Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Племенные и деревенские танцы Индии

Индийские танцы тесно связаны с жизнью народа, с местными традициями, с влюбленностью Индии в ритм. От Кашмира на севере до мыса КаньяКумари на юге, от Кача на западе до Манипура на востоке в танце находят свое выражение жизнь и настроения людей. В краткой статье невозможно охватить даже малую часть многообразия индийских танцев, можно лишь привести несколько примеров и постараться передать ритм, краски и жизнерадостную непосредственность танцев различных народов и племен Индии.

Различия в условиях жизни, климате, языке и окружающей среде привели к возникновению необычайного богатства и разнообразия танцевальных форм и стилей, нарядов и музыкальных инструментов Но во всем этом многообразии можно выделить три основные группы танцев танцы, исполняемые по праздникам и во время различных общественных церемоний, танцы, исполняемые потомственными профессиональными танцорами, и танцы племен, уходящие корнями в местные культы и составляющие неотъемлемую часть жиз ни общины.

Различие в терминах "народный" и "племенной" весьма тонко и размыто. Что касается слова "народный", то похоже, что большинство исследователей сходится во мнении в том, что существует отчетливое расхождение между классическими и народными формами. Термин "племя" предполагает определенную самоуправляемую группу людей, имеющую свой особый тип культурной, экономической, социальной и семейной организации. Индийские племена в XX веке переняли многие черты нового образа жизни. И тем не менее мы продолжаем выделять их в племена. В этом смысле термин "племя" предполагает специфический тип общества или специфический тип социальной организации. Но это еще не означает, что формы искусства этих групп населения обязательно должны быть "племенными" по своей природе. Другой термин, который может быть использован в применении к их искусству, — " примитивный". Некоторые исследователи предпочитают говорить об исполнительском и иных искусствах этих народов как о примитивных, а не как о племенных. В этом случае под примитивными понимаются такие формы искусства, которые уходят своими корнями в прошлое племенного сообщества. Таким образом, при отнесении той или иной формы искусства к примитивной или непримитивной принимается во внимание историческое происхождение данной формы искусства.

Рассматривая этот вопрос далее, мы обнаруживаем, что трудно провести четкую грань между народным и племенным искусством. Все, что создается и исполняется представителями племен, называется племенным, а все, что создается и исполняется другими, — народным искусством. Отсюда следует, что термины "народный" и "племенной" используются как социальные ярлыки, а не являются обозначением форм искусства, различающихся по характеру. Иначе обстоит дело с термином "классический" — здесь мы начинаем рассматривать различные стили в искусстве, разбирать их структуру, а также эстетические принципы и набор формальных приемов и правил, по которым созданы произведения.

Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, а также с сезонными циклами и народными праздниками. Рождение и свадьба — вот два важнейших события в жизни, сопровождаемые исполнением тех или иных танцев. В сезонном цикле одним из главных праздников является холи, отмечаемый в марте—апреле. По индийскому календарю, это месяц фальгун, весна, когда пробуждается спящая природа. Это также и время сбора весеннего урожая, поэтому холи — праздник радости и веселья в сельской местности, сопровождаемый песнями, танцами и музыкой. Танцы, связанные с событиями в жизни отдельных людей, обычно ограничены семейным кругом, тогда как танцы, исполняемые по праздникам, дают возможность объединиться всей общине. Семейные танцы более интимны, но в то же время обладают своей особой непринужденностью, непосредственностью и живостью.

Танцы племен совершенно отличны как по своей социальной значимости, так и по формальному языку выразительных средств. Коренное различие между народным и племенным заключается в той функциональной роли, которую исполнение танца играет в жизни общины. Для племен танцы — это не просто способ выражения праздничного веселья, племенные танцы насквозь пронизаны религиозными верованиями, ритуалами и связаны с общим эмоциональным настроем племени. Элементы танца уходят своими корнями глубоко в социальную структуру племени. Представители племен поют и танцуют не только по поводу со бытии жизненного цикла, - любое событие, любая жизненная ситуация может заставить людей обратиться к танцу. Это позволяет им осознавать свою организационную и структурную целостность и неделимость как сообщества. Таким образом, исполнение танца как бы укрепляет и поддерживает это организационное единство. Шаги, телодвижения, ритм и мелодия песни доступны всем членам сообщества: старикам и юношам, мужчинам и женщинам. Чувство единства группы настолько сильно, что оно не оставляет простора для проявления индивидуального мастерства. Будь то песня (мелодия) , текст (стихи) , ритм или танцевальные движения — все создается совершенно естественным образом. Мелодия песни очень проста, а текст позволяет импровизировать, добавляя новые образы и идеи. Ритм основывается на четырех ударах, комбинации шагов повторяются, в то время как руки и тела исполнителей свободны для создания различных поз.

В народных же танцах совершенно необязательно участие всех членов общины. Некоторые танцы исполняются исключительно женщинами; один из наиболее известных примеров — раджастанский танец гхумар. Танец исполняется под аккомпанемент инструментов дхол и тхали. Дхол — это большой цилиндрический барабан, по которому ударяют ладонью и пальцами правой руки. Тхали — простая металлическая тарелка, по которой бьют тонкой палочкой, она дает довольно резкое сопровождение, детализируя основной ритмический рисунок. Музыкантов окружают женщины, одна из которых и начинает танец сначала в умеренном темпе, затем постепенно убыстряя и убыстряя его. Барабанщик обязан следить за темпом, задаваемым танцовщицей и музыкантом. Танцовщица искусно использует ритм и телодвижения для создания изящного рисунка танца. Она кружится вокруг вертикальной оси, движения рук и шеи изящно дополняют танец. Иногда группа женщин сопровождает танец исполнением песен. Важно отметить, что танцовщицы никогда не используют жестикуляцию для передачи словесного содержания песни. Они создают импровизации на естественном языке жестов и поз. Танец, начатый одной женщиной, продолжается другими. В одном из вариантов большая группа женщин встает в круг и танцует под ритмический аккомпанемент ударных инструментов. Основными поводами для исполнения танца гхумар являются свадьбы и религиозный праздник наваратри. Танцовщицы надевают богато орнаментированные одежды и большое количество золотых и серебряных украшений.

Другой хорошо известный женский танец, исполняемый во времл наваратри, гуджаратский танец гарбха, широко распространенный также и в некоторых районах Раджастана. Танец символизирует поклонение матери-земле, а наваратри длится девять суток - и в течение девяти ночей праздника на всех дорогах и площадях в гуджаратских деревнях слышны звуки музыки и ритмические удары барабанов. Танцовщицы движутся по кругу, танец сопровождается хлопаньем в ладоши и ударами барабана, в ганце принимают участие до пятидесяти женщин. Некоторые женские танцы можно наблюдать и в районах расселения племен, как, например, знаменитый танец с бамбуковыми палками, исполняемый девушками народности мизо в Мизораме, на северо-востоке Индии. Бамбуковые палки кладут на землю так, чтобы они образовывали квадраты, и бьют одной о другую, создавая ритмический рисунок танца. Девушки должны проявлять необычайную ловкость и переступать через них крайне осторожно, иначе ударяющиеся друг о друга бамбуковые палки могут очень болезненно стукнуть по ногам.

Мы уже упоминали праздник наваратри как один из важнейших поводов для исполнения танцев. Другим таким праздником является весенний праздник холи. В Раджастане по случаю холи исполняется танец гаир, преимущественно мужчинами. В районе Шекхавати он известен как гиндарх. В крупных деревнях в танце гаир участвует много мужчин, которые встают в круг и танцуют под аккомпанемент инструментов сурнаи и нагара или дхол и тхали. При исполнении танца гиндарх танцоры бьют в барабан, называемый чанг. Расположение танцоров по кругу является важным обрамлением этого танца. Шаги совершаются всеми исполнителями синхронно, но движения тела каждого танцора могут варьироваться в соответствии с изменениями ритма. Медленный, средний, быстрый ритмы сменяют друг друга, сопровождая изящные и грациозные движения танцоров. Но это не единственная форма танца гаир. В Западном Раджастане известны три его разновидности, в частности ангия гаир, исполнители которого надевают большие, тяжелые свободные одеяния, ниспадающие от плеч до пят. Ритм замедленный, но громадный людской круг движется достаточно быстро. Каждый исполнитель держит в руках две длинные тонкие палки, и пары танцоров поочередно скрещивают эти палки в ударах. Этим задается как ритмическая организация танца, так и его зрительный образ. Исполнители этого танца должны находиться в постоянном движении.

Важно отметить, что по традиции окрестные деревни собирают деньги на костюмы и заботятся об их сохранении до следующего праздника. Иные из одеяний для танца гаир могут весить до сорока килограммов, и на них уходит много ткани.

В середине апреля наступает биху, праздник нового года. В Ассаме, на северо-востоке Индии, по этому случаю исполняются разнообразные народные танцы. Новогодние танцы делятся на две группы - хороводы хучари и биху. Хучари исполняет хоровод юношей на открытом воздухе. Юноши танцем встречают новый год и стремятся получить для народа благословение бога. Танец исполняется в нарастающем темпе и сопровождается резкими ударами барабана пхол. Танец биху исполняется совместно юношами и девушками, они формируют круги, восьмерки, ряды и другие фигуры. Танец сопровождается исполнением коротких песенок, обычно о любви, под аккомпанемент простейших музыкальных инструментов.

Среди различных общественных и семейных торжеств свадьба всегда является поводом для исполнения танцев. Это относится как к народным танцам, так и племенным. Из числа племенных танцев большой известностью пользуется свадебный танец племени мариев, проживающего в Бастаре в Мадхья-Прадеш. Традиционная свадебная церемония мариев проста, и танец составляет ее важную часть. Мужчины, исполняющие этот танец, имеют на голове сложное украшение из бамбуковых стеблей, с бычьими рогами на лбу и пучком перьев на макушке. Полоска ткани, украшенная раковинами, закрывает глаза танцора. Держа в руках удлиненные барабаны, мужчины движутся по огромному кругу, а женщины, также став в ряд, совершают разнообразные движения. Ритм танца задается громовыми раскатами барабанов.

В танце находит отражение и повседневная жизнь народа. В основе таких танцев часто лежит ритуал, заклинание. Эти танцы своей формой напоминают реальные занятия — молотьбу, сбор урожая, охоту, преодоление бурных морских волн бесстрашными рыбаками. Охота - одно из основных занятий большинства племен, и в танце может изображаться преследование дикого кабана или льва. До недавних времен о заслугах племени судили по ратной доблести его мужчин, поэтому танцы, воссоздающие сцены войны, воинственные по своей функции и рисунку движений танцоров, стали неотъемлемой частью коллективного репертуара племен. Сема-наги в северо-восточной Индии исполняют танцы, надев церемониальные одежды и взяв в руки копья и мечи. Величественная процессия мужчин, чередующих прыжки и перебежки, медленно продвигается по поляне. В былые времена это зрелище должно было вселять ужас. Сегодня изящные движения человеческих тел, грациозные наклоны и ловкие прыжки создают эстетическое наслаждение.

Демонстрация силы и общности присуща другому мужскому танцу, посвященному сбору урожая, — пенджабскому танцу бхангра. Под бой барабанов крестьяне в тюрбанах и ярких безрукавках вихрем кружатся в танце, их плечи дергаются в ритме ударов барабанов, руки раскинуты в стороны в упоительном восторге По мере того как но вые участники присоединяются к танцорам, круг расширяется. Общий настрой и непосредственность исполнения допускают разнообразие вариантов движений — прыжки и пируэты, резкие скачки и даже сложные акробатические упражнения. В этом танце воплощается энергия и жизненная сила народа

Такой краткий обзор неизбежно является неполным Много еще можно было бы написать о танцах санталов, для которых танец—неотъемлемая часть их бытия, или о кашмирском танце руф, или о танцах всех народов, населяющих пригима лайские районы, от Кашмира до Аруначал-Прадеш, или о народных танцах южной Индии. Но в заключение хочется сказать несколько слов о танцах, исполняемых профессиональными танцорами Эта разновидность танцев обязательно предполагает наличие определенных взаимоотношении между зрителями и исполнителями, где их роли четко разграничены Для сравнения можно сказать, что все тан цы, о которых речь шла выше, исполняются людьми для самих себя. Профессиональные же танцоры исполняют танцы для зрителей или покровителей, которые критически оценивают мастерство исполнителя Это предъявляет особые требования к искусству танца и заставляет артистов стремиться к совершенствованию своего мастерства путем по стоянных упражнений Этого не происходит с народными и племенными танцами, которые по своей сущности являются лишь средством передачи какой-либо идеи или настроения. Танцы, исполняемые профессиональными танцорами, в этом смысле отличаются от народных. Но тем не менее и они также тесно связаны с социальным и культурным аспектами образа жизни народа, обрядами, праздниками и поэтому не утрачивают полностью того характера, который свойствен народным танцам

Хорошим примером танцев этой группы может служить раджастанский танец тератали. Исполнители танца тератали именуются камадами, и этот танец обслуживает религиозные нужды определенных групп населения в сословно расслоенном индийском обществе. В центре танца стоит фигура бога Рамы. Камады исполняют танец в течение всей ночи, сопровождая его религиозными песнопениями и инсценировками из эпоса, которые должны принести благоденствие тем, кто заказал танец.

В ганце гератали принимают участие две или три танцовщицы в сопровождении мужчин певцов и музыкантов. Танцовщицы надевают 6—7 бубенчиков-манджир на правую ногу, две манджиры на предплечье, одну — на лоб и еще берут в каждую руку по две манджиры. Суть танца заключается в том, чтобы добиться выразительного эффекта, особым образом ударяя манджиры друг о друга. Танцовщица исполняет танец сидя. Затем, усложняя исполнение, она берет в зубы меч и звенит бубенчиками в непосредственной близости от него. К тому же еще на голове танцовщицы стоит небольшой глиняный горшок, который она должна удержать в равновесии при любых движениях. Аккомпанирующих инструментов всего три: струнный инструмент, задающий ритм, — это может быть чаутара, вина или тандуро, цилиндрический барабан — дхо-лак и пара тарелок — тал. Песню исполняют как мужчины-музыканты, так и женщины-танцовщицы.

В кратком обзоре мы рассмотрели лишь некоторые формы танцев. В громадном разнообразии танцевальных форм различных народов Индии можно тем не менее найти общие черты, базирующиеся на общности верований и культурного наследия. Слова Курта Сакса о танце особенно верны применительно к танцам Индии: "Танец - мать всех искусств. Музыка и поэзия разворачиваются во времени, живопись и архитектура - в пространстве. Но танец живет одновременно и во времени, и в пространстве. Творец и творение, художник и произведение искусства суть одно и то же".

Автор не известен

Народные танцы горкха (горкхов) на фестивале в Силигури, Бенгалия, фото thehindu.com


Комментариев : 1

Танец бхангра

achadidi аватар

Самым популярным танцем Пенджаба является бхангра, исполняемый мужчинами. Танец символизирует важность пшеницы для этого штата, являющегося житницей Индии. После завершения посевной молодежь собирается в открытом поле при свете полной луны. В центре круга танцоров стоит барабанщик (дхолак). Круг постепенно расширяется. Танец характеризуется резкими движениями тела и щелканьем пальцами. Один из участников представления поет импровизированные куплеты, другие их подхватывают. Это происходит на протяжении всего танца.

Ритм танца прост – две или три четверти, мелодия тоже незатейлива. Текст куплетов берется из традиционной устной поэзии Пенджаба – боли или дхола. С каждым новым куплетом танцоры меняют направление движения, напевая при этом традиционные присказки, например: "бале-бале", "оай-оай" и "ух-ух". Обычно все начинается с очень медленного темпа, резких движений плечами и прыжков. Вслед за этим из различных секторов круга выдвигаются пары, танцуют некоторое время в центре и возвращаются на свое место в кругу. Пара может исполнять самые разные движения, от очень грациозных до резких и мужественных. Среди них – пируэты, прыжки и приседания. Опытный танцор может изобразить целый комплекс акробатических движений. Он может танцевать на коленях, в то время как партнер танцует у него на плечах. Танец бхангра не подчиняется каким-то строгим правилам, но производит впечатление своим спонтанным мужеством и жизнелюбием. Танец типично пенджабский, его трудно приписать какому-то другому народу Индии. Помимо большого круга, танцоры иногда становятся в малые круги по три человека, и вторая группа танцоров стоит у них на плечах или на сцепленных руках. Подобное сооружение движется в быстром ритме. Впечатление от танца бхангра настолько сильно, что он повлиял на танцы соседних регионов.

Индийский вестник № 03/2007

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
М_лайзия: