Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Индуизм при первом приближении

Страница для печатиSend by email

На все, сказанное кем-либо и когда-либо об индуизме, можно найти свои возражения.

Говорят, например, что индуизм это не религия, а образ жизни. Но как быть тогда с все проникающей обрядностью, подчиняющей себе все существование человека с момента пробуждения до момента отхода ко сну, с момента рождения (а, вернее, – зачатия) до последнего вдоха, как быть с храмами, местами паломничеств, жертвоприношениями, ритуальными омовениями и торжественными богослужениями?

Говорят, что индуизм – это религия, но проявляющая себя через жесткую и жестокую социальную сетку, опутывающую человека непреодолимыми установлениями и запретами, определяющую еще до рождения его место в обществе, профессию, круг общения, правила приема пищи и т.д. и не дающую ему какого-либо подобия свободы выбора.

Но как быть нам тогда с величественной философией индуизма, считающей, что каждый человек потенциально божественен и абсолютно свободен в избрании стези постижения Бога, считающей к тому же, что все религии истинны и в основе своей говорят об одном и том же?

Встречается мнение, что индуизм это не одна религия, а несколько, объединенных придуманным иностранцами названием (означающим верования тех, кто живет за рекой Инд), несколько противоречащих друг другу вероучений, где есть и вера в Бога-Отца, в материнское начало, в Бога-Дитя, и в Абсолютный Дух, и в священность гор и рек, солнца и половых органов, в человеко-льва и человека со слоновьей головой, в полуженщину и полумужчину и еще в триста миллионов богов и богинь, героев и духов, животных и абстракций.

Но как быть тогда с поразительным единством и устойчивостью системы индуизма независимо от его географических или временных характеристик, как быть с невероятной логичностью индуизма именно как системы, подчиненной некоторым структурообразующим положениям, позволяющим говорить об индуизме не как о религии (тем более во множественном числе), образе жизни или философии – но как о целостном мировосприятии.

И попутно отмечу, для любого индуса во все времена, независимо от его образовательного и социального статуса, даже для забитого крестьянина из глухой деревни или для безграмотного парии со дна современного мегаполиса – за всеми объектами поклонения, за всеми излюбленными поверхностными европейскими наблюдателями тремястами миллионами богов стоит величественное понятие Абсолюта.

И, следовательно, несмотря на всю вопиющую пестроту и оглушающее разнообразие внешней стороны своей, индуизм последовательно монотеистичен.

Если мы усвоим, что индуизм это не хаос, а система, и что при всем своем кажущемся многобожии он насквозь, на всех уровнях монотеистичен, тогда мы можем внимательнее присмотреться к этой могучей конфессии без страха впасть в фундаментальную ошибку.

Для христианина при первом приближении к индуизму (с непредвзятых позиций, конечно), многое может показаться знакомым и близким, даже родным – особенно, если он увидит в индусских храмах изображение Иисуса Христа и понаблюдает, с какой трогательной любовью почитают эту икону индусы – я говорю именно об индусах, а не индийских христианах.

Не следует обольщаться. В индуизме наш мир, Земля и Космос, индивидуум и общество, человек и Дух, прошлое и будущее увидено совершенно иными глазами.

Духовная планета индуса с благодарностью и любовью принимает Христа – но лишь как одного из многих и многих пророков, учителей человечества.

Санктуарий индуизма так же приветливо открыт и для Будды, Зороастра, Толстого, не говоря уже о многочисленных проповедниках индусской традиции.

Повторю еще и еще раз – для индуса все религии истинны. Но тут же оговорим одну интересную особенность индусского мышления. Изначально слова “религия” для них нет, оно заимствовано и в заимствованной своей форме не укладывается в их мировосприятие. Ибо для индусов характерно отсутствие деления мира на сакральное и мирское, сакральным является тотально все, ничего нет такого, чего не включала бы в себя “религия” или, вернее, космический порядок.

Космический порядок, охватывающий всех и вся, в свою очередь, строится на законах эволюции – от тьмы к свету, от низшего к Высшему, от материального к духовному. В едином процессе сплетены природа, человек и боги, в разной степени демонстрирующие сочетания материального и духовного как проявление безличного и неопределяемого грубым человеческим языком Абсолюта.

Именно идея космического порядка, а не идея Бога, является стержневой для индуизма.

Многочисленные боги же – это своего рода “театр для народа”, для тех, чьи интеллектуальные и духовные возможности не позволяют им мысленно сосредоточиться на космической сущности Абсолюта. Перефразируя известное высказывание о том, что в Европе философия была в прошлом служанкой религии, с полным правом можно констатировать, что в индуизме религия была и есть служанка философии.

Цель человека в повседневной жизни – это стремиться к духовному самосовершенству через служение людям (что само по себе есть служение Богу) и через скрупулезное исполнение своих обязанностей. Истинное самосовершенствование, процесс трудный, требует много времени, и, как правило, одной жизни человеку не хватает. И тут приходит на помощь доктрина переселения душ – в зависимости от его дел, чувств, слов и даже мыслей человек, рождаясь в следующий раз, занимает новое место на шкале эволюции – ближе к Духу и, следовательно, выше, чем в прошлом рождении, или же скатывается вниз и увеличивает тем самым свой личный путь к конечной цели – и все это в зависимости от того, хорошие или плохие характеристики его прошлой жизни перевесят в смертный час.

Конечная же цель – разорвать эту цепь рождений и смерти и слиться с Абсолютом, познав тем самым бытие, сознание и великую радость.

Не всем нам, воспитанным в других культурных традициях, дано понять блаженство невозвращения в эту жизнь!

Европейцу многое удивительно в индуизме, столь непохожем на аврамические религии (иудаизм, христианство, ислам).

Так, например, в индуизме нет церкви, нет канонического текста, нет единого, предписанного всем верующим пути. Нет дьявола, а есть Бог во всех существах, и чтобы познать Бога верующий должен постоянно искать пути к Нему в себе самом, ибо человек – это капля единого Океана. О переселении душ мы говорили уже; лучше всех различие с привычным для нас выразил великий Вивекананда: “Для христианина человек – это тело, обладающее душой, для индуса он – душа, обладающая телом”. Не имея всеми признанной Книги, индуизм легко реагирует на нововведения времени, в том числе научные. Индуизм (на словах, во всяком случае) чрезвычайно толерантен и как бы “всасывает” в себя иные верования и практики.

Правда, стать индусом нельзя, им можно только родиться. Поэтому индуизму чужд прозелитизм.

Огромный, пугающе-восхищающий, как южное звездное небо, индуизм, с точки зрения его адептов, не оставляет ничего вне своих пределов, и макрокосмос Вселенной плавно втекает в нем в микрокосмос отдельной человеческой песчинки, индуизм движется вперед, но не отказывается ни от чего в прошлом, он и сегодня, как всегда, соединяет в себе первобытные ритуалы и философскую утонченность, вечное и сиюминутное, притягательное и отталкивающее.

Но на все, сказанное кем-либо и когда-либо об индуизме, можно найти свои возражения.

Это полностью относится и ко всему только что прочитанному вами.

Автор и источник публикации: 

Ростислав Борисович Рыбаков, директор Института востоковедения РАН, доктор исторических наук, г. Москва. Россия - Индия: перспективы регионального сотрудничества (г. Волгоград) Институт востоковедения РАН 2001 www.indianembassy.ru


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
ту_истический:
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников