Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Быт индусов. Паломничества

Паломничества очень распространены в Индии. Каждый индус считаете своим долгом хоть раз в жизни сходить на поклонение к святым местам и иногда много лет во всем себе отказывает и копит деньги, чтобы собрать необходимую сумму на поездку и на жертву богам. Он питает уверенность, что паломничество принесет ему бдагословение и в настоящей жизни, и в будущей. Святыми местами считаются реки Ганг и Джамна, в особенности, устье Ганга при впадении в море, а также несколько городов, гд находятся прославленныя капища.

Обыкновенно паломники не ограничиваются одним каким-нибудь местои, а совершают целый обход от святилища к святилищу. В настоящее время, когда проложены желозныя дороги и устроены пароходства по рекамъ, некоторые паломники пользуются этими путями сообщения. Однако многие и до сих пор ходят пешком или едут на лодках, при чем нередко тонут и гибнут. Иные дают обет совершить весь путь, переворачиваясь с боку на бок или измеряя его длиною своего тела. Делается это таким образом: паломник бросается на дорогу лицом вниз и, вытянув руки вперед, проводит пальцами черту; затем он ложится так, чтобы кончики ног пришлись на этой черте и опять вытягивается во весь рост. День за днем ползет он безостановочно и, конечно, утомляется до последней крайности.

Когда индус отправляется на далекое паломничество, то прощается с домашними так, словно никогда уж больше не вернется, и действительно, многие паломники умирают дорогою то от солнечнаго удара, то от изнурения, то от голода. Этому отчасти способствуют вымогательства, жрецов, которые отбирают у паломников все деньги на жертвоприношения и не оставляют им ничего или оставляют очень мало на обратный путь. Для бедняков паломничество немыслимо, так как надо оплачивать каждый свой шаг. Если у человека нет денег, то жрецы даже не подпустят его к святыне.
В сущности паломник, совершая изнурительную, сопряженную с большими расходами поездку, ничего особеннаго не видит. Он купается в священной реке приносит дары, обходит вокруг храма, осматривает святое место, - вот и все. Остальное время он проводит в развлечениях, подчас совершенно безнравственных; которым жрецы, однако, покровительствуют, так-как они привлекают посетителей. Чтоб залучить побольше паломников, жрецы не гнушаются никакими средствами. Они нанимают, например, странников и посылают их расхваливать в народе то или иное святилище.

У священных рек собирается множество паломников, которые приходят, чтоб погрузиться в воду, так как существует поверье, что это смывает все грехи. Кроме того, сюда привозят умирающих, для которых на берегу устроены особыя помещения, гаты. Как только индусский врач заявит, что положение больного серьезно, так родные, заботясь о спасении его души пускаются с ним в путь. Ехатъ подчас приходится очень далеко, по дурным дорогам, в страшную жару, под палящими лучами солнца, и потому не всегда удается довезти больного до гата. Но индус твердо верит, что его ждет величайшее блаженство, если во время агонии его успеют погрузить в священныя волны, и потому такия путешествия представляют обычное явление.
После смерти труп немедленно предают сожжению. Если умерший - состоятельный человек, то для него воздвигается отдельный погребальный костер; который состоит из дров и хвороста с примесью благовоннаго сандаловаго дерева и смолы. Тело заворачивают в кусок новой материи и тогда уж кладут на костер. Для бедных делают общие костры, где сжигают сразу по несколько десятков трупов. После сожжения наступает шрадда, те самые поминальные обряды, которые должны выполняться сыном или ближайшим мужским родственником покойнаго.

Храмы, к которым стекаются паломники, едва ли могут внушить благоговейное чувство. Здесь вечная сутолока: одни приходят, другие уходят. Со всех сторон слышится громкий говор, шум, клохтание священных птиц. Кругом настоящая, ярмарка: на лотках идет бойкая торговля, в балаганах показываются различныя зрелища и представления; танцовщицы-баядерки изощряются в своем искусстве.
Определенных богослужений в храмах нет. Жрецы читают тексты и совершают жертвоприношения, а народ должен только доставлять то, что приносится в жертву, и вознаграждать жрецов. Святыню храма составляют идолы, за которыми жрецы ухаживают, как за живыми существами: умывают, купают, одевают и переодевают, укладывают спать и т. д.

Излюбленным паломничеством шиваитов является Бенарес. Здесь более двух тысяч храмов, посвященных Шиве под различными именами и другим, родственным ему богам. Ни в одном индийском городе нельзя встретить такого грубаго идолопоклонства, как в Бенаресе, где на каждом шагу попадаются безобразные идолы и эмблемы. Он считается особенно священным, благодаря легенде, которая гласит, что Шива совершил однажды великое преступление, отрубил богу-творцу Брахме пятую голову: и был наказан тем, что эта, голова приросла к его руке. Охваченный раскаянием, он ходил из одного святого места в другое, но тщетно. Только в Бенаресе он получил, наконец, прощение за свой грех и тогда был освобожден от наказания.
Конечно, паломник раньше всего спешит выкупаться в волнах священнаго Ганга. Омовение происходит прямо на набережной, и иногда целыя толпы народа погружаются в воду, так что река прямо кишит людьми. Священной считается также дорога, огибающая город и спускающаяся к реке. Она сплошь застроена храмами. Паломнику вменяется в особую заслугу пройти по ней, но и постоянные жители Бенареса хоть раз в году совершают этот обход.
Около самаго значительнаго из храмов находится источник, тщательно оберегаемый жрецами. С ним также связана легенда. Предание гласит, что Бенарес однажды страдал от сильной засухи; двенадцать лет не выпадало ни капли дождя. Народ пришел в полное уныние. Тогда один жрец ударил об землю трезубцем Шивы, и оттуда хлынул обильный источник, в котором сам Шива обещал поселиться навеки. Паломники бросают в воду цветы, еду и другия жертвы обитающему там богу. Все это, конечно, гниет и производит ужасное зловоние, которое разносится по всему городу, отравляет воздух и служит причиною заболеваний.

Читать дальше - паломничества в Пури и праздник колесниц

Автор и источник публикации: 

Л.Б.Хавкина, 1907 год


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
позд_авительный: