Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Кастеизм в политической жизни современой Индии

Один из наиболее сложных образцов традиционной социальной системы, кастовая система, – представляет несомненный интерес как сама по себе, так и в качестве мощного фактора, влияющего на различные общественные процессы. Без учета этого фактора невозможно более полно представить себе современную социально-политическую действительность.

Уже первые всеобщие выборы в парламент Индии и законодательные собрания штатов в 1952 г. показали присутствие касты на политической арене страны. Об этом говорили индийские газеты, освещавшие выборы.

На первых порах среди политических деятелей Индии существовало мнение, что выход касты на политическую арену – явление временное, вызванное “неопытностью” индийского избирателя, его непривычностью к демократическим процедурам. Но ход дальнейших событий не подтвердил этих надежд. С течением времени влияние касты не падало, а даже усиливалось.
Термин “кастеизм” из арсенала средств массовой информации перешел на страницы научной литературы.

Вот как определяет роль касты в политике современной Индии исследователь А. А. Куценков: “...любой политической силе приходится считаться с существованием кастовой системы, значение которой определяется, прежде всего, тем, что для широких масс народа она служит привычной и поэтому понятной формой социальной организации”1.
А. А. Куценков говорит о том, что изучение явления “кастеизма” не вышло еще из начальной стадии. Существовавшие точки зрения, по его мнению, не более чем попытки описать данное явление.
Интересны, на наш взгляд, исследования А. А. Гендина, изучавшего такие вопросы, как каста и выборы в современной Индии2.
М. К. Кудрявцев, также затрагивавший проблему вовлечения касты в политику, отмечает, что политические лидеры новой Индии, отказав кастовой системе в конструктивном признании, сами же не только пользуются ею в практической политике, но и оказались заинтересованными в сохранении ее как основы общественного строя, несмотря на их же официальное отмежевание от нее и декларации о необходимости скорейшего ее преодоления3.

Каста как традиционный социальный институт более развита у индусов, которые составляют подавляющее большинство населения страны, и в той или иной степени влияет на другие конфессиональные группы. Изначально каста представляет собой готовый, веками отработанный социальный механизм, вполне пригодный для мобилизации и управления общественным поведением масс, что стимулировало ее дальнейшее укрепление.

Важно также, что около четырех пятых населения страны проживает в деревне, там, где каста наиболее сильна. Современные политические партии Индии фактически ориентируются на социальную структуру деревни, тем самым основная ставка в предвыборной гонке ставится не на индивидуального избирателя, а на крупные блоки – касты4.
Политика не есть нечто чуждое для касты, считает А. А. Куценков. Для любого социального коллектива характерно стремление к улучшению своих социальных позиций. Каста может добиться этого и политическими средствами. Тем не менее, потенциал политической организации, заложенный в касте, получил возможность проявится более полно только в годы независимости страны, когда в стране была установлена выборная система формирования органов власти.

В своей политической жизни касты формируется в кастовые ассоциации и федерации, вступая в союз с другими, подчас далеко отстоящими кастами, общностями, социальными группами.
Классическая черта кастового общества – групповая, или кастовая солидарность. Ее внешняя ориентация может быть различной для отдельных составных частей одного кастового образования в силу далеко зашедшей социальной дифференциации. Солидарность на кастовой основе была и остается реальным элементом индийской политической жизни и влиятельным фактором предвыборной борьбы.

Специалисты не сомневаются, что в широком смысле “кастеизм” имеет отношение ко всем элементам и уровням политической системы страны. Он отражается в комплексе проблем, являющихся стержнем политической жизни Индии. Касты и их интересы находятся в поле зрения государственного планирования, законодательства, социальных реформ. Кастовые проблемы сами напоминают о своем существовании, вносят элемент нестабильности в функционирование государства. Например, когда лидер партии Джаната Дал В. П. Сингх был премьер-министром Индии и принял решение о резервации 27% рабочих мест в индийском государственном секторе для представителей так называемых “других отсталых каст”, это привело к правительственному кризису, закончившемуся отставкой В. П. Сингха с поста премьер-министра в ноябре 1990 г.5

По мнению специалистов, “кастеизм” в значительной степени характеризует и особенности политического сознания индийцев, что является элементом их политической культуры. Индийский гражданин оценивает ту или иную партию, организацию или иного кандидата на выборах не только по их кастовой принадлежности, политической ориентации, но и по тому, как они относятся к другим кастам, как ведут себя в обществе. Все это тщательно взвешивается как самими политическими единицами, так и общественностью.

Стремясь понять закономерность формирования тех или иных моделей политического поведения касты, индийские и западные исследователи за последние несколько лет, когда изучение политической функции касты превратилось в одно из магистральных направлений кастоведения, провели десятки социологических обследований электората. Эти исследования показали, что поведение касты в политике зависит от множества обстоятельств: численности и характера расселения каст, уровней политики, кастовой ситуации и социальной среды, сплоченности касты, эффективности ее руководства и много другого. Было установлено, что крупные касты, живущие компактными группами, чаще хорошо организованны, имеют большую склонность к самостоятельным действиям, чем малочисленные и территориально распыленные кастовые группы. Выявилась следующая тенденция – на общинном уровне, или деревенском, субъектами политики выступают низовые звенья кастовой политической структуры – семья, соседская община, кастовая фракция. В период предвыборных кампаний отмечается наличие более крупных подразделений. На уровне дистрикта – это “джати” и их организации, на уровне штатов – различного рода вторичные образования – “сабхи” (ассоциации, федерации). По мере перехода на более высокие уровни меняется и круг проблем кастовой политики. Первичный уровень останавливается на специфических местных проблемах – будь то доступ в храмы, право пользования колодцами или дорогами, строительство школ и т.д. На более высоких уровнях требования приобретают более политизированный характер – квоты в правительстве, государственном аппарате, ассигнование на различные цели и т.д. Играет роль и кастовая ситуация – количество других каст, их удельный вес, исторически сложившиеся отношения с ними.

Политика в свою очередь выдвигает свои собственные резоны для тесного взаимодействия и сотрудничества партий и каст. Недостаточный учет кастовых моментов в политике является подчас причиной поражения партий. Лидеры “Джан сангх”, например Джангиани, в 60-х годах объясняли провалы своей партии в Керале и Майсуре тем, что в своих предвыборных кампаниях партия слишком “увлеклась” общими разговорами “об индийской культуре” и упустила из виду конкретные интересы.

С точки зрения политика, каста является “банком голосов”, и это рождает у многих политических партий соблазн использовать ее в своих целях. Поэтому между различными партиями идет соперничество за крупные, влиятельные и организованные кастовые образования.

Мажоритарная система относительного большинства представляет до 70 и более процентов мест партии, получившей всего 30-40% голосов. В индийских условиях эта система прямо предлагает тактику манипуляции с использованием удобных блоков избирателей, т.е. каст, в отличие от пропорциональной системы представительства, которая могла бы уменьшить значение “кастовой арифметики”.

Взаимная заинтересованность партий и каст друг в друге имеет своим следствием их тесное сотрудничество, которое нередко закрепляется формальными соглашениями. В 1951-1952 гг., например, “Джан Сангх” имела соглашение с “регистрируемыми “кастами в дистриктах Джаладхар и Хошиарпур, штат Панджаб, и с Федерацией “регистрируемых” каст – Мадхья-Прадеше.

Вместе с тем взаимоотношения между кастами и партиями очень не простые. У политических партий есть много причин подходить к этому вопросу крайне осторожно, не афишировать его. Каста – не единственная пружина политической жизни Индии. Политик любого уровня в своей практической деятельности сталкивается со сложными переплетениями противоречивых сил – национальных, региональных, религиозных и, конечно, кастовых. Твердая ориентация возможна только там, где каста занимает господствующее положение в политике.

Можно выделить несколько основных причин, которые удерживают партии от явных связей с кастами. На Всеиндийской конференции по национальной интеграции в 1957 г, в работе которой участвовали все общенациональные партии, был принят специальный “кодекс поведения”, который осудил использование кастовых и других коммуналистских предрассудков для достижения политических целей. Во-вторых, не все касты и не на всех уровнях политически организованны. Мобилизация неорганизованных каст прямыми методами крайне затруднена. В-третьих, в Индии мало районов, где какая-то каста составляет большинство избирателей. В условиях межкастового соперничества связь с одной кастой, как правило, рождает оппозицию со стороны других каст, которые в совокупности могут составлять большинство и решить судьбу избирательной компании. И, наконец, многие касты разрываются внутренними противоречиями и фракционной борьбой. Привлечь на свою сторону одну часть касты, – значит, потерять другую.

В силу этих и других причин для обеспечения поддержки со стороны отдельных каст и их группировок партии предпочитают пользоваться косвенными методами. Например, победившая на парламентских выборах в 1990 году правая партия “Бхарати Джаната парти” (Индийская Народная партия), вела свой “корабль” на волне движения “Хиндутвы”. Власть нужна была этой партии для того, чтобы создать “государство истинных индусов” (Хинду Раштра), в котором правоверные индусы высших каст были бы хозяевами, а иноверцы, прежде всего мусульмане, жители национальных окраин, и индусы – члены низких каст, особенно, неприкасаемые, – “гражданами второго сорта”6. Правда, в предвыборных заявлениях лидеров БДП Хинду Раштра не упоминалась. Более того, в организации партии в отдельных штатах была направлена директива, предписывающая не злоупотреблять лозунгом “Хиндутвы” и не выступать с публичной платформы вместе с индуистскими религиозными организациями воинствующего толка. Центральная избирательная комиссия чуть было не лишила БДП ее избирательного символа – “лотоса” за его использование в ходе вояжа Л. К. Адвани к городу Айдохье.

Во второй половине 90-х годов XX в. вопрос о кастах оставался по-прежнему в центре внимания общества. Назрела необходимость помочь неприкасаемым, у которых было мало надежд на поступление в университет или в правительственную службу. Политики быстро сообразили, что, изменив ситуацию, они получат голоса этой части населения. Поэтому число рабочих мести мест в высших учебных заведениях, зарезервированных за “отсталыми кастами”, которые составляли половину населения Индии, быстро возросло.

Прошедшие в 1998 году выборы не оставили без внимания проблему каст. Борьба за голоса, возможно, была более ожесточенная, чем когда-либо.
Индийский Национальный Конгресс потерял поддержку неприкасаемых в штате Уттар-Прадеше7. После того, как лидером Конгресса стал Ситарам Кесри, многие видные лидеры брахманской касты оставили эту партию и присоединились к БДП. А БДП в свою очередь укрепила свои позиции, отняв у Конгресса часть голосов избирателей. Эти две партии поделили свое влияние на территории севера Индии, где наибольшую часть населения составляла каста Брахманов – Тхакур.

В заключение можно сказать: такое явление в политической жизни современной Индии как “кастеизм” – политизация каст, или использование кастового фактора в политике, существует и процветает. Несмотря на то, что официально это запрещено и карается. Сама структура индийского общества соблазняет партии использовать кастовое деление общества в своей предвыборной компании. В свою очередь сложные отношения между различными кастами и внутри самих каст нередко оказывают решающее влияние на развитие политической ситуации в Индии.

Взаимоотношения каст и партий сложные. Это объясняется как наличием в Индии сложной многопартийной системы, уникальной в своем роде, так и сложным кастовым, региональным и религиозным составом индийского общества.

Таким образом, такие традиционные институты индийского общества, как религия и каста, глубоко пронизавшие сознание индийцев, продолжают оказывать влияние на характер общественных отношений. Каста остается крепкой социальной организацией, которая успешно вписывается в новые параметры парламентской политики современной Индии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куценков А. А. Эволюция кастовой системы Индии М., 1983.
2. Гендин А. А. Касты и выборы в Индии. /Политические отношения на востоке: общее и особенное/ М., 1990.
3. Зайцев Б. Социальная справедливость или узаконивание системы каст? Азия и Африка сегодня. 1991. № 1.
4. Иродов С. Парад обещаний. Новое время. 1991. № 18.
5. Юрлова Е. С. Кастеизм – фактор политической жизни. В кн.: Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947 – 1987), М., 1989.
6. Юрлова Е. С. Каста в политической жизни штата Бихар (Индия). Восток. 1986. № 1.
7. Бирчанская Л. Народ и власть в поисках лучшей жизни. Азия и Африка сегодня. 1996. № 1.
8. Клюев Б. Новое испытание демократии. Азия и Африка сегодня. 1998. №3.
9. Клюев Б. Ислам в Индии. Азия и Африка сегодня. 1986. № 13.
10. www:india/web-goi.com.

Автор и источник публикации: 

Александра Валерьевна Балаболина, аспирантка кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран Казанского государственного университета, г. Казань Россия - Индия: перспективы развития регионов (Республика Татарстан) Институт востоковедения РАН


Комментариев : 1

Большое спасибо за интересную статтю!

Искренне благодарю за прекрасную статтю о кастах в совремённой Индии. Я с детства влюблён в Индию. Всё, что связано с этой страной представляет для меня большой интерес. Хотелось бы когда то побывать в Индии. Но к сожалению пока нету такой возможности. Ещё раз искренне благодарю!

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Р
т
е
р
е
Введите код без пробелов, учитывая регистр