Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Касты Индии, от варн к современности

Индийское общество традиционно было построено на системе сословий, каст, хотя применительно к Индии выражение "кастовый строй" не корректно, ибо слово каста происходит от латинского.
В Индии исторически существуют 4 сословия - варны (varna), которые в свою очередь подразделяются на джати (jati - профессиональные группы), собственно индийские джати и принято называть касты.

Возникновение варн Древней Индии. История и миф

сословия - варны Индии
Система варн сформировалась еще в древней Индии. Само слово варна означает в переводе с санскрита цвет, внешний облик или качество. Упоминание в четырех варнах - "чатурхварна" впервые встречается в Ригведе (Пуруша сукта 11-12), которая сообщает:

Когда Пурушу (изначального, божественого человека) расчленили… его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья [кшатрии], его бёдра — вайшья, из ног родился шудра.

Этим система варн древней Индии ограничивалась. Все остальные, не вошедшие в варновую (кастовую) систему, будь то иностранцы, чуждые ведических ценностей, или изгнанные из своей варны за прегрешения, - являлись внекастовыми неприкаемыми - млеччха и дасью (пария) соответственно, всех неприкасаемых вместе именуют также как далиты.

Деление людей на варны первоначально осуществлялось исходя из врожденных предрасположенностей и качеств человека, присущих ему социально полезных свойств и качеств. Так, считалось, что дети из варны браминов при прочих равных отличаются от детей иных варн тягой к познанию мира, способностями к обучению и учению других, вдумчивостью и созерцательностью, потому наиболее подходящими профессиями для них будет исполнение жреческих функций, обучение письменности, лечение болезней и естественно декламирование священных текстов. Дети из варны кшатриев обладают высокой степенью раджаса, они воинственны по-природе и очень энергичны, в отличие от вайшиев, которые склонны к мирным занятиям и тщательности и мед, шудры же не обладая никакими особыми талантами и умственными способностями рождаются для того, что бы служить трем первым варнам, выполняя севу - то есть трудиться не за деньги, а за совесть.
Дхарма, то есть обязанности (свойства, качества) различных варн описаны в Бхагавад Гита (часть древне-индийского эпоса Махабхарата).
Шри Кришны (Бхагавад Гита) говорит о дхарме четырех варн в связи с характеристиками личности:

18.41. Обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр различаются по качествам, рожденным их природой.
18.42. Спокойствие, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, правдивость, мудрость, самоосознание, вера в Бога – вот обязанности брахманов, рожденные их собственной природой.
18.43. Героизм, сила, стойкость, находчивость, храбрость в битве, благородство и умение руководить – обязанности кшатриев, рожденные их собственной природой.
18.44. Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности вайшьев, рожденные их собственной природой; служение другим – обязанность шудр, рожденная их собственной природой.

Первые 3 варны назывались "двиджды" - дваждырожденными, поскольку имели право на второе "духовное" рождение в процессе инициации и упаяны - повязывание священного шнура. После 2 рождения мальчик имел право слушать и читать Веды, что было не доступно шудрам.

Переход из одной варны (касты) в другую

В период веданты сохраняются упоминания на то, что варна человека определяется в первую очередь в соответствии с его качествами, а не происхождением. Так, Чхандогья упанишада повествует историю Сатьякамы - одного из великих индийских учителей ведантистского периода, который был рожден вне касты. Мать Сатьякамбы была служанкой по вызову и даже не знала от кого она зачала своего сына. Однако, когда мальчик Сатьякамба вырос он почувствовал стремление учиться истине и стал искать учителя, который принял бы его. Он пришел к учителю Харидрумате Гаутаме, который был естественно, брамином и попросил взять его в ученики-брахмачарины. Когда учитель спросил какой мальчик готры (рода), тот честно признался, что его мать служанка, а своего отца он не знает, поэтому у него нет готры. На что старик-брамин ответил: "Я вижу, что по духу ты брамин, никто кторое брамина не может быть таким правдивым, любой другой скрыл бы нелицеприятные подробности своего происхождения" и принял Сатькаму в ученики.

Махабхарата как указано выше дифференцирует принадлежность к определенной варне качествами человека, связывая дхарму варны как социальный закон и дхарму человека, то есть врожденный нравственный закон и долг человека перед обществом. В тоже время Шри Кришна в Бхагавад Гите делает акцент на собственной дхарме человека, как определяющей его место в мире и род деятельности:

Лучше исполнять свою собственную дхарму, чем хорошо выполнить дхарму другого. Тот, кто выполняет карму, созданную своей собственной природой, не навлекает на себя греха

Отсюда мы видим, что приоритет все еще отдается собственной природе и личной дхарме, а не наследованию фамильной варны, то есть во времена Бхагавад Гиты система варн еще не стала жесткой.

О переходе из одной варны в другую читайте в статье Варны Древней Индии, в жизни и литературе

Законы Ману - оформление кастовой системы Индии

Законы Ману (Манавардхама шастра) датированные 2 веком до нашей эры говорят, пересказывают историю создания варн немного иначе:

7. Тот, кто постижим только умом, неосязаемый, невидимый, вечный,заключающий в себе все живые существа , удивительный (acintya), проявился сам по собственной воле [Брахман]
8. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он [Брахман] вначале сотворил воды и в них испустил свое семя.
9. Оно [семя Брахмана] стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу; в нем он сам [Брахман] родился как Брахма [Бог], прародитель всего мира [прим. один из 3 великих Богов - Махадевов].
11. Из этой первопричины, невидимой, вечной, образующей реальное и нереальное [Брахмана], [возник еще и] дух Пуруша (purusa), который в мире прославляется под именем Брахмы [Пуруша не является богом, он не есть Брахма].
31. А ради процветания миров он [Пуруша, а не Брахма] создал из своих уст, рук, бедер иступней соответственно брахмана, кшатрия, вайщия и шудру.

Прим. Из-за этого отрывка возникает определенная путанница в понимании откуда взялись варны, поэтому надо либо читать изначальный миф в источнике - Пуруша Сукте (Ригведа) либо читать Законы Ману (как и любую другую интерпретацию) очень внимательно :)
Индийская литература на первый взгляд "грешит" тем, что одно и то же слово (понятие) употребляется в разных смыслах, например, запутаться можно в Брахманах и брахманах, но это только на первый :)

Далее законы Ману вводят жесткую кастовую систему как социальный институт, относя человека к определенной варне (или касте-джати) исключительно по праву рождения и вообще игнорируя его личные качества. Переход человека из одной касты в другую или не возможен вообще или крайне продолжителен.

Низкорожденный (duryoni) получает природу отца или матери или обоих; он ни в коем случае не может скрыть свою действительную сущность.
Даже человек, рожденный в родовитой семье, если у него смешанное происхождение, приобретает в большей или меньшей мере природу его [отца].
Если [женское] потомство от брахмана и щудрянки рождает [в супружестве] с высшим * [дочь, которая вступает в брак также с брахманом и т. д.], низший достигает высшего рождения в седьмом поколении."

Законы Ману также вводят понятие джати - смешанных варн, которым предписывается определенный род деятельности (то есть каст). На этом формирование системы каст в Индии на сколько мне известно нормативно заканчивается.

Подробнее о закреплении кастового строя в статье Формирование каст в древней Индии и Законы Ману

Касты в современной Индии

В 20 веке Конституция Индии не делает различий для людей по кастовому признаку, кроме того Матахмой Ганди предпринимались попытки признать некастовых индийцев (индусов, в данном случае, сикхи, джайны имеют собственные системы разделения) и самых низких представителей кастовой системы - неприкасаемых, им было дано название "хариджаны", то есть дети Бога. Официально дискриминация по признаку касты в Индии запрещена.

На практике кастовая система существует и дискриминация тоже.
Так, наличествуют квоты для поступления в учебные заведения для представителей различных каст.
Деление на касты в Индии очень явно видно за пределами мегаполисов. Один мой знакомый белый житель Гималаев рассказал мне, что брал молоко у ближайшего соседа. К нему пришла делегация тхакуров (северо-индийских кшатриев) с требованием покупать молоко у них, а не у соседа, который является низкорожденным шудрой, в пртивном случае местные тхакуры обещали организовать обструкцию белому йогину. Знакомый, правда, был не согласен с постановкой проблемы, и спросил тхакуров: "Если корова является воплощением Матери-земли может ли она быть касты шудр или тхакуров. Я беру молоко от коровы, значит оно чисто и божественно по своей сущности". Тхакурам нечего было возрашить и инцидент рассосался.

Однако, кастовые законы являются большой проблемой и постоянным источников преступлений за пределами городов. Индийская пресса пестрит статьями и кровавыми историями любви молодых людей из разных каст (джати) и готр, которые как правило заканчиваются трагически.
Подробнее о правовых аспектах каст в современной Индии

Автор и источник публикации: 
achadidi специально для indonet.ru


Комментариев : 5

индийский подросток-далит

15 лет отроду из низкой касты Равидас, которая занимается кожевенным ремеслом, был на днях зверски избит и брошен под поезд в Бихаре на востоке Индии своими односельчанами. Преступление мальчика заключалось в том, что он написал письмо понравившейся ему девушке из джати дхоби, то есть прачек, которая стоит выше его в кастовой структуре. Письмо мальчика было найдено родителями, и его убили.
Случай не единичный к сожалению.
http://www.timesonline.co.uk/tol/news/world/asia/article5197439.ece

сейчас в Индии происходит

сейчас в Индии происходит обратная дискриминация. Люди из низших каст получают всевозможные льготы от правительства. Дети из семей низших каст имеют квоты на поступление в высшие учебные заведения, в каждом колледже или университете должен сохраняться определенный процент студентов из низших каст, им легче поступать чем всем остальным и легче сдавать промежуточные экзамены (процент студентов из низших каст должен сохраняться иначе у ректора будут проблемы) если они плохо выучили предмет, по которому сдают экзамен, то их тянут на тройки только чтобы не отчислить. Поэтому у детей из бедных семей высших каст (брамины, кшатрии, вайшьи) гораздо меньше шансов получить образование (они поступают на общих условиях при общем большом конкурсе) чем у детей из низших каст. Особенно это характерно для детей из маленьких городов и деревень где школьное образование оставляет желать лучшего. Часто можно встретить рикшу из касты брахмана и менеджера в какой нибудь фирме из числа далитов.
При приеме на работу у людей из низших каст также есть квоты.

Спасибо, что обратили

achadidi аватар

Спасибо, что обратили внимание на эту тему, она действительно актуальна, мне знакомые индийцы о фактической дискриминации высших каст говорили уже 10 лет назад, система квот привела к серьезному ущемлению их прав. Насколько я понимаю, это проблема всех стран, где хотят избавиться от исторического неравенства....

Как интересно и толково

Как интересно и толково пишете! Спасибо.

Арина, спасибо Вам за

achadidi аватар

Арина, спасибо Вам за отзыв!
Мне эта тема просто очень интересна, тема огромная и захватывающая, не даром многие индологи многие десятилетия изучают феномен варн и их развитие :) И я очень рада, что на индонет приходят заинтересованные читатели, которые хотят разобраться с частностями и деталями. У меня об индийских "кастах" и варнах здесь несколько публикаций под разными углами, кстати, возможно будут еще и другие со временем.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
М
ц
п
Ю
1
Введите код без пробелов, учитывая регистр