Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Архитектура Индии. Краткая история развития храмового зодчества

(Пред) История индийской храмовой архитектуры

История индийской скульптуры и архитектуры уходит своими корнями в во времени периода цивилизаций долины Инда - Мохенджо Даро и Хараппа, которые простирались на территории, покрывающей северо-западную Индию, Афганистан и Пакистан, и появление которых относится по разным данным от 5 до 3 тысячелетия до нашей эры.
Однако древние школы, процветавшие в те времена, умерли с цивилизациями, которые питали их входновение, оставив для нас лишь след в виде немногих дошедших до нас образцов хараппской скульптуры и культовых предметов. Древние цивилизации долины Инда погибли в середине 2 тысячелетия до н.э. предполагается, что под натиском кочевников - арийских племен, пришедших с севера.

Существуют версии, что культуры пришли в упадок по внутренним причинам либо в связи с изменением природных условий, например пересыханием крупнейшей реки региона Сарасвати.
Возвращаясь к теории арийского вторжения, предполагается, что арья, поклонявшиеся явлениям природы и жившие в согласии с животным и растительным миром, не проявляли интереса к завовеванным городам, с их высокоразвитой цивилизацией, оставляя их на медленное обветшание, и заселяли прежде пустынные области долин Ганга и леса предгорьев Гималаев. Оседлый образ жизни арийцев требует от них изменения привычно уклада жизни, строительства деревень, а потом и городов, в этот же период пантеизм арьев приводит к развития раннего индуизма и созданию Вед. В начале ведического периода храмы не существовали в привычном нам виде. С течением времени усложнение ритуала потребовавшее, очевидно, большую индивидуализацию божества при обрядах, а также оседлый уже образ жизни арьев, привел к появлению изображений божеств (мурти) и собственно храмов, как помещений, созданных для временного пребывания божеств и общения с ними верующих.

Установить точную дату рождения собственно храмовой архитектуры Индии представляется затруднительным. Самые ранние храмы Индии, скорее всего, были построены из недолговечных материалов таких как древесина и глина.
Храмы-пещеры, храмы, вырезанные из камня или построенные из кирпича появились позже, в начале 1 тысячелетия. Массивные каменные структуры с декоративной архитектурой и скульптурой принадлежат уже к средневековому периоду.
В обозримый исторический период индийская храмовая архитектура и скульптура развивалась от относительно простой
буддистской системы архитектуры к поражающим воображение образцам индуистского зодчества, многие из которых признаны достоянием нашей цивилизации и включены в соответствующий реестр Юнеско.

Архитектура эпохи Маурья (4-2 века до нашей эры)

Правление династии Маурья в Индии было временем строительства городов, дворцов и дорог, и конечно храмов. Наиболее известный из императоров Маурья - Ашока 1, объединивший север Индии и часть совеременого Непал и объявивший буддизм государственный религией, прославился строительством дворцов, буддийских ступ и стамбха - колонн с фигурами на капители,
некоторые из которых сохранились до наших дней в Непале.
Ступы представляют собой аналог христианских часовен. Ступы - полусферы из кирпича или камня, сооруженные для заложения какой-либо буддийской святыни или просто текста. Реликварий находится над куполом слупы и большом металлическом кубе, на котором нарисованы "глазы Будды" и который увенчивает шпиль. К этому периоду относится ступа в Санчи, построенная из кирпича и облицованная камнем. Ступа, судя по фото, довольно обычная, но вот ограда и ворота у нее очень интересные - каменные, созданные в технике деревянного забора..
Самая большая ступа Будднатх находится близ Катманду в Непале. Сооружение поражающее воображение, особенно когда идешь по куполу над домами и монастырями прямо по кромке неба. Но больше всего запомнился мне Будднатх круговым обходом, по которому под нескончаемое Om mani padme hum бродят толпы местных буддистов, преимуществено тибетских стариков и старушек, монахов, туристов.
В этот период начинается строительство пещерных храмов.
После Маурья развитие храмовой архитектуры в Индии почти непрерывно и идет по нарастающей. Первые века 1 тысячелетия - время Кушанского государства (центральная Индия и средняя Азия) и Гандхары (Пенджаб, Афганистан). К этому периоду относятся ступа Амаравати и храм в Бодгайе, чайтьи ("молитвенные залы" - пещерные храмы со ступой внутри) в Карли, Бхадже и первые залы в Аджанте, и многочисленная скульптура.
Сначала появляются первые пещерные храмы, только буддийское, следом индуистские и джайнские. Происходит разделение Нагара - северного стиля храмовой архитектуры, отличающегося криволинейными башнями, и южного стиля Дравида с его храмами в форме обрезанных пирамид.

Нагара - северный стиль архитектуры

Северный стиль храмов Нагара фактически доминирует на 2\3 территории Индии, не затронув только южных областей субконтинента. Храмы Нагара имеют тенденцию быть несколько меньшими, чем таковые же на юге.
Основание храмов прежставляет собой квадрат или прямоугольник. Храмы Нагара иногда имеют два здания, что не встречается на юге - зал для танцев (nata mandir) и зал для предложений (bhog mandir). Однако внутри этого стиля существуют многочисленные различия, определяющиеся не только территориальными особенностям, но и династическими, поэтому принято подразделять архитектурные стили по правящим царскими династиям.

Период империи Гуптов (320 - 650 годы нашей эры)

Империя Гуптов охватывала значительную часть Индии и простиралась на территории Непала, Гуджарата, Пенджаба и т.д. Правление династии Гуптов часто называют Золотым веком искусства и архитектуры в Индии.
В это время закончены пещерные храмы Аджанты (29 залов) в Махараштре и Сигирии на Шри Ланке, почти целиком покрытые монументальными росписями. Вход в пещерные храмы Аджанты этого периода украшается скульптурой, причем как на буддийские так и на традиционные индуистские сюжета.
На этот же период пришелся огромный всплеск Индуизма, который становится официальной религией Империи Гупта, что отмечено появлением неисчислимых изображений популярных индуистских Богов и Богинь и храмов. Первый пример - пример скромной структуры в Tigawa, около современного Джабалпура в Мадья-Прадеше, он имеет все главные особенности ранних индуистских храмов - гарбхагриха, окруженную дорожкой, внешний портик с колоннами на фронтоне и каменную крышу. Этот
храм известен живучести резьбы на его внешних колоннах. Архитектурный стиль Гупла достиг зенита со строительством небольшого храма Шивы в Deogarh, в районе Джанси в штате Уттар-Прадеш - верхняя часть святилища принимает пирамидальную форму высотой не менее 12 метров, к сожалению, большая часть храма не сохранилась. Характерными для Гупта являются также Bhumara (в Мадья-Прадеше), Nachna (Раджастхан)

Империя Чалукья (450-650 нашей эры)

К правлению Чалукья (Chalukya) относится несколько хорошо сохранившихся храмовых комплексов - храмы столицы Айхоле, , а так же церемониальный комплекс Паттадакала. Храмы имели наклонные крыши и невысокие шикхары. Позже к ним были добавлены (пристроены) мандапы, укарашенные колоннами, указывая дальнейшее развитие архитектуры храма. Среди наиболее известных структурных храмов в Айхоле - храмы Huchimalligudi, Ladkhan, а также храмы Дурги. Храмы Паттадакала демонстрируют различные типы архитектуры, среди 9 храмов нет похожих. Храмы Sangamesvara и Virupaksa богато украшены рельефами внутри и снаружи, к сожалению часть лиц обезображена мусульманскими завоевателями. Однако и то, что сохранилось позволяет составить впечатление о блестящих мастерах, наделенных удивительной нежностью и чувственостью.
Именно в некоторых из этих храмов проявляется стиль весара, как комбинация северного и южных способов.
К этому же периоду относятся и пещерные храмы Бадами, в состав которых входят 1 джайнский и 3 индуистских храма, очень хорошо сохранившиеся и удивляющие мастерством и точностью резчиков, скульпторов и архитекторов. В течение периода правления Чалукья скальные и пещерные храмы уступают место храмам, построенным на основе каменной кладки. В пост- чалукский период в государстве Раштракутов (Западный Декан, территория современной Махараштры) в течение 8-9 веков строятся пещерные комплексы Эллоры, последний из которых - храм Кайласанатха, является уже скорее скальным, и храмы острова Элефанта, и храмы Маммалапурама в Тамиле, однако техника пещерного строительства переживает упадок и уходит в историю.

Орисский стиль (8-13 века)

Ранние образцы этого стиля сравнительно небольшие храмы, состоящие из оформленных мандапы и вихары (до 16-18 метров высотой и длиной) например храм Парашумавар в Бхубанешваре. Более поздние - например храм Лингараджа состоит из 4 частей, расположенных на одной оси: зал для приношений, танцев, главнй зал, святилище, причем шикхара вырастает до 40 метров, а территория храма обносится высокой стеной. Шикхара состоит из горизонтальных, резных слоев и заканчивается небольшим барабаном.
Вокруг центральной мандапы располагаются маленькие храмики. К этой школе принадлежит и колоссальный (длиной более 100 метров и высотой 65 метров), но не завершенный храм Солнца в Конараке, и храм Джаганнатха в Пури.

Стиль Соланки (10-12 века)

Стиль храмовой архитектуры Соланки (Solanki), зародился в Гуджарате. Храм имеет традиционный план, украшается многочисленными скульптурами и рельефами, котороые проектировалсь и располагались послойно, создавая игру света и тени. В редких случаях зал имеет больше ярусов, чем один. Храм в Sunak (10-ое столетие), храм Солнца в Modhera (11-ое столетие), Храм Vemala в Abu (11-ое столетие) и Храм Somnath в Катхияваре (12-ое столетие) - некоторые из лучших примеров этого стиля архитектуры. Параллельно в Раджастане развивается близкий к Соланки стиль раджпутской архитектуры, однако обнаружить информацию о нем мне не удалось%((

Дравида - южный стиль архитектуры

Sikhara дравидского храма это слоеная башня, основой которой может быть прямоугольный, шестиугольный, или восьмугольный фундамент. Дравидские башни выше северных, и они растут, и в течение династии Чола некоторые из них достигают 60 метровой высоты от основания. Южные индийские типы архитектуры подобно северным делятся на четыре периода, соответственно основным королевскми династиям, которые управляли южной Индией. При этом сам храм - мандира, состоящий из как правило нескольких камер, окруженный высокими стенами с гопурамами может быть совсем низким, с плоской, сводчатой или покатой крышей и не будет превышать 2 этажей соседних башен. В некоторых храмах дравидского стиля собственно храмовые помещения, где стоит алтарь и проходят ритуалы невелики и соединяются широкими корриддорами, идущими от башен-гопурамов.

Династия Паллава (400-900 годы нашей эры)

Самые ранние примеры храмов в стиле дравида принадлежат периоду правления могущественной династии Паллава (Pallava). Паллавская архитектура делится на две группы: вырубленных в скале (до 8 века) и структурных, т.е. выстроенных храмов. Самые знаменитые скальные храмы Паллавов находятся в Махабалипураме (Mahabalipuram) в Тамил Наду. Эти храмы далее разделены на высеченные в скалах мандапы, украшенные рельефами и колоннами, числом 10, а 8 ратха, т.е. дословно "колесниц", наземных храмов, высеченных из гарнитных монолитов, к сожалению все ратхи остались незавершенными. В Махабалипураме существует уникальный и непоторимый более в индийской архитектуре наскальный рельеф
"Нисхождение Ганги на землю", высеченный под открытом небе на отвесной скале. Прибрежный храм представляет собой комплекс, обнесенный стеной, которая образует замкнутый внутренний двор.
Позднее были выстроены храмы Kailasanatha и Vanikunthaperumal в столице Паллавов Канчипураме (Kanchipuram), считающиеся наиболее яркими образцами структурных храмов Паллава. Комплекс храма представляет собой пирамидальную слоеную вихару с прямоугольной мандапой с плоской крышей, обнесенные высокой оградой с входными воротами, прообразом будущих гопурамов. Ранние храмы были главным образом посвящены Шиве, и были редко украшены внутри.

Империя Чола (900-1200 нашей эры)

Дравидская архитектура достигла ее славы в течение правления императоров династии Чола (Chola), являясь наследницей паллавской архитектурной традиции. Чола построили строил несколько сотен из храмов, и если ранние храмы невелики, то более поздние были огромными, с большими башнями и гопурамами, который возвышались над окрестностями.
Необходимо упоминуть храм большой храм Шивы - Brihadeeswarar в Танджвуре, имюющий 66 метровую пирамидальную башню, самую высокую в Индии, и центральную мандапу около 60 метров длиной. Нижняя часть виманы квадратная, на ней установлена усеченная пирамида, завершаюш\щаяся округлым куполом, при этом весь объем башни выстроен из уменьшающихся в объеме слоев, с повторяющимся декором. Храмовый комплекс состояит из нескольких зданий, обнесенных стеной.
К этому же стилю относятся храмы в Chidambaram, Sri Rangam, Gangaikonda-Cholapuram, Darasuram и Tribhuvanam, достаточно ярко иллюстрирующие этот стиль храмовой архитектуры в южной Индии. Стиль Чола имел значительное влияние на архитектуру храмов Острова Цейлон (Шри-Ланка), а также на более удаленные Юго-восточные государства
Суматра и Ява.

Стиль Пандья (1100-1350 годы)

Архитектура Пандья главным образом сконцентрировался на гопураме, главном входе.
Типичный гопурам того времени состоит из здания, продолговатого в плане, переходящего в сужающуюся башню с прямоугольным дверным проемом в центре его длинной стороны. вводя Пандья также вводят более сложное украшение и большие скульптурные изображения, много колонные залы, новые пристройки, и даже бассейны как к мандапе, так и к башням на воротах. В этот период храм теряет свое центральное местов ансамбле уступая его гопураму. Яркие примеры гопурамов Пандья - Sundara Pandya gopuram, добавленный к храму Джаамбукешвара приблизительно 1250 нашей эры и гопурам большого храма в Кумбаконаме (1350 нашей эры)

Стиль Хойсала (1100-1300годы )

Храмы, построенные в течение правления королей Хойсала (Hoysala), усложнились в плане комплекса и декоративного убранства храмов. Поверхности храмов Хойсала сплошь покрыты декоративной резьбой и скульптурой в стенах, выполненых с
замечательной точностью. Этот самый декоративно насыщенный стиль развился в Карнатаке, храмы в этой технике выстроены в Белуре, Халебиду,Шрингери. Традиция Хойсала была прервана мусульманскими набегами и получила свое дальнейшее развитие в империи Виджьянагара.

Империя Виджьянагара (1350-1565 годы)

К 16-ому столетию почти вся южная Индия была частью Империи Виджаянагара (Vijayanagara).
Главным вкладом периода Виджьянагар были высоким массивные гопурамы и многочисленные мандапы с резными колоннами. В отличие от стиля Чола, где вся структура храма была обычно единым целым, в храмах Хампи- столице Виджьянагара в составе храмового комплекса были многочисленные отдельностоящие мандапы, колонные залы, а так же небольшие храмы со статуями Ганеши и божеств, принадлежащих к доминирующему вайшнавскому культу и т.д. Так например в Хампи мы видели 2 скульптурных изображения - Нарамсингхи 3-4 метров роста, сильно поврежденного мусульманами, и 2-2,5 метрового Ханумана. Другая особенность храмовой архитектуры Виджаянагара - резные каменные столбы, украшенные львами, лошадями,
вставшими на дыбы, и слоны, сторожащие лестничные ступени. Хотя подобные лестницы учень часто встречались мне в Непале - в основном в городах долины Катманду - Патане и Бхактапуте, но храмы там другие.
Храм Pampapati, храма Hazararama и храма Vittalaswami - лучшие примеры архитектуры этого стиля.

Стиль Наяка (1600 и далее )

Дравидский стиль архитектуры принял его заключительную форму в правления Наяк (Nayakа) и длился почти до современных времен. Стиль, развитый этими правителями описан как 'Мадурский стиль' и наиболее очевиден в храме Минакши Сундарешвар в Мадурае. Храм Минакши (17-ое столетие) - двойной храм, поскольку это имеет два отдельных святилища, одно посвященное Шиве в образе Sundareshwara, другое Парвати в образе Meenakshi .
Общее количество колонн в храме превышает две тысячи. Храмы в Шрирангаме, Джамбукешваре, Рамешвараме и Чидамбараме - другие известные примеры архитектуры Наяка.
На севере, главные события в индусской архитектуре храма имели место в Ориссе (750-1250 нашей эры) и Центральной Индии (950-1050 нашей эры) как также Раджастхан (10 th и 11 th Столетие нашей эры) и Гуджарат (11 th-13 th Столетие нашей эры). Храмы Lingaraja (Бхубанешвар), Джаггернаут (Puri) и Surya (Konarak) представляют орисский стиль.

Храм в Каджурахо (Khajuraho), построенном Чандела (Chandellas), храм Сурья в Модхере (Modhera) и другой храм в на горе Абу в Раджастане, построенные Соланки (Solankis) имеют их собственные отличные особенности в Центральной индийской архитектуре.
Бенгалия с ее храмами, построенными в кирпичах и терракотовых плитках и Керале с ее храмами, имеющими специфическую структуру крыши, подходящую для тяжелого ливня области, развитой их собственные локализованные специальные стили. Самые ранние индуистские храмы за пределами Индии найдены на Яве, это например, храмы Шивы в Dieng и idong Songo
(построенные королями династии Sailendra (8 -9 столетия нашей эры); группа храмов Lara Jonggrang в Pranbanan (9 -10 столетия). Комплекс храма Panataran построен на Яве королями династии Majapahit (14 столетие). Сюда же стоит отнести скальные фасады индуистского храма в Tampaksiring Бали (11 столетие нашей эры), храм 'матери' в Besakh Бали (14 столетие), Chen La храмы в Камбодже (7 -8 века), и особенно храм Banteay Srei в Angkor (10 века) и знаменитый комплекс Angkor (12 века) построенный королем Камбоджи Surya.

Автор и источник публикации: 
Achadidi Сычева Анна, впервые опубликовано на http://achadidi.narod.ru Использованы материалы сайтов http://sanathanadharma.com и http://hindunet.com Копировать запрещено! google


Комментариев : 7

смешные люди

копировать запрешено! xDDDDD
... в нашей стране можно все брать что плохо лежит и ни кто не узнает что куда то делось! самом хоть верится что это никто не скопировал?! рассмешили ....просто, молодци :)

рада была

achadidi аватар

вас порадовать, правда пришлось порезать тут мат запрещен вобщем-то
но раз вопрос задан - напишу ответ, что б другие тоже знали
так вот когда вылезете из хронических банов орловских и прочих сайтов и заведете свой, раскрутите его до состояния видимости поисковиков, скопируете что-нить и увидите, что вам потом скажет ваш хостер, когда собственник краденный материал найдет. по моему опыту, когда я находила свои материалы на чужих ресурсах хозяева или материал снимали или ссылку на меня ставили, расшаркиваясь, а хостеры бесплатных ресурсов таковые вообще удаляли. и многие другие авторы делают точно также. иначе придется штраф платить до 50000 рублей если не изменился

права

Да, статью копировать никому нельзя, это вы верно подметили, с такими-то ошибками!

Фото

это все слова, красивые слова, конечно, но без фото конкретных храмов - это все ерунда!

Фото этих

achadidi аватар

Фото этих храмов лежат в альбоме фото храмов Индии,
если вам интересен какой-то определенный стиль храмовой архитектуры тыкните в соответствующий тег, заодно выведутся статьи по этим стилям, если я их писала и города, где эти храмы находятся, там тоже могут быть фотографии

Очень жаль, что

Очень жаль, что есть запрет на копирование. Вот готовлюсь к лекции для студентов по городам Индии и это дополнительный труд перенабирать текст заново (что собственно и делаю) и потеря времени. Кстати, ссылку на источник информации, естественно, помечаю.
Вы поймите, что если текст опубликован, то информацию все равно можно взять. И подобные запреты на копирование только свидетельствуют о вашей же жадности :((

нормально! я езжу за

achadidi аватар

нормально! я езжу за заработанные мной деньги, пишу, трачу время и силы, делаю сайт, плачу за него, рекламу и тд. и не требую ничего взамен даже возмещения моих прямых затрат...

И вы приходите на все готовое, вместо того что бы добывать сведения самому, даже не купив книги, не сделав переводов из путеводителей и тд, ничего, пальцем о палец не ударив, берете мою инфу для того что бы деньги зарабатывать на чужом труде, что ваще то запрещено мной, тут инфа только для личного пользования - ваши студенты могут прочесть тут все и сами... торгуете (!) моими (!) знаниями и еще мне пишите о жадности? это вы - то претензии мне предъявляете? обалдеть!!
халява и неблагодарность в русском народе похоже не излечима :(

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Гима_аи: