Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Храмы Каджурахо

Одно из наиболее развитых и изысканные выражений индо-арийского гения находится в группе храмов в Каджурахо в штате Мадхья-Прадеш. 
Из 85 храмов, первоначально построенных Раджпутской династией Чандела, правивших между 9 и 13 веками уцелели лишь около тридцати. Оставшиеся храмы Каджурахо хорошо сохранились, не смотря, а возможно вопреки тому, что они были заброшены и не посещаемы на протяжении почти тысячи лет.

В отличие от храмов в Ориссе,  святыни Каджурахо являются результатом не долгого поступательного развития архитектурного мастерства в течение нескольких веков, а скорее яркого, хотя и сравнительно короткого этапа индуистской храмовой архитектуре, явившегогся результатом подъема интенсивных религиозных и эстетических чувств и талантов средневековой Индии.

Уникальность храмов Кхаджурахо проявляется в том, что вопреки обычаю они не окружены стенами, но стоят на высокой террасе массива, как бы в стремлении подняться выше своих временных окрестностей. Кроме того, составные части комплекса построенные в качестве не самостоятельных зданий, а настоящего архитектурного синтеза, создают поразительное единство. Храмы Каджурахо уступают размерами храмам Ориссы, однако производят большее впечатление, которое создают изящные пропорции и превосходная отделка поверхностей. Самая крупная структур храмового комплекса имеет лишь около ста футов в длину. Храмы имеют, как правило, 3 основных части, а именно, святилище - garbhagriha, зал для верующих - mandapa и ardhamandapa или входы, расположенные в виде креста.  Основные части храмов дополлнены второстепенными элементами, чье развитие здесь весьма заметно. Масса гранита или песчаника, из которых выстроено большинство храмов, как бы возносится ввысь, благодяря развитию вертикальных элементов. Открытые веранды с нависающими карнизами, расположенные вокруг храмов, ловят лучи света, которые оживляют композиции.

Внешние стены храмов украшены параллельными фризами с высоким рельефом, демонстрирующими проявления человеческих и божественных форм, пульсирующих жизнью и теплом, проступающими в бесконечныом разнообразии представлений и тем. Изящество придания жизненности этих реалистичных форм, непревзойденное мастерство, с которым они выполнены на каменных стенах, их разнообразие и изобретательность методов не имеют себе равных в других аналогичных стилях храмовой архитектуры. Нежные и плавные линий храмовой башни - shikhara придают ей элегантный силуэт, который при всей похожести, отличают храмы Каджурахо от Орисского стиля.

Эротизм является основной темой в храмах Каджурахо, существует несколько теорий, объясняющих наличие таких, иногда порнографичеких изображений, на стенах храмов.
Общепринятым объяснением является то, что эротические группы изображаются как митхуна (mithuna, соединение женского и мужского начала) - ритуал тантрического культа, согласно которому личное спасение может быть достигнуто только на основе непосредственного опыта как духовного, так и чувственного (точнее после выхода за его пределы после исчерпания чувственных желаний). Еще предположение состоит в том, что, являясь значимым человеческим опытом, сексуальный опыт человека вне зависимости от стадии его развития, символизирует здесь доступную аналоги. слияние человека с божественным. Еще одна теория утверждает, что, поскольку эротические скульптуры, расположенные, как правило, на наружных поверхностях храма, и отсутствующие в интерьер внутренних помещений, они предназначены для своеобразной проверки преданности верующего и предостережение его от вступления в святыню до тех пор, пока он захвачен плотскими желаниями. Впрочем, независимо от важности смысла этих скульптур, их художественных достоинств, очевидно, что скульпторы сочли храмовые стены подобающим местом для изображения вечной темы любви между мужчиной и женщиной.

Двенадцать вайшнавских и шиваитских храмов на северной стороне Каджурахо образуют наиболее важную группу. Среди них храм Шивы Кандарья Махадев (Kandariya Mahadev), самая крупная и самая представительная структура из всех храмов Каджурахо. Имеющий в плате двойной крест, этот храм несет воздушные вибрации, созданные виртуозным мастерством архитекторов, соединившим различные части храма и великолепные галерея скульптур на его стенах.
Построенные по тому же принципу, как и Кандария Махадев, но гораздо меньшим, является храм Шивы Вишванатх (Vishvanath) и храм Вишну храм Чатурбхудж (Chaturbhuj). Первый из них, как полагают, был построен около 1000 н.э., и оба имеют тип panchayatana (шикхары в шахматном порядке). Обращен к Вайшванатх мандиру, построенный на той же платформе небольшой храм, центральное место которого занимает колоссальная статуя Нанди, ездового животного Шивы и непременного атрибута его храмов. Храм Деви Джагамба (Jagadamba) в настоящее время посвященный богине Кали, был первоначально выстроен как храм Вишну.  Чаттр-ка-патр (Chhattr-Ка-patr) мандир посвящен Сурье,  ведическому Богу солнца и отличается элегантными пропорциями.Другой заметный храм посвящен Варахе (Varaha), кабану - воплощению Вишну, большая резная скульптура которого установлена в центре святилища. Наиболее заметными храмами из северо-западной группы Кхаджурахо являются Матангешвара и Парвати мандиры.
Аналогичные брахманским индуистским храмам джайнские храмы сгруппированы в южной части, их отличает почти полное отсутствие оконных проемов, которые характеризуют вышеописанные группы. Параллельные фризы, огибающие храмы, в некотрой степени облегчают массивную монотонность стен, в промежутках между которыми находятся резные ниши со вставками скульптур. Паршванатхе (Parshwanatha) мандир является самым крупным и самым красивым джайнским храмом в Каджурахо. Святыня содержит декоративный трон и скульптуру быка, эмблему Адинатха, первого джайского тиртханкара. Образ Паршванатха был установлен в храме в конце 19 века. Важно отметить, что этот храм, не смотря на то, что он джанйский содержит изображения и скульптуры индуистских богов и богинь, что говорит о духе терпимости, который не часто встречается в местах отправления культа.
12 столбов, стоящих неподалеку от основной группы, это почти все, что осталось от джайнского храма, известного как Гхантаи (Ghantai), но они привлекли большое внимание по прекрасными портиками с резьбой, которые являются шедевром того времени.
Наряду с джайнскими храмами юго-восточная группа включает в себя также и брахманские - Кунвар матх (Kunwar Math) лежащий к югу от джанйской группы возле Kurar Nala, пожалуй, лучший из них. Остатки храмов, принадлежащих к периоду Чандела и того же типа, были найдены и в других частях центральной Индиина пути от Джабалпура к Джански, а также в Ориссе и Раджастане.

Автор и источник публикации: 

achadidi, специально для indonet.ru. Перевод статьи с http://www.kamat.com. Фото Логиновой Инны

Эротика храмов Каджурахо


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
в
ж
Е
М
4
Введите код без пробелов, учитывая регистр