Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Учебники истории, 5 класс, Древняя Индия. Сравнение

Чето вдруг захотелось школьный учебник почитать, а то че я все выпендриваюсь Бэшемом, да Расселом, проще надо быть, ближе к людям... Откуда дети знания берут? из учебника! А родители откуда? А из того же учебника, скорее всего, ибо поди не помнят чему их учили лет 15-20-30 назад.
Древняя Индия - это учебник для 5 класса. Мда...
"...всё зло от полуобразованности" (Монтень)
Вообще то прикольно, если бы не было так грустно, это все таки история....
Учебников истории для 5 класса (в интернете) оказалось несколько. Сомнительные места подчеркну, комментировать буду минимум, и ругаться, учебники расположу в порядке сравнительно убывания сомнительности и прибывания информативности и (относительной, ибо все относительно) достоверности (подтвержденности работами индологов и источниками в литературе Древней Индии), список литературы внизу.

1. Учебник "История древнего мира" для 5 класса. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.

1. Миф о происхождении четырех каст. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы. появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Большинство народа - земледельцы, те, кто пашет землю и пасет скот, созданы из его бедер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребенок или поросенок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг - слугами. У людей разных каст все должно быть несходно - и дом, и еда, и одежда. Даже цвет одежды, каждой касте, подобрал особый: брахманам - белый, воинам - красный, земледельцам - желтый, а слугам - черный.

В серьезной литературе ничего про цвета одежды не встречала, есть указания только на цвет священного шнура, это просто ремарка, я могла и пропустить ченить.
А вот сравнение людей с животными - это круто! Автор даже не в курсе насколько круто в свете теории реинкарнации...

5. "Неприкасаемые". Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли "неприкасаемыми". Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачугах за ее пределами, а питались отбросами. С ними никто не садился за один стол - все равно что с каким-нибудь грязным животным. "Неприкасаемые" носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошел и не прикоснулся. И когда они входили в деревню убрать мусор или сделать другую черную работу, то люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных существ.

Поскольку оговорки нет, то отсюда получается, что неприкасаемые разновидность шудр, ведь это шудры означены выше как слуги... ну-ну....

Как видно автор сего шедевра, поставленного мной на 1 место по степени полу-образованности (не знаю кто из авторов это писал), но миф о Пуруше в Ригведе (откуда он и проявился) не читал явно, не знает, что слово каста в Индии появилось веке в 17 - с португальцами вместе и т.д....

2. История Древнего мира, учебник для 5 класса, Колпаков С.В. Селунская Н.А.

Арийские племена в Индии. В первой половине II тысячелетия до н. э. с северо-запада на территорию Индии проникли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселились по всему Индостану. Существует много предположений о том, откуда пришли эти племена. Некоторые учёные полагают, что их родина — северное побережье Чёрного моря. Арии были кочевниками, разводили коров и лошадей. Большую часть населения Индии к этому времени составляли дравиды. Их главным занятием было земледелие. Основную роль в обществе дравидов играли женщины. Они заправляли всеми делами в племени и даже были жрецами. Дравиды поклонялись грозной богине-матери и страшным богам-демонам. Завладев плодородными землями дравидов, арии постепенно перешли к оседлому образу жизни и освоили земледелие. Со временем арии и дравиды образовали единый народ.

Теория арийского вторжения, хоть и мне нравится, все таки не доказана и официально считается спорной.
Кому дравиды поклонялись я не сильно в курсе и про матриархат у них тоже, а вот про богов-демонов улыбнуло до ушей, так богам или демонам все таки? или они все такие страшные что не разберешь? :)
Последнее звучит интересно - единый народ... это в смысле индийцы? Не удивительно, что люди потом ищут индийский язык. Мда... с учетом того, что на территории Индии раздробленность была аж в 20 веке, а дравидские и индо-европейские народЫ, ибо их несколько, каждый со своим языком, письменностью и прочей культурой, до сих как бы не объединились и не собираются вобщем то, наоборот требуют конституционно закрепить свою культурную идентичность....

Индийские варны. Всё население Индии делилось на четыре варны — жрецов, воинов, земледельцев и слуг. По легенде, людей на варны разделил бог Брахма. Каждую он создал из разных частей своего тела. Из уст его вышли жрецы — брахманы, и поэтому только они получили возможность беседовать с богами. Из своих могучих рук Брахма создал царей и воинов — кшатриев. Они должны были править государством и защищать народ. Из бёдер он создал земледельцев — вайшиев, а из ступней, запачканных в пыли, Брахма сделал слуг — шудр.
Каждый индиец с самого рождения причислялся к той же варне, к которой принадлежал его отец. Переходить из одной варны в другую строго запрещалось . Каждый должен был заниматься лишь тем делом, которое ему было суждено по рождению. Люди, принадлежавшие к разным варнам, отличались не только родом занятий, но и своими домами, одеждой, даже её цветом. Например, брахманы одевались только во всё белое, кшатрии — в одежды красных цветов, а вайшии — в жёлтое. Презираемые же всеми шудры должны были всегда носить одежду чёрного цвета.

Автор сей части учебника тоже миф о Пуруше не осилил, зато сказал в индологии новое слово "презираемые всеми шудры"... Между нами девочками, шудры, хоть и не дваждырожденные и простой народ всегда "презираемый всеми", кто сверху (это по новостям в РФ заметно), но таки упавиту шудры носили, и храмы посещали хоть и не все, и пураны им читали... автор поди таких словей не знает. И шудр с неприкасаемымми (далитами или париями) спутал, а какая на хрен разница то, дети ж не будут проверять...
Бред короче и халтура.

3. История Древнего мира : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина ; под общ. ред. В.С. Мясникова.

Арии. Возникновение варн
Во 2-м тысячелетии до н. э. на территорию Индии проникают племена ариев (слово «арья» означает «благородный»). Большинство сведений о них содержится в древних религиозных гимнах и поэмах. Они объединены в сборники под названием «Веды», что в переводе означает «Знание».
В этот период в Древней Индии начинается разделение общества на разряды - варны. Согласно преданию деление общества на разряды произошло из частей тела бога Брахмы. Из уст Брахмы возникли жрецы - брахма-
ны, из его рук — кшатрии — цари, князья, знатные воины и их семьи, из бедер — вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы, из ступней — шудры — слуги. Представители брахманов, кшатриев и вайшьев именовались «дважды рожденными». Только по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, то есть посвящения во взрослые, полноправные члены общества, варны.
Принадлежность к варне определялась рождением и передавалась по наследству. Браки между представителями различных варн запрещались. У каждой варны были свои обычаи, права, занятия, даже собственный символический цвет. Белый — у брахманов, красный — у кшатриев, желтый — у вайшьев и черный — у шудр. Кроме того, существовали люди, не входившие в варны. Это были парии, неприкасаемые. Они выполняли самую тяжелую и грязную работу. Постепенно оформлялись еще более мелкие разряды — касты. Между кастами сохранялись такие же строгие разграничения. Такое деление общества практически без изменений просуществовало до ХХ века.

Датировка не доказана никем, это только предположение, которое может оказаться через пару лет неверным...
Тоже про варны у кого-то списали похоже.
А про браки... это во 2 тысячелетии до РХ то?
И что стало с тем делением в 20 веке, оно что куда то делось штоль? или я не в той конституции не той Индии таблицу каст видела?
Вопросы риторические, понятно. Но тут хотя бы инфа какая-то есть, написано про вне-кастовых наконец, хотя сами видите, вопросы возникают...

4. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 КЛАСС, УКОЛОВА В. И., МАРИНОВИЧ Л. П.

1. Варны и касты. Индуизм определял устройство индийского общества, его деление на особые разряды - варны. Варна на санскрите означала "цвет". Потом этим словом стали называть те группы, на которые было разделено общество в Древней Индии.
Возникновение варн индийцы связывали со своими представлениями о происхождении первого человека Пуруши. Боги создали его тысячеглазым и повелели ему быть "родителем всех родителей". От Пуруши произошли все люди. Из его рта вышли брахманы - жрецы. Они занимали самое высокое положение. Брахманы знали священное учение и служили богам. Существовала поговорка: "Все в мире повинуется богам, а боги повинуются брахманам". Убить брахмана означало совершить самое ужасное преступление.
Из рук Пуруши произошли кшатрии - воины, те, кто обладал властью. К кшатриям относились раджи (цари, князья), знатные воины и члены их семей.
Из бедер Пуруши родились вайшьи - земледельцы, а также те, кто делал другую уважаемую в обществе работу.
Из ступеней Пуруши произошли шудры - слуги. Они обслуживали представителей более высоких варн. Представители первых трех варн назывались "дважды рожденными", ибо, проходя посвящение, они как бы обретали второе рождение.
Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный ШНУР - "упавита" ребенок символически родился второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался.
Представители каждой варны имели право ; носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.
Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.
Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью.
Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды - касты. Так, например, из варны вайшьев выделились касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были парии.

Только браки между варнами вполне себе разрешались, и до появления кастовых ограничений очень даже практиковались, впрочем и потом тоже.
К последней части, все таки парии - это "отверженные", оно так и переводится, сейчас считается, что это люди, которых из касты выгнали, а неприкасаемые (вне-варновые) вообще, неприкасаемых каст было и есть несколько, но это не существенно.
Посему, я как человек, который в индийской теме копается не 1 год, считаю, что это самый относительно правдивый учебник, авторы которого в вопросе разобрались предварительно, хоть и не слишком. Ну и за это им большое спасибо!

А вот насчет первых учебников истории... это я разбор полетов небольшое сравнение по Индии, о которой кой чего знаю, провела, про остальное не знаю, но уровень дезинформации или недостоверности (не подтвержденности источниками) информации наверное такой же... Наверное еще и другие учебники есть, но с меня и 4 штук хватило.

Господа! право обидно, это же история! наука, которая должна оперировать фактами и проверенными данными, а не домыслами и собственными рассуждениями авторов книг на тему. Стыдно! И очень грустно, что школьные учебники стали рассадником заблуждений!
Так что Большой Привет Министерству, которое такие учебники истории утверждает, Министерству (Полу-) Образования!

PS Все вышенаписанное как комментарии - мое личное мнение, не претендую на 100% правоту, готова обсуждать, дискутировать и признавать свою неправоту, но я могу сослаться на источники своей осведомленности, что и делаю в конце...

Список литературы, то есть источники по темам:

1. Ригведа: миф о Пуруше, см. Пуруша сукта (разжевано с цитатами в https://indonet.ru/a... )
2. Махабхарата: о дхарме варн, см. Бхагавад-гита (цитаты в https://indonet.ru/a... )
3. Чхандогья упанишада о переходе из варны в другую (цитаты в https://indonet.ru/S... )
4. Законы Ману о формировании каст (цитаты в https://indonet.ru/a... )


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
медита_ия: