Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Как едят индусы

Относительно еды существует множество ограничений. Запрещается принимать пищу, которая была приготовлена человеком низшей касты или к которой он хотя бы только прикоснулся. Мало того, нельзя даже есть вместе с человеком низшей касты. А так как из представителей двух каст один непременно будет считаться выше другого, то выходит, что разделять трапезу можно только с членами своей же касты.
И хотя в индусских деревнях часто устраиваются общие братские обеды, в которых принимает участие все население, но оно разбивается на группы, и каждая каста ест отдельно.

Пахарь, работающий в поле, садится обедать в укромном уголке, подальше от дороги, чтобы на еду не упала тень прохожего, иначе пища будет осквернена, и ее нельзя будет вкушать. Путник или паломник берет с собою съестные припасы, так как трудно в пути найти человека своей касты, у которого можно достать пищу. Однако все таки нельзя же дать людям умереть с голода и жажды, что при условиях передвижения по Индии могло бы случаться на каждом шагу.
Чувство жалости и человеколюбия, столкнувшись с неумолимыми кастовыми правилами, несколько смягчило их, и выработаны были некоторые исключения, правда, чрезвычайно запутанные и сложные.

Огонь, коровье масло, соль и сахар считаются очищающими элементами. Поэтому кушанье, сжаренное на масле с солью, или так называемое пакки-роти, а также сладкое печенье дозволяется принять от человека низшей касты, но и то не всякой, и лишь ближайшей.
Гуджаратский брахман примет пакки-роти от гаурского брахмана, но не примет его от раджпута. Однако от того же гаурского брахмана он не примет еды, приготовленной как-нибудь иначе.
Разрешается принять воду в металлическом сосуде от тех же каст, у которых можно брать пакки-роти, но не дозволяется принять ее, если она подана в глиняном сосуде.

Автор и источник публикации: 

Л. Б. ХАВКИНА 1907 год


Комментариев : 1

еще о еде индусов

Atma аватар

Множеством церемоний и табу обставлялась ежедневная еда. Так как вместе с пищй на человека могли перейти грехи его сотрапезников, рекомендовалось есть одному.
Вокруг блюда или пальмового листа брызгали водою для того, чтобы соорудить как бы непроходимую стену, ограждающую от дурных влияний.
С той же целью водой или пеплом вычерчивались под тарелкой магические диаграммы.
Необходимо было соблюдать молчание, а если кто-то прикоснется к едоку — немедленно прервать трапезу. Возобновить ее можно, лишь прочитав святую молитву «Гаятри».
В специальных сочинениях — «Сутрах о еде» содержалась детальная регламентация, где нельзя есть (например, в лодке), на чем нельзя сидеть (например, на предметах, содержащих железо), какова должна быть поза едока (например, нельзя класть ногу на другое сиденье) и т. д., и т. п. Остатки пищи могли быть предложены домочадцам, но категорически запрещалось доедать за чужим человеком.

по книге Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи)

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
э
И
у
б
Х
Введите код без пробелов, учитывая регистр