Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Музыка Индии

Индийцы очень любят музыку. Проходите ли вы по рядам на базаре, сидите ли в гостях у индийских друзей, заходите ли в чайную или трактир - всюду вы слышите музыку, и всюду репродукторы включены на полную мощность, тогда мелодии разносятся на всю округу. Европейцу трудно привыкнуть к этой громкости. В большинстве случаев он через пять минут старается уйти из этих мест. Индийцу этот шум нипочем. Кажется, будто у него вовсе нет нервов. Он располагается поближе к репродуктору и заводит со своим гостем разговор, который, принимая во внимание громкое звучание сопровождающей его музыки, правильнее было бы назвать криком.
Однако европейцу становится не по себе не только от "количества" музыки, но и от самого ее характера, особенно в том случае, если это музыка "классическая". Она настолько отличается от западной, что поначалу европеец вообще не воспринимает ее как музыку. Только после в семь четвертей или в одиннадцать вторых. Кроме того, ударение падает не всегда на первую ноту такта и часто меняется. Даже после многолетнего прослушивания индийской музыки бывает трудно различить такт в музыкальных пьесах.
Вначале европейца особенно раздражает то, что индийская музыка пугливо избегает чистых тонов. Индийский певец или музыкант считает их слишком примитивными. Везде, где это только возможно, он обязательно вставит форшлаг, разнозвучную трель или еще какое-нибудь украшение, так что основная мелодия оказывается полностью скрытой. Напрасно ждал бы слушатель хоть одного чистого тона или продолжительного звучания какой-нибудь неизукрашенной ноты.
К этому надо добавить, что в Индии хорошему голосу не придают такого значения, как в Европе. Часто тембр бывает носовым или слишком резким. Иногда поют в таком низком регистре, что пение больше походит на речитатив. Но не всегда виноват исполнитель. Мелодия, которая зачастую очень трудна и иногда укладывается лишь в три октавы, ставит такие требования, которые порой не под силу даже лучшему певцу. При этом овладение очень трудной музыкальной пьесой ценится выше, чем красота звука. Слушатель, не искушенный в законах индийской музыки, неизбежно приходит к выводу, что при всей ее сложности она все же остается скучной.

Впечатление отчужденности или чувство протеста, которое вызывает индийское пение, усугубляется еще своеобразным сопровождением и оформлением. Когда вы в назначенное время входите в зал, то видите сначала только празднично украшенный помост и слушателей, которые во много рядов сидят, поджав ноги, на полу. Примерно полчаса спустя размеренным шагом входят два человека. Один из них несет тамбуру - инструмент, напоминающий большую мандолину, на другом висят два барабана, имеющих форму полушария. Оба музыканта принимаются за настройку своих инструментов. Тамбурист справляется со своей задачей более или менее быстро, поскольку у его инструмента только четыре струны. Задача табалчи несколько сложнее. При помощи плотничьего молотка он подбивает деревянные клинья, подложенные под натяжные шнуры его барабанов, гоняя их то туда, то сюда до тех пор, пока оба табла не приобретут надлежащей высоты тона. Только после всего этого, когда публика начинает уже терять всякую надежду, появляется сам великий устад (дословно - учитель). Поджав под себя ноги, он садится между двумя музыкантами. Устад начинает свою программу с того, что основательно откашливается. В зрительном зале постепенно воцаряется тишина. Концерт открывается продолжительным "А-а-а" на основном тоне тамбуры, далее следует "а-а-а" в квинту, и, наконец, на "а-а-а" в октаву подготовительная дыхательная гимнастика завершается. Теперь еще одно последнее откашливание, и вот сквозь сжатые зубы певца прорывается мелодия. Исполнителю она, по-видимому, нравится, так как он повторяет ее дважды. Теперь и барабанщик решает, что пришло его время. Он пытается левой рукой подчеркнуть ритм и в то же время правой затушевать его. По левому барабану табалчи ударяет кулаком или всей ладонью, а по правому - только указательным или средним пальцами. Каждое повторение сопровождается новыми вариациями и приложениями, так что в конце концов первоначальную мелодию совсем нельзя узнать. Постепенно певцом овладевает вдохновение. Исполнитель подчеркивает свои фразы выразительными жестами. Он кивает головой, кланяясь направо, налево и вперед. Глаза певца блестят, когда он поет о радости, на губах его блуждает улыбка; если же мелодия проникнута грустью, то и на его лице появляется горестное выражение. Кульминационный пункт - это своего рода колоратура, которая исполняется глубоким горловым пением, причем подбородок певца дрожит, двигаясь вверх и вниз. Интересно наблюдать за слушателями. Многие от восторга закрывают глаза. Другие в такт прищелкивают пальцами. Все чаще и чаще издается возглас восхищения и восторга "вах, вах!", а под конец исполнителя вознаграждает долго несмолкающий гул аплодисментов.

На Западе публика обычно устает раньше, чем артист. Концерт, продолжающийся более двух часов, выдерживают лишь немногие. Индийская же публика как будто вообще никогда не утомляется. Спустя два часа она только входит во вкус, и четырех-пятичасовые концерты там не редкость.
Тот, кто часто слушал индийских певцов, начинает понимать, почему в Индии так мало распространено хоровое пение. В классическом пении, как уже указывалось, очерчиваются только рамки, в пределах которых певец может свободно варьировать микротонами. Все детали вводятся самим исполнителем по вдохновению. Он каждый раз находит новые вариации и определенные места каждый раз поет по-новому. В Индии нет и композиторов в нашем смысле слова. Большинство рага возникли в глубокой древности и передаются по наследству от учителя ученику. Индийская нотная система настолько несовершенна, что невозможно точно зафиксировать какое-нибудь музыкальное произведение. Только с изобретением граммофонной записи появилась возможность сохранить мелодию в том виде, как ее исполнял тот или иной певец или музыкант, и таким образом передавать музыкальное произведение в неискаженном виде.

Особенно своеобразны концерты индийской оркестровой музыки. До двадцати музыкантов усаживаются полукругом. Здесь и скрипки, и флейты, и вина (подобие гитары), и саранги (инструмент, похожий на цитру, на котором играют не дергая за струны, а проводя по ним смычком), и различные виды барабанов. Большой неожиданностью для того, кто впервые слушает такой концерт, будет то, что все инструменты играют в унисон. Это отсутствие гармонического строя - одна из главных особенностей индийской музыки. Индийцы, которые никогда не слышали западной музыки, совсем не чувствуют этого недостатка. Второй голос, столь обычный, например, для наших народных песен, был бы воспринят в Индии, как фальшь. Знатоки считают, что гармонизировать индийскую музыку невозможно. Попытки в этой области оканчивались неудачей. Многие музыканты придерживаются, однако, иного мнения, и немало музыкальных школ, прежде всего в Мадрасе и Аджмире, посвятили этой проблеме свое основное внимание.

В настоящее время в Индии прилагаются большие усилия к популяризации индийской классической музыки. Консерватории возникают, как из-под земли. Если раньше хорошие исполнители были придворными певцами у какого-нибудь раджи, то теперь они работают как преподаватели или выступают по радио. Пробуждению в массах интереса к классической музыке способствуют и всеиндийские музыкальные конференции. И все же круг любителей этой музыки невелик и расширяется очень медленно. Этим стремлениям противостоит могучий противник - популярная песенка из кинофильмов, или "фильми-гани". Слуху европейца музыка индийских фильмов более понятна. Ритм этих простых мелодий более привычен, и весь характер музыки менее затейлив. Правда, она довольно легковесна и в этом отношении мало отличается от западных популярных мелодий. Благодаря невероятно широкому распространению кино фильми-гани быстро проникают в самые глухие деревни и вытесняют оттуда все, что еще осталось от народного музыкального творчества. Круг же ценителей старой классической индийской музыки, вероятно, так и останется сравнительно узким.

Европейская музыка завоевывает в Индии все больше симпатий. Радио Дели передает ежедневно, по крайней мере в течение одного часа, музыку европейских композиторов. В Бомбее и Калькутте имеются даже собственные симфонические оркестры. На последних симфонических концертах в Калькутте половина исполнителей и две трети слушателей были индийцами. Они находят европейскую оркестровую музыку величественной, глубоко захватывающей и покоряющей. В такой же степени могут рассчитывать на благодарную публику виртуозы пианисты и скрипачи. Между тем европейские певцы, напротив, пользуются ограниченным успехом. Один индиец, например, слушая пение Бениамино Джильи, записанное на пластинку, воспринял его как крик.

Автор и источник публикации: 

Л.Кренек, 1956 г.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ст_анник: