Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Молитва или Действие?

Сейчас в нашей стране определенная мода на духовность, мода на йогу, мода на восток и прочую экзотику. И я часто встречаю людей, которые говорят, что занимаются йогой или каждый день уделяют время медитации и молитве или еще что-то такое. Я не сомневаюсь в их искренности, но "жизнь в Боге" подразумевает и действие, активное действие.
Собственно идеал человека, посвятившего себя Богу, в том, что бы сделать себя вместилищем божественной воли и действовать по воле Господа в жизни как того требуют обстоятельства.
У буддистов есть хорошая поговорка: с каждым твоим добрым действием мир становится чуть лучше.
И многие гуру - индусы тоже говорят, что чисто субъективная деятельность, оторванная от мира и его насущных проблем, не является лучшим путем, поскольку является путем ограниченным.
Да и в русской православной традиции не мало примеров того, как святые старцы оставляли свои скиты, когда того требовал их долг, работали на благо общества даже там, где деятельность их могла рассматриваться как светская.

Раджа Бхартрихари сказал: «Солнце дает тепло и получая его лотосы цветут. Облака тоже без приглашения дают воду земле. Великие души всегда берут на себя инициативу чтобы делать добро для других.
Это главный урок природы. Все предлагают себя другим без просьб и без условий. Земля дает. Солнце дает. Вселенная дает. Жизнь дает и никогда не имеет ничего взамен.
Без усилий, легко, в свое время цветок раскрывает свои лепестки. Жизнь приходит в виде дождя. И дождь приходит ко всем, он не говорит: "Вы достойны, а вы нет", он не выбирает и не хочет взять ничего взамен. Он просто дает.
И все в природе, вся наша мать-земля дает нам пример даяния!

Веды учат человека вести чистый и благочестивый образ жизни в духе филантропии и благотворительности. Это единственный путь к спасению. "Будь хорошим и делай добро", в этом заключается суть ведической философии.
Тот, кто читает святые мантры или молитвы и выполняет религиозные обряды и церемонии, а сам не ведет благочестивую жизнь, и не приносит добро другим, подобен человеку, который пашет поле, но не бросает семян.
Тот, кто, чтение мантр и принятия доктрин кладет в основу своей повседневной жизни, подобен человеку, который не только идет за плугом, но и разбрасывает семена, которые дадут всходы, это он пожинает урожай.

Учение о том, что хорошо и нет основано на Вечной Истине. В современную эпоху разума и рационализма, люди часто рассуждают, что хорошо и что плохо. Наша задача состоит в том, как отличить хорошее от плохого, истинное от лжи, добро от зла.
Существует много взглядов и споров на эту тему:
существует категорический императив Канта (поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству) и
Золотое правило нравственности (не делай другим того, чего не хочешь себе или наоборот относись к другим так, как хочешь, что бы относились к тебе).
Есть и не относящиеся к этике принципы, как установка: "Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я делаю плохо, я чувствую себя плохо."

Все эти принципы хороши, но мир не ограничен только человечеством. Деревья дают на воздух, растения пищу, ледники и дожди дают нам воду, природные ресурсы позволяют жить в теплых домах.

А что даем миру мы?

Альберт Эйнштейн сказал: Все мы должны отдавать добровольно, потому, что все что мы имеем дается нам безвозмездно. Попробуйте отдать хотя бы то, что вы получили. И вы увидите, что жизнь всегда будет подводить итоги не в нашу пользу. Даже если мы даем свободно, мы никогда не сможем отдать больше того, что мы получаем.

Давайте же стараться отдавать миру наши долги! Ведь сегодня не только обездоленные люди, но и вся наша земля, природа, животные, реки и деревья так нуждаются в нас - в нашей помощи и защите!
И все мы можем принести вселенной наши добрые дела как крошечную частичку того, что мы получили от нее, как дар нашей любви Богу, создавшему и любящему всех нас!

Автор или источник : 

achadidi специально для indonet.ru, использованы фрагменты цитат из http://timesofindia....


Комментариев : 9

Пусть мода - это же тоже

andrey аватар

Пусть мода - это же тоже действие и может перейти в качество. В остальном пожалуй соглашусь. Разве что к библейским заповедям, основанным на вселенском законе равновесия, можно добавить из живой этики - подобное притягивает подобное, что объясняет необходимость того же действия... :)

Андрей, честно говоря я не

achadidi аватар

Андрей, честно говоря я не поняла ни одной твоей мысли.
Мода - это действие, но оно направлено на потребление, а не на то, что бы сделать мир лучше. Я даже не говорю о вреде эгоизма и пользе альтруизма, я вообще писала о другом. О том, что человек получает от мира все, что он имеет, но не так много людей, которые хотят платить по своим долгам в этой жизни или считают проблемы мира своими.
Причем дело совсем даже не в духовности и прочих громких словах, ведь многие начинают заниматься йогой чтобы поправить здоровье, но не ставят цели принести гармонию в мир, ходят в храмы потому, что быть православным сейчас принято и т.д.
Дело то в том, что бы ощущать внутреннее единство. Я знаю много людей - эко и зоо защитников, например, которые делают нечто полезное совсем не потому, что они такие все из себя воцерковленные, высокодуховные и т.д., а потому, что чувствуют себя (как часть человечества) ответственными за нашу общую землю.

Что за мода, обьявлять

Что за мода, обьявлять молитву "бездействием"? Молитва - это действие.

Молитва это субъективная

achadidi аватар

Молитва это субъективная деятельность. И большая часть христианских и прочих молитв вообще направлена на себя и всякие блага себе любимому, а не миру!
Я вроде не такой большой пост написала... что никто не может дочитать и понять о чем я?
Что сидеть и молиться лучше, чем реально добрые дела творить? с той же молитвой или мантрой?

Я бы не назвал человека

Я бы не назвал человека хорошим только за то, что он молится или медитирует.
А вот если человек делает что-то полезное и хорошее для людей - тогда да, он хороший человек.

Я бы поспорила с "делает

achadidi аватар

Я бы поспорила с "делает что-то полезное и хорошее для людей" потому, что оценка окружающих зависит от направленности социума.
Большевики разрушали церкви, нацисты убивали евреев, охотники убивают животных, и все эти люди получали положительную оценку в своем кругу, но не надо забывать, что в результате такой деятельности были жертвы.
А экологи и зоозащитники, наоборот, воспринимаются большей частью нашего общества враждебно, так что тут не все так однозначно, поэтому я и говорила о разных критериях.
Но с первой мыслью согласна - человека трудно оценить положительно за одни молитвы. И имхо не возможно, если он не подкрепляет свои молитвы и медитации соответствующими действиями, направленными на благо всех живых существ, а не только себя или своего вида.

Прочла и подумалось... А ведь

Инна аватар

Прочла и подумалось... А ведь давно прошла в нашей стране мода на духовность. Разве осталось сейчас даже в простой среде , допустим, уважение, преклонение, почтение? То что я вижу , мне страшно, и даже просто уже стыдно жить в нашей стране становится. Слушайте, а ведь для того, чтобы добро творить, его нужно иметь, иль от рождения, иль воспитать как-то в себе. Вот хоть умолись и замедитируйся, а если ты сам недобрый человек, то тебе и отдать нечего ж...Ну иль там можно заработать в денежном эквиваленте и благотоворительно раздать. Но нет- деньги не идульгенция все ж от черной души, от негативных пятен от социума и на светлой душе, такая добродетельность ни к чему особо и не приводит, ни дающему, ни берущему. Просто потрафляет развитию лени еще большей у берущего. Не знаю, но мне кажется, что наши души в большинстве с годами, сталкиваясь с окружающим социумом становятся все черствее, все темнее, и добро им творить просто нереально, его просто почти нет, а то малое, что осталось, раздавать жалко (Сентиментальность не путать с добром).
Я говорю с высоты своего возраста зрелой , но не старой женщины. А вот к старости о душе, наверное, люди больше думать начинают, все ж ада побаиваются в конце пути, да и времени там побольше для дум будет. К старости я основательно задумаюсь над поговоркой: "Все что ни делается, все к лучшему". Эти слова мне покоя с детства не дают. Ведь в конце- смерть. Т.е. самое лучшее в жизни человека именно она...Т.е. как в конце сансары все же приходит мокша...А в этой жизни вот ну мы все несвободны. Знаете, не в Индии, а в Тае меня поразило то, что люди стараются жить, не мешая особенно другим, не навязываясь (субъективное мнение). Такая жизненная позиция мне очень импонирует, потому как и во мне она заложена, с ней жить комфортнее, право слово.
А во многих других странах, особенно у нас в России каждый человек, как бы то ни было сам себе и Бог. Он на первом месте. И его основная цель в жизни все же как ни крути остается банальная вещь- получение удовольствия. Причем эта цель едина и у богача и у бедняка...., и у слона, и у казявки, у всего живущего. Вот и пихаются у нас локтяи=ми за эту цель, отталкивая друг друга совсем даже просто неинтеллигентно. И это наш реал.
А если будешь молится без действия, то окажешься далеко и от кормушки, где удовольствие раздают. Ну, нельзя быть свободным от общества, когда в нем живешь. Нельзя прекращать и борьбу. И молиться. Т.е. одно другого ж не исключает. Не нужно делать только одно или только другое. Только как сбалансировать молитву с действием? Это уже счатье будет- гармония! Оно для многих просто мечта недостижимая...

Да, мне тоже кажется, что мы

achadidi аватар

Да, мне тоже кажется, что мы стали черствее и наверное больше думаем о себе даже в благотворительности, зарабатываем очки перед Боженькой вместо того, что бы делать что-то от чистого сердца. Я не про себя и тебя, вообще, в принципе.

Мне кажется мода на духовность все таки есть, по крайней мере внешнюю духовность, народу в церквях прибавилось по сравнению с тем, что было 20 лет назад, теперь половина населения крещеная, но просвет от этого почему то не появляется. И светлячков, которые что-то осознали и работают на всеобщую гармонию стало больше, по крайней мере раньше у меня не было столько знакомых, которые задумывались о благе других и судьбе всего мира.
Но в массе потребительские тенденции развиваются еще быстрее, ведь теперь и интернет, и радио, и тв это просто навязывают - у вас есть большой новый телек, джип, микроволновка? пора купить!

Да, на мой взгляд, как и в приведенных цитатах - путь молитвы без реального действия - это просто попытка казаться себе хорошим и правильным или праведным. Если то, что является содержанием духовности не реализуется в реальных поступках человека его молитвы пусты для мира, как и действия, лишенные направленности на всеобщее благо.
Безусловно гармония - это идеал, но ведь именно к нему и стоит стремиться и внутри себя и в повседневной жизни.
Спасибо, что поделилась размышлениями.

Анна, мое мнение и я в нем

anjagauri аватар

Анна, мое мнение и я в нем консервативна: молитва без действия - это просто слова. Именно поэтому, много лет назад, когда заинтересовалась Индией, а единственным живым источником о ней в родном городе оказалась община вайшнавов, побывав пару раз на их встречах, я разочаровалась.
Пусть доказано, что определенная комбинация звуков (молитва, мантра) оказывает определенное положительное действие, но по мне перевести одну бабушку через улицу полезней, чем сто раз помолиться. А про черствость, иногда самой становится страшно, черствею. Идешь мимо той же бабушки и боишься, что сейчас она тебя поросит через дорогу перевести, а я тороплюсь, понимаешь...

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
высок_нравственный: