Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Свадьба в Индии в постведийский период

Период сутр. (Индия от 5 в. до. н.э. до 5 в. н.э.)
В период сутр ритуалисты привели в систему непостоянную массу ритуалов, и каждая грихья-сутра описывает церемонии в определенном порядке. Впрочем, грихьясутры немного отличаются расположением материала и в некоторых деталях. Это объясняется тем, что каждый ведийский род имел свою собственную сутру, отражающую местные и племенные различия. Но существенных различий не было, поскольку религиозные и социальные основы оставались теми же. Они цитируют почти те же самые ведийские стихи и следуют тем же свадебным обычаям.

В дополнение к церемониям, развившимся в ведийский период, в грихьясутрах встречаются некоторые новые черты. Мы можем получить представление о процедуре свадебной церемонии, изложив ее в порядке, указанном в грихьясутре Параскары*:

1. Торжественный прием жениха и предложение ему медового напитка.
2. Дарение одежд невесте.
3. Умащение жениха и невесты.
4. Выход с невестой.
5. Обряд «смотрения невесты».
6. Обход вокруг огня слева направо.
7. Принесение жертв в огонь: свадебной ложки масла, жертв для господства (раштрабхрита), победы (джая), одоления (абхьятана).
8. Принесение жертвы поджаренными зернами (ладжахома).
9. Обряд взятия невесты за руку (паниграхана).
10. Обряд вступания на камень.
11. Пение стихов (восхваление женщины).
12. Обход вокруг огня.
14. Принесение жертвы оставшимися поджаренными
15. Обряд семи шагов (саптапади).
16. Обряд окропления головы невесты.
17. Обряд смотрения на солнце.
18. Обряд прикосновения к сердцу.
19. Благословение невесты.
20. Сидение на бычьей шкуре.
21. Местные обычаи.
22. Свадебное вознаграждение жрецу.
23. Обряд смотрения на Полярную звезду.
24. Трехдневное воздержание.
25. Принесение жертв домашнему огню (авасатхья).
26. Увод невесты.
27. Обряд четвертого дня.
28. Окропление невесты.
29. Совместная трапеза новобрачных; приготовление ими вареной пищи.
30. Наставление в супружеской верности.
31. Гарбхадхана.

Напрасно пытаться проследить все церемонии грихья-сутр в ведах. Вероятно, в послеведийский период было воспринято много народных обрядов и церемоний и жрецы, желавшие расширить сферу влияния религии, отразили их в текстах. Эти позднейшие добавления первоначально не входили в ведийский ритуал.

Позднейшие новшества.
После периода сутр свадебные церемонии испытали дальнейшие изменения. Были введены многие модификации и новшества. Могучими факторами введения новых деталей в санскары были деревенские обычаи (см. Параскара-грихьясутра, I, 8, 11) и местные обычаи (см. Ашвалаяна-грихьясутра, I, 5). Согласно первой грихьясутре, многие элементы в санскарах получали санкцию стариков и старух, которые были хранителями древних народных обрядов и церемоний. Вторая грихьясутра признает, что местные обычаи различны в разных областях и их следует принимать во внимание при совершении санскары. Комментатор Ашвалаяны На-раяна замечает о важности обычаев: «Порядок процедуры изложен, но ему нужно следовать согласно обычаю своей местности».

Современная форма.
Таким образом, со временем религиозная идеология, социальные обычаи, обряды и церемонии изменились. Впрочем, первоначально тексты стремились зафиксировать только ведийские ритуалы и не уделяли должного внимания чисто народным обрядам и обычаям. Позднее под влиянием обстоятельств жрецы были вынуждены признать их. Паддхати и прайоги о свадебных церемониях, лучше отражавшие существовавшую практику, чем древние тексты, включили в санскару много новых элементов*. В разных частях Индии следовали разным паддхати и прайогам. Соответственно свадебные церемонии также различаются в различных областях. Но религиозный и социальный консерватизм в Индии настолько силен, что главные черты санскары сохранились с ведийского периода до нашего времени, а ее основные черты едины по всей стране*.

73) Порядок и содержание отдельных элементов ритуала в разных грихьясутрах не вполне совпадают. См. указанные выше работы Гааса и М. Винтерница.
74) В прайогах и паддхати отдельно речь идет о церемонии помолвки, добавляются некоторые элементы и в сам свадебный ритуал: почитание Шивы и Гаури, а также Ганеши, установление водяных часов (гхати), нанесение пятна на лоб (тилака), повязывание защитной веревки, умащение куркумой и т. д.
75) О современном свадебном ритуале см.: Пал Пракаташвати. Индусский свадебный обряд // Советская этнография. 1958. № 4.

Автор и источник публикации: 

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи) Пер. с англ. А. А, Вигасина. М.: Высш. шк. Перевод изд.: R. В. Pandey. Hindu Samskaras. India, Delhi, 1976

Свадьба тамильских актеров. Фото R.Ragu thehindu.com


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Бан_ладеш: