующего примера: в воде возникают пузыри, которые снова исчезают в ней.
По воззрениям направления шива-адвайты освобождение ведет к постижению "акаши внутри сердца". После смерти душа направляется к Шиве путем Богов, продолжая существовать на духовном плане, наслаждаясь блаженством знания того, что "всё есть Шива", и получая в свое распоряжение божественные силы и энергии - кроме способности творить.

В шайва-сиддханте существует два направления. Плюралистический реализм Мейкандара учит нас, что Бог, душа и мир вечно сосуществуют. Освобождение ведет к единению с Шивой, при котором душа сохраняет черты своей индивидуальности - как соль, брошенная в воду. Монистический теизм Тирумулара (адвайта-ишваравада), нашедший свое отражение в книге "Слияние с Шивой", говорит, что развитие души в цикле перерождений происходит до тех пор, пока джива не становится Шивой и душа не сливается в совершенном единении с Богом, подобно капле воды, которая, в итоге, возвращается в море. Священные тексты говорят: "Реализовав Атман, риши, совершенные души, удовлетворенные достигнутым знанием, свободные от привязанностей, уравновешенные, мудрецы, постигшие во всем Вездесущего, входят в Его Бытие"(Атхарваведа, Мундака Упанишада, 3.2.5).

Монистическая шайва-сиддханта. Основной целью в этом направлении монистического шиваизма является постижение единства души с Господом Шивой в их совершенном единении и неразрывности. Такое состояние описывается термином "нирвикальпа-самадхи" (Самореализация). Оно достижимо в данной жизни и приводит к мокше - освобождению из цикла рождений и смертей. Вторичной целью является достижение савикальпа-самадхи, реализация Сат-чит-ананды - опыта единения в сверхсознании, в котором доступны совершенная Истина, Знание и Блаженство.

Вопреки часто встречающемуся неправильному пониманию мокша не означает смерть. Это свобода от реинкарнации, достигнутая до смерти, или после ее. После этого души продолжают свое развитие в Антаралоке и Шивалоке и, в итоге, сливается с Господом Шивой, подобно водам реки, возвращающимся в океан. Мокша достигается лишь при полном избавлении от кармы. Веды обещают: "Если душа способна реализовать Его до смерти физического тела, то она освободится от уз этого мира". Все воплощенные души, независимо их от вероисповедания и убеждений, независимо от того, следуют ли они путем индуизма или нет, достигнут мокши - но не обязательно в данной жизни. Шиваиты знают об этом и не тешат себя иллюзией, что нынешняя жизнь является последней. "Старые", или же, иными словами, развитые души, отрекаются от мирских стремлений и в поисках Парашивы уже в раннем возрасте принимают обет санньясы. Более молодые, по своему развитию, души всё еще желают учиться на уроках, преподаваемых жизнью на их пути, что ведет к многочисленным рождениям на Земле.
После достижения мокши (что является следствием выполнения большого количества садхан и достижения различных ступеней реализации) создаются лишь тонкие кармы, которые быстро растворяются - как буквы, написанные на воде. В конечном итоге, на вершине своего развития, каждая душа приходит к состоянию "вишваграса" - полному слиянию с Шивой. "Атмана нельзя достичь ни слабому, ни беззаботному; Он не достижим посредством бесцельных практик. Лишь тот, кто знает путь и стремится к цели верными средствами, достигает обители Господа" (Атхарваведа, Мундака Упанишада, 3.2.4).

Шактизм

Шакты верят в единство души с Господом Шивой. Акцент делается на проявленном женском аспекте Господа, с помощью которого постигается Его непроявленное мужское начало. Божественная Мать, Шакти, как посредница дарует тем, кто поклоняется Ей, адвайта-мокшу. Под мокшей в данном случае понимается полное слияние с трансцендентной формой Господа Шивы, достигаемое при поднятии энергии кундалини-шакти через канал сушумны к вершине головы, где энергия соединяется с Шивой. С другой стороны, мокша в толковании шактизма понимается как "слияние с Богиней, или же Брахманом".

Духовные практики в шактизме очень похожи на шиваитские с тем отличием, что в данном случае делается ударение на Энергии Господа, противостоящей Бытию, а также на работе с мантрами и янтрами, на постижении таких пар противоположностей, как мужское-женское, абсолютное-относительное, удовольствие-страдание, причина-следствие, тело-разум. Шаманистский шактизм имеет дело с магией, вхождением в транс, хождением по огню и приношением животных в жертву для исцеления, достижения материального изобилия, получения энергии и возможности совершать пророчества. Правила тантры "левой руки" выходят за пределы законов этики.
В шактизме состояние "дживанмукти" описывается термином кулачара - божественный путь жизни. Достигается оно посредством садханы и милости Бога. Освобожденную душу называют словом "каула". Для такого человека дерево и золото, жизнь и смерть абсолютно равны. Так как каулу не связывают никакие действия, он может заниматься любым видом деятельности (даже вернуться к выполнению обязанностей по управлению государством), будучи в то же время свободным от новых рождений.

Богиня (Дэви) дает как мукти (освобождение), так и бхукти (возможность наслаждаться мирской жизнью). Доктор С. Радхакришнан объясняет такую точку зрения: "Пока не достигнута реализация, под действием майи джива смотрит на себя, как на независимое существо, наслаждающееся миром. Знание Шакти является путем к спасению, который состоит в растворении в лучезарном сиянии Всевышнего". Шри Шри Шри Шиваратнапури Свами из Кайлас Ашрама (Бангалор, Индия) заявляет: "Моим посланием человечеству является правильное мышление, правильный образ жизни и усердное поклонение Божественной Матери. Важнее всего - взращивание веры. С помощью веры вы достигните Знания".

Смартизм

Смартизм является древней брахманической традицией, которая в IX в. подверглась реформам Ади Шанкары. В этом либеральном, монистическом, несектантском, медитативном и философском пути индуизма Господу поклоняются в шести Его формах. Ишвара и воплощенная душа являются, по существу, Абсолютным Брахманом, но в пределах майи они кажутся существующими отдельно друг от друга. Покровы иллюзии снимает джняна (духовная мудрость).

Большинство смартистов верят, что мокши можно достичь лишь посредством джняна-йоги, и определяют этот вид йоги как интеллектуальный и медитативный, но не связанный с практикой кундалини-йоги. Чтобы разбить оковы майи, посвященный ученик, ведомый опытным гуру, признав факт нереальности окружающего мира, медитирует на себя, как на Брахман. Высшей целью смартистов является реализация себя как Брахмана - Абсолютной и единственно существующей Реальности. Для этого необходимо преодолеть состояние авидьи (неведения), которое преподносит существующий мир как реальный. Для дживанмукты (реализовавшей себя души), даже если он продолжает пребывать в физическом теле, вся иллюзия исчезает. Если бы Солнце стало холодным, Луна горячей или же пламя направило языки своего пламени вниз, - такой человек не высказал бы ни малейшего удивления. Дживанмукта учит, благославляет и дает всем нам пример того, как нужно жить на благо всего мира. Во время смерти его внутреннее и внешнее тела разрушаются. Существует лишь один Брахман, и дживанмукта становится единым с Ним навечно.
Достижение освобождения зависит от уровня самообразования, которое ведет к духовному прозрению. Оно не придет само по себе лишь от чтения гимнов, жертвоприношений и соблюдения сотен постов. Человек достигает освобождения не благодаря усилиям в йоге, не посредством каких-либо методов самопреобразования, но только благодяря Знанию, постигнутому при изучении священных текстов, и осознанию того, что он сам и есть Брахман. При освоении джняна-йоги тремя последовательными ступенями является изучение священных текстов (шравана), обдумывание (манана) и глубокая медитация (дхьяна). Идущие по духовному пути могут также выбрать один из трех других путей для развития преданости, накопления хорошей кармы и очищения разума: путь бхакти-йоги, карма-йоги или раджа-йоги которые, по учению смартистов, также могут привести практикующего их к просветлению.

Священные тексты поучают: "Для великой души самым лучшим путем к освобождению является следующая убежденность - "Я есмь Брахман"" (Шукла Яджурведа, Паингала Упанишада, 4.19). Шри Джайендра Сарасвати из Каньчи Пидам (Тамил Наду, Индия) утверждает: "То состояние, в котором душа выходит за пределы всех чувств, является освобождением. Ничто не может оказать какого-либо влияния на это состояние бытия. Вы можете называть его "трансцендентным блаженством", очищенной интуицией, которая позволяет человеку видеть Высшее, как свою Истинную Природу. Душа, получив освобождение, достигает Брахмана".

Вишнуизм (вайшнавизм)

Главной целью вишнуитов является видехамукти - освобождение от телесной оболочки, достигаемое лишь после смерти, когда ограниченная душа соединяется с телом Господа Вишну, становится Его частью, продолжая при этом сохранять черты индивидуальности. Трансцендентное Бытие Господа - это небесная форма, пребывающая в граде Вайкунтхе, в обители всех вечных ценностей и совершенств, где душа, после обретения освобождения, соединяется с Господом. При этом сама душа не получает вездесущести Господа и Его способности творить.
Большинство вишнуитов верят, что религия состоит в выполнении бхакти-садхан, что человек может общаться с Господом Вишну и получать Его милость, а также, что Господь появляется перед верующими в виде храмовых изваяний. Пути карма-йоги и джняна-йоги ведут к бхакти-йоге. Посредством полной отдачи всего своего существа (это называется прапатти) Господу Вишну, можно достичь освобождения от сансары. Вишнуиты считают мокшу в том смысле, как ее объясняет философия адвайты, менее важным достижением, предпочитая ей состояние "блаженства вечной преданности". Существуют разные категории душ которые, соответственно, достигают различных уровней вечного освобождения: салокья - "разделять мир" Бога; самипья - "находиться рядом" с Господом; сарупья - "быть подобным" Господуя; саюджья - "соединиться" с Господом. Термин "дживанмукта" относится лишь к тем душам, которые оставляют свое место на "небесах", чтобы родиться человеком и, впоследствии, вернуться назад.

Однако есть школа вишнуитов, основанная Валабхачарьей, которая смотрит на мокшу с совершенно другой точки зрения. Они считают, что при достижении освобождения душа, благодаря постижению истины, открывшейся на пути преданности, восстанавливает божественные качества, находившиеся ранее в подавленном состоянии. Душа достигает, по своей сути, единства с Богом, хотя душа - это лишь часть, а Бог - единое целое. Это объясняется на примере огня и вылетающих из него искр.

Свами Пракашананд Сарасвати из Международного Обществa Божественной Любви (штат Техас) предлагает следующий взгляд вишнуитов: "Освобождение от майи и кармы возможно лишь после достижения божественного видения Господа. Таким образом, искреннее стремление к тому, чтобы увидеть Его, является единственным путем достижения Его милости и, как следствие, освобождения".

Автор и источник публикации: 

Садгуру Шивайя Субрамуния Свами "Слияния с Шивой"


Комментариев : 1

Вышла в печати книга "Слияние с Шивой"

контакты для приобретения:
Киев: издательство «Ника-Центр»:
(044) 484 34 23
e-mail: psyhea@i.com.ua
psyhea@svitonline.com

и

Москва: ООО «СТАРКЛАЙТ»
отдел оптовых поставок:
тел.: (495) 261-61-79
e-mail: starlight@rol.ru
книгоиздательство:
тел.: (495) 632-24-72
e-mail: valentin@star-book.ru

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Щ
Г
2
Я
Я
Введите код без пробелов, учитывая регистр